Прошлым
летом трамваи пестрелиобъявлениями:“Предприятию“Череповецэлектротранс" требуются
на работу кондукторы. Зарплата до 2000 р.
Приглашаем студентов на время каникул!”
Как
не откликнуться на такое гостеприимное
приглашение? На следующий день после
оформления документов и одного рейса-стажировки
я уже приступила к работе. Полтора месяца
мне было дано на то, чтобы понять: работа
кондуктора - не синекура.
Начну
по порядку.
У
каждого кондуктора - свои “маршрутные”
симпатии и антипатии. Мне, например,
нравилась “четверка”: народу много, почти
все покупают билеты - выручка за день больше,
а значит, и премия больше. Хуже работать на
“двойках” и “восьмерках”, хотя и гораздо
спокойнее. Правда, по пятницам (утром) и по
воскресеньям (вечером) в эти “вокзальные”
трамваи столько дачников набивается - любая
“четверка” позавидует! Но здесь есть свои
неудобства: пробравшись сквозь “джунгли”
сумок из одного конца трамвая в другой,
часто обнаруживаешь, что продано всегопять билетов: у всех пассажиров -
пенсионные удостоверения. По этой же
причине неудобной для всех маршрутов
считается остановка “Рынок”: багажа и
людей много, а толку мало.
Люди
у нас, кстати, насчет багажа несознательные:
редко когда сами заплатят, все время
уговаривать приходится. Люди с чемоданами в
половину трамвая - это одна из
многочисленных категорий, на которые
делятся пассажиры. Есть, например, еще “дамы
с собачками”, впрочем, не только дамы. За
своих четвероногих питомцев хозяева платят
охотнее, чем за неодушевленный багаж.
Бывают, однако, и исключения. “Железную
логику” продемонстрировал один мужчина,
ехавший с довольно крупной собакой: на себя
он показал ветеранское удостоверение, а про
собаку сказал: “Если она со мной, то тоже
считается ветераном”. И еще одно
наблюдение: если собака в наморднике -
значит, хозяин сознательный, заплатит, а
если без...
Еще
одна категория пассажиров - “спящие
красавцы”. Здесь уже только мужчины. В
немного нетрезвом состоянии садятся они в
начале рейса и благополучно засыпают до
конца. Причем некоторых приходится перед
въездом в парк будить, позвав на помощь
вагоновожатую.
Вообще, пассажиров, которые
отказываются платить, мало. Чуть больше тех,
которые притворяются заплатившими. На
таких есть управа (точнее, две):
профессиональный
глаз кондуктора и недремлющее око сидящих
рядом пассажиров. Недремлющим оком
обладают, в основном, пожилые женщины.
Именно от них чаще слышен шепот: “Девушка, а
во-о-он тот мужчина в синей кепочке не
заплатил!”.
Есть
пассажиры-шутники. Обычно они едут с 3 -4
друзьями, и непременно стараются их
поразить своим остроумием при покупке
билетов. Для этой цели существует одна-единственная
шутка: “Мнедвавзрослых
и один детский, пожалуйста”.
У
вечерних и утренних смен - опять же свои “плюсы”
и “минусы”. Самый ранний утренний рейс
начинается в 440. Здесь главное - не
заснуть; а в сон начинает тянуть в первый и
второй рейс “на обратном пути” (с “Северстали”
или с вокзала). На утренних рейсах главное -
не только не заснуть, но и не проспать.
Однажды моя напарницапроспала начало рейса, не успеласесть на трамвай и со своей остановки,
поэтому гналась за НИМна такси. Вообще, кондуктор должен
приходить на работу за 15 минут до выезда
трамвая. Если кондуктора нет - срочно
выясняют, что с ним такое (если есть
возможность), ищут замену или пускают
трамвай “вхолостую”.
Начало
вечерней смены проспать трудно, а вот конец
- можно. Самое страшное, что где-то в
половине первого, кое-как вывалившись из
трамвая, нужно идти считать деньги (выручку),
чтобы сдать ее в кассу. Пересчитывая в пятый
раз монетки по 10 копеек (мой рекорд -- 274
штуки), поминаешь недобрым словом не
столько тех пассажиров, которые дают тебе
всю мелочь, сколько тех, кто не хочет брать
копейки на сдачу: “Куда я их девать буду?
Зачем мне эта мелочь?” А мне зачем?
Таскаться целый день с пятикилограммовой
сумкой на шее, да еще потом разгребать ее
содержимое -не такое уж это большое
удовольствие!
Кроме
мифа о том, что кондуктор обязан
разменивать мелкие деньги на крупные,
существуют еще несколько мифов.
В
первом и самом устойчивом из них воплощена
народная мечта о “халяве”. Это миф об “одной
бесплатной остановке”; в него верит
процентов 30 пассажиров, и объяснить им
ошибочность их знаний не хватает времени -
ведь на следующей остановке им выходить!
Но
больше всего нервов треплет второй миф. Он
начинает работать в исключительных случаях:
когда трамвай ломается сам или когда
ломается какой-либо из впереди идущих
трамваев. В этом случае пассажиры уверены,
что вправе сдать свои билеты кондуктору и
вернуть свои деньги. Кондуктор на самом
деле не имеет права принимать обратно
выданные билеты и, тем более, возвращать
деньги! Конечно, нам жалко тех, кто проехал
одну-две остановки, а рассчитывал на восемь,
но... В таких ситуациях пассажиры всем
вагоном ополчаются на одного кондуктора и
начинают очень эмоционально ругаться и
требовать возврата денег. Мне, как
новенькой, кондукторы объяснили ситуацию:
против таких правил, установленных “Череповецэлектротрансом”
не только пассажиры, но и сами кондукторы:
кому же хочется выслушивать в свой адрес
матерную ругань? Несколько раз они писали в
газеты, обращались в мэрию с требованием
изменить правила, но все напрасно. Теперь,
если особо возмущенные пассажиры требуют
книгу жалоб, кондукторы радостно
подхватывают эту идею: “Ой, вам книгу жалоб?
Давайте, в самом деле, проедем в парк (когда
трамвай починят), вам там вынесут книгу, где
вы подробновыскажете все, что думаете о таких
правилах!” Почему-то никто не соглашается...
Еще
один миф - о могуществе и об обширных
знаниях кондуктора - имеет два следствия: 1)
кондуктор - справочник и 2) кондуктор -
стрелочник. О чем только не спрашивали меня,
особенно когда я работала на “восьмерке”:
это были и вполне естественные вопросы о
маршруте трамвая (идет ли он на вокзал,
можно ли попасть на завод и т.п.), и
нестандартные типа: “Вы сейчас проезжали
мимо остановки Набережная; скажите, сколько
там градусов показывает градусник?”.
Приходилось давать справки, где находится
какой-то магазин, откуда можно отправить
телеграмму, где в Череповце лучше всего
искупаться...Новсе-таки“справочником”бытьприятнее,чем “стрелочником”, когда кондуктора
считают знающим все, что творится в данный
момент на всех трамваях города и
ответственным за все опоздания и поломки
предыдущих трамваев. Работаю на "восьмерке".
Ко мне сварливым тоном обращается женщина:
“Девушка, вот почему это уже вторая "восьмерка",
а "четверки" все не приходили?”.
Последний
миф - о том, что кондуктор помнит тебя, если
ты его уже смог запомнить “Девушка, ну,я ведь каждый день на трамвае на работу
езжу, могли бы выучить, что у меня проездной!”.
А “девушка” смотрит, в основном, не на лица,
а на руки и на одежду пассажиров, на то, где
они сидят или стоят. Как некоторые животные,
кондуктор реагирует только на движение: “Вот
в ту дверь вошлочетыре человека - надо идти туда. Так,
эту оранжевую футболку я уже видела, а вот
то красное платье, по-моему, еще за проезд не
платило...
Август.
Отдел кадров, бухгалтерия, касса - и я
свободный человек. Иду и подсчитываю все
приобретенное за время работы. Кроме денег,
это: чуть покачивающаяся походка моряка,
коллекция юбилейных монет по два рубля,
привычка рано вставать. Теперь я никогда не
ворчу, если мне кондуктор сует горсть монет.
Я даже перестала улыбаться снисходительной
улыбкой филолога, если слышу фразу: “Оплочиваем
за проезд!”; после восьми рейсов у меня
самой вылетали из головы все грамотно
построенные предложения, и оставались силы
только на то, чтобы произнести: “Здесь у
всех за проезд?”.
Вспоминаю
женщину в отделе кадров: “Не хотите ли
поработать до конца августа?” Не хочу. “Приходите
на следующий год!” Посмотрим.
Мне
почему-то не встретился ни один кондуктор (и
вагоновожатый, кстати, тоже), довольный
своей работой. “Надоело все!”, “Сколько
можно: ни на что времени не хватает!”, “Хоть
бы зарплату прибавили!” ( в среднемкондуктор зарабатывает с учетом всех
премий и надбавок чуть большедвух с половиной тысяч рублей), “Давно
пора уходить с этой работы!”... Кондукторы -
это женщины, в основном, в возрасте от 40 до 50
лет. У всех - семьи. Летом особенно мало
остается кондукторов: всем хочется в отпуск,
на дачу. Многие стараются свое долгожданное
увольнение приурочить именно к летнему
времени.
Сейчас
середина мая. Через две недели, быть может,
снова в трамваях появятся объявления: “Требуются
на работу... ”