Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Череповец OnLine

  Все выпуски  

Череповец OnLine


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка 'Череповец OnLine'

    Требуются на работу кондукторы...

Прошлым летом трамваи пестрели  объявлениями:  “Предприятию  “Череповецэлектротранс" требуются на работу кондукторы. Зарплата до 2000 р. Приглашаем студентов на время каникул!”

Как не откликнуться на такое гостеприимное приглашение? На следующий день после оформления документов и одного рейса-стажировки я уже приступила к работе. Полтора месяца мне было дано на то, чтобы понять: работа кондуктора - не синекура.

 Начну по порядку.

 У каждого кондуктора - свои “маршрутные” симпатии и антипатии. Мне, например, нравилась “четверка”: народу много, почти все покупают билеты - выручка за день больше, а значит, и премия больше. Хуже работать на “двойках” и “восьмерках”, хотя и гораздо спокойнее. Правда, по пятницам (утром) и по воскресеньям (вечером) в эти “вокзальные” трамваи столько дачников набивается - любая “четверка” позавидует! Но здесь есть свои неудобства: пробравшись сквозь “джунгли” сумок из одного конца трамвая в другой, часто обнаруживаешь, что продано всего  пять билетов: у всех пассажиров - пенсионные удостоверения. По этой же причине неудобной для всех маршрутов считается остановка “Рынок”: багажа и людей много, а толку мало.

Люди у нас, кстати, насчет багажа несознательные: редко когда сами заплатят, все время уговаривать приходится. Люди с чемоданами в половину трамвая - это одна из многочисленных категорий, на которые делятся пассажиры. Есть, например, еще “дамы с собачками”, впрочем, не только дамы. За своих четвероногих питомцев хозяева платят охотнее, чем за неодушевленный багаж. Бывают, однако, и исключения. “Железную логику” продемонстрировал один мужчина, ехавший с довольно крупной собакой: на себя он показал ветеранское удостоверение, а про собаку сказал: “Если она со мной, то тоже считается ветераном”. И еще одно наблюдение: если собака в наморднике - значит, хозяин сознательный, заплатит, а если без...

Еще одна категория пассажиров - “спящие красавцы”. Здесь уже только мужчины. В немного нетрезвом состоянии садятся они в начале рейса и благополучно засыпают до конца. Причем некоторых приходится перед въездом в парк будить, позвав на помощь вагоновожатую.

  Вообще, пассажиров, которые отказываются платить, мало. Чуть больше тех, которые притворяются заплатившими. На таких есть управа (точнее, две):

профессиональный глаз кондуктора и недремлющее око сидящих рядом пассажиров. Недремлющим оком обладают, в основном, пожилые женщины. Именно от них чаще слышен шепот: “Девушка, а во-о-он тот мужчина в синей кепочке не заплатил!”.

Есть пассажиры-шутники. Обычно они едут с 3 -4 друзьями, и непременно стараются их поразить своим остроумием при покупке билетов. Для этой цели существует одна-единственная шутка: “Мне  два  взрослых и один детский, пожалуйста”.

У вечерних и утренних смен - опять же свои “плюсы” и “минусы”. Самый ранний утренний рейс начинается в 440. Здесь главное - не заснуть; а в сон начинает тянуть в первый и второй рейс “на обратном пути” (с “Северстали” или с вокзала). На утренних рейсах главное - не только не заснуть, но и не проспать. Однажды моя напарница                      проспала начало рейса, