27 мая Саше Башлачеву исполнилось бы 42
года. Он ушел 14 лет назад, но люди,
которым он дорог и близок и которые его
любили, глядя на оставшиеся
немногочисленные видеокадры и снимки,
до сих пор не могут к этому привыкнуть.
Это больно и страшно еще и потому, что
Саша ушел, когда ему было всего 27... И
этот расклад совсем не по возрасту и
ему не к лицу. Прошел бум газетных и
журнальных публикаций. Разных: хороших
и не очень. Искренних, написанных с
любовью, и других, с нестыковками по
датам, фактам и откровенным враньем.
Когда человек уходит из жизни, такая
возня неизбежна, и тем она больше, чем
значительнее личность.
Но радует и другое... Спустя 14 лет на его
могиле по-прежнему цветы, колокольчики...
и люди. Его слушают. Его помнят. Его
любят. Его знают даже те, кому сейчас
едва ли больше четырнадцати. Он по-прежнему
интересен и нов для тех, кто его «открывает»
впервые.
Он слышал то, что хотел услышать
О череповецком периоде жизни
Башлачева упоминается редко и вскользь:
родился, учился, писал песни для рок-группы
«Сентябрь», да пожалуй и все.
Наверное, это не совсем справедливо.
Ведь большую часть жизни Саша провел
именно в Череповце. Здесь он впервые
взял в руки гитару, написал первые
стихи, прочел первые книги. Здесь
остались его родные, друзья. И, может
быть, корни загадочной фольклорной
русскости и великого трагизма в
смешном и наоборот, о происхождении
которых так любят рассуждать
исследователи его творчества, берут
начало здесь, в Череповце?
Абсолютно ничего не берусь утверждать
и не претендую на истину в последней
инстанции. Цель этой публикации -всего
лишь приоткрыть непрочитанную
страницу биографии, которая, может быть,
даст ответ на некоторые вопросы о
творчестве замечательного поэта и
музыканта Александра Башлачева.
-Пианино появилось в доме для Лены, но
играл больше Саша. Он играл часами, -
вспоминает Нелли Николаевна, Сашина
мама. -Я помню, как подходила к дому и из
раскрытого балкона доносились аккорды.
Саша сам научился играть... И на гитаре
тоже. Может быть, ему кто-то и помогал,
но во всяком случае в музыкальной школе
он не учился. Он и читать выучился сам,
очень рано. Все удивлялись, что такой
маленький и уже бегло читает. Вообще
тяга чтению у него была всегда.
Книжки, которые я ему читала, Саша знал
наизусть и часто меня поправлял. А
потом он сам стал много читать. Может
быть, поэтому его школьные сочинения
всегда выделялись. Надо сказать, что с
преподавателем литературы Саше очень
повезло. Позже, когда учился в
университете, писал: «Мама, обязательно
прочти такую-то книгу». А потом, когда
приезжал, интересовался, прочла я или
нет.
-Нелли Николаевна, а вы как-то пытались
представить, кем Саша будет? Какую
профессию выберет?
-Я знала, что он гуманитарий, а с
профессией Саша сам определился -выбрал
журналистику. К точным наукам он не
особенно тяготел.
-На школьных фотографиях он
длинноволосый, в джинсах. У Саши,
наверное, были по этому поводу проблемы
с учителями?
-Да, учителям это не особенно нравилось.
А вообще Саша не был проблемным
ребенком. В нем никогда не было
агрессии. Он очень переживал, если
ненароком обижал кого-то. Обязательно
извинялся.
-В его «Ванюше», «Егоркиной былине»
много образов, речевых оборотов,
присказок из русского фольклора. Как вы
думаете, где он все это мог слышать?
Может быть, он часто бывал в деревне?
-Нет, ничего такого не было. Русская
речь очень богата, и слышать ее можно
где угодно. Наверное, просто Саша умел
услышать то, что хотел. Мы ломаем головы:
откуда? Городской парень -и вдруг такое:
одевает деревенскую простоту смыслом,
наполняет болью душевной, и все это
звучит -аж мурашки по спине.
