Все же неглупым человеком был
Иосиф Сталин, заметив в статье «Марксизм
и вопросы языкознания» следующее: «…
кризис литературы обусловлен падением
к ней интереса, утратой ее
привлекательности». Дважды по этому
поводу отечественная словесность
поднимала мятеж. «Серебряный век», по
мнению Виктора Ерофеева, закончился
абортом, сиречь пролетарской
революцией. Современный постмодерн,
добавим мы, – выкидышем, то бишь полным
неприятием массовым читателем. Ныне
тон задает беллетристика и
криминальное чтиво. Над литературой
вообще нависла угроза насильственной
ликвидации. Виртуальная реальность (понятие
употреблялось еще в позапрошлом веке в
книге Данилевского «Россия и Европа»)
вот-вот глубоко и гибко познает мир.
Классику скоро можно будет сдать в
архив, а бойцы еще вспоминают минувшие
дни…
Ярчайший тому пример -литературный
семинар «Череповец -2002». За два дня два
писательских звена из Москвы и Вологды
оценили 27 рукописей. В рамках
мероприятия прошла выездная сессия
Союза писателей России. Четыре
секретаря и председатель правления
столичного колосса вместе с бюро
областной писательской организации
выбрали достойных высокого звания,
определили кандидатов. Один из могучей
кучки вологжан Сергей Алексеев
признался, что ему нравятся «школьные
рассказы» постоянного автора «К»
Александра Сидоренко.
На все про все потрачено полтораста
тысяч рублей. Городская казна
подкинула 74 тысячи целковых. Остальное
покрыли спонсорские пожертвования «Северстали»
и ФМК. Председатель правления Союза
писателей России и главный редактор
журнала «Роман-газета» Валерий Ганичев
так и сказал: «Череповец подпитывает
духом и сталью литературное дело
Вологодчины». Да и как без
вспомоществования. Прошли те времена,
когда в крупнейших издательствах
печатались миллионными тиражами сотни
наименований книг. Можно, конечно,
возвести Дни славянской письменности в
ранг национального праздника. Или на 100-летие
Транссиба прокатиться писательским
поездом от Владивостока до
Новосибирска, чтобы за две недели и 70
встреч засеять всю магистраль
двухтомником Распутина. Но положение
литературы отнюдь не определяется
писательскими слезами.
За «униженных и оскорбленных» на пресс-конференции
вступился бывший депутат
Законодательного собрания области Лев
Проничев. Мол, в друзьях у вологодских
писателей и губернатор, и председатель
Законодательного собрания области
ходили, а что толку? На что
новоиспеченная глава культурного
департамента Вологодчины Валентина
Рацко возразила: «Одиннадцать лет
департамент возглавлял поэт Владимир
Кудрявцев и к нуждам писателей
относился очень внимательно. Это
выплаты пособий литераторам, принятые
на законодательном уровне,
финансирование издания литературного
альманаха «Вологда», праздничные
мероприятия по случаю 40-летнего юбилея
областной писательской организации,
юбилейные торжества наших земляков -выдающихся
прозаиков и поэтов».
И все же литература бледнеет и отходит
на второй план, как музейная ценность.
Еще какое-то время она будет
существовать подобно иконописи,
пребывая в состоянии умерщвленного
канона. Ведь присягнувшая на верность
массовому читателю литература уже
оставлена позади телевидением и
Интернетом. Утраты пока скорее
количественные, нежели качественные.
Потому что книга –это единственный
поставщик образов, выраженных словесно.
Но роль автора как пророка и учителя
жизни уже исчерпана. Кому нужны
писательские рассуждения? Читатели
должны пьянеть от чтения, а не дохнуть
от скуки. Как сказал бы тот же Ерофеев: «Литературе
нужен автомат «Узи», а не допотопная
винтовка-трехлинейка».
Слабость литературы – это следствие
пассивного читательского сознания.
Чтение сегодня поверхностно, больше
для удовольствия, развлечения.
Современную литературу можно сравнить
с европейским театром, который не
воспитывает и образовывает публику,
как русский, а делает шоу. «Поглупление»
читателя похоже на потепление климата
на Земле. Озоновые дыры виноваты в
климатической катастрофе. В том, что мы
перестали читать, виновата массовая
культура. Современная молодежь (хотя
автору этих строк всего 30) -это
потребители и «наслажденцы». И вряд ли
литература справится с тотальной
глупостью в условиях высоких
технологий...
На снимках: положение литературы
сегодня плачевно -с этим согласны и
местные, и столичные писатели; С.
Алексеев: «А мне понравился ваш
Сидоренко!»
Алексей ЛЕНКЕВИЧ.
Фото автора.