Дорогой Егор Ермолаевич,
Зимогор ты наш
Охламонович,
Износил ты душу
До полных дыр,
Так возьмешь за то дорогой
мундир.
Наверное, ответ на вопрос нужно искать
у него самого. Так слушай, как же нам
всем не стыдно?
Эй, ап -спасите наши души!
Знаешь, стыдно,
когда не видно,
Что услышал ты то,
что слушал.
19 комната -«второй дом»
Мы познакомились с Сашей в 83-м году.
Тогда он уже написал свои «сентябревские»
песни и в Череповце был довольно
известен. Как раз в это время он работал
корреспондентом в партийном отделе
газеты «Коммунист» и даже иногда, по
особым случаям, с большим нежеланием
надевал на работу строгий костюм.
Однажды мы просто шатались по городу.
Было холодно. Он сказал: «Пойдем к Бобе...»
-Это кто?
-Мой друг.
И мы пошли к Бобе... Дверь открыл
длинноволосый с иконописным лицом
парень. Вид у него был явно чем-то
удрученный. Саша спросил:
-Ну как, похоронили?
-Да, прямо у кладбищенских ворот.
-А саксофон брал?
-Хотели по си-бемолю ударить, да в такой
холод инструмент жалко морозить.
Когда Боба ушел ставить чайник, я
спросила: «А кто у него умер?»
-Кот, -ответил Саша.
Вообще-то Бобу тоже зовут Саша, он
одноклассник Башлачева, классный
музыкант, художник, фотограф, и много
чего еще хорошего можно про него
рассказать. Но он стеснительный и
просил ничего не говорить.
Мы сидим, листаем альбомы со старыми
фотографиями. У Бобы они в идеальном
порядке, «по полочкам» и в компьютере
тоже. Он вспоминает, как сразу после
школы они с Сашкой целый год работали
художниками-оформителями на коксохиме.
Это был 1977 год.
-Рисовать он не умел и поэтому сказал
мне: «Ты будешь рисовать, а я -подносить
краски». Мы писали лозунги, плакаты,
оформляли машины перед демонстрациями.
А ночью по пятницам слушали Севу
Новгородцева. Веселое было время, -говорит
Боба.
«Сентябрь» появился в 1979 году. Саша
Башлачев тогда учился в Уральском
университете и, изредка наведываясь
домой, почти все время проводил вместе
с «Сентябрем» в 19-й комнате городского
Дома культуры. Он не однажды говорил
мне смеясь: «ДК -это мой второй дом». С
подачи Башлачева группа попала на «Золотой
камертон». Саша как-то увидел заметку в
«Комсомольской правде» об этом
конкурсе, и вместе с Бобой они написали
письмо о том, что в Череповце есть
группа «Сентябрь» и т.д. Послали записи,
на ответ особенно не надеялись, хотя
приглашение пришло.
-Меня на «Камертоне» не было. Не
получилось с поездкой, -вспоминает Боба,
-но знаю, что выступали они в концертном
зале «Орленок». Там были Шевчук, Катя
Семенова и еще какие-то группы. Там
Башлачев и познакомился с Шевчуком.
-Саша, ты, наверное, помнишь, что он
любил слушать тогда, какую музыку?
-Помнишь, раньше были тетради-опросники?
У меня такая сохранилась, и там Сашка на
эту тему даже два раза отвечал в разное
время. Он извлек откуда-то старую общую
тетрадь, исписанную ответами на самые
разные вопросы, где под № 15 значилось -Александр
Николаевич Башлачев.
Вопрос:«Какие песни вы любите?»
№ 15 отвечает:
«Красоту мелодий Маккартни,
психологические рисунки «Pink Floyd»,
интересное разнообразие «Queen»,
чарующих Элтона Джона, Донну Саммер,
Маричку Вареш, Дейва Хилла, Салли Карр,
Демиса Руссоса, озорных и пленительных
«Beatles», очарование Градского и
Пугачевой,«Окон» и Тухманова и
многоемногое другое. Поистине
разнообразна красивая музыка».
Забавная штука эти анкеты. Особенно
интересно полистать их через много лет.
Вот еще один вопрос в анкете:
«Бывают ли минуты, когда не хочется
жить и что делаете в таких случаях?»
Ответ: «Бывают. Живу...» И дальше... «Что
бы вы сделали, если бы у вас была
волшебная палочка?»
Ответ Саши: «Я бы многое изменил в людях,
обществе, облике нашего грязного мира».
Запись в анкете датирована с указанием
места ее заполнения -14 июня 1977 г. У себя
дома.
Саша все время был одержим какой-то
идеей. И это не давало покоя остальным.
Он не стремился к этому специально, но
так уж получалось, что всегда был в
центре, потому что ему первому в голову
приходили какие-то идеи, которые
заставляли шевелиться остальных.
Классе в десятом он написал книгу в
соавторстве со своим другом Максимом
Пермяковым. Называлась она «Агент 0013,
или Супермен в СССР»... по аналогии с
флеминговским «Агент 007». Прочитать эту
книгу мне не довелось, но Саша однажды
рассказывал, как ее писал: «Если один из
героев оказывался лишним, я его убирал.
С ним что-нибудь случалось трагическое».
Сашин друг Дима вспоминает: «Это было
что-то... Книгой зачитывались. Она
состояла из трех или четырех общих
тетрадей. Ходила по рукам, и ее
перечитала, наверное, вся школа. Образы
поражали. Такое в советское время не
пропустила бы ни одна цензура, это и
притягивало. Написана она была языком,
на котором мы говорили, а не «причесанным».
Например, помню: меня поразило такое
смачное сравнение: «Пуля с чавканьем
вошла в печень, ударилась о позвоночник»...
и т.д. Тогда это было ново и интересно.
Потому и зачитывались.
-Дима, а Саша, когда учился в школе,
играл на гитаре?
-Нет, на гитаре играли мы с Максимом, а
Саша -на клавишных. Это потом уже
появилась гитара... Мы постоянно
создавали какую-то группу. Бегали на
репетиции в какой-то клуб и мечтали
ездить с гастролями по стране. Хотелось
автобус, облепленный афишами, чтобы
туда загружать аппаратуру и
гастролировать.
Мне попался на глаза еще один «опросник».
Вопрос: «Что такое слава?» Ответ А.Б.: «Если
добьюсь, скажу точно».
Предполагал ли тогда Саша, что к нему
придет слава, сказать трудно, но при
общении с ним всегда чувствовалась
какая-то его исключительность. Не
искусственная, а просто он был таким. Он
излучал какую-то энергию (и это
абсолютная правда), которая
притягивала к нему людей. Но он никогда
этим не пользовался, он просто был
таким, какой есть.
В предисловии к книге «Посошок»
Александр Житинский, автор знаменитого
«Путешествия рок-дилетанта», называет
Сашу Башлачева «явлением природы».
Называли его и «крупнейшим поэтом
русского рока», и «одной из вершин
хребта, имя которому -рок-культура», и
гением...
Его растаскивали по цитатам и
заглядывали в личную жизнь... Последнее
особенно неприятно, поэтому не хочется
опускаться до пикантных подробностей
жизни, как, впрочем, и подниматься до
высот гражданского пафоса. Как и у
любого человека, у него были
достоинства и недостатки, к которым
должно относиться по-человечески.
Может быть, не совсем к месту, но мне
почему-то вспоминается наш разговор с
Сашей о словах, о том, как осторожно
нужно относиться к слову. Он тогда
сказал: «Самое обидное для меня
ругательство -«дрянь». А слово «бездарность»
употреблять вообще нельзя. Потому что
бездарностей не бывает». Он был всегда
очень честным, удивительно честным и
искренним и в жизни, и в стихах.
Главное, что он нам оставил, -творчество.
И если вы его полюбили однажды, то это
навсегда. Любите его и помните его. Как-то
он сказал Артему Троицкому: «Души
держит на небесах энергия памяти».
Арина МАСЛОВА.
Фото из архивов Александра Смирнова и
автора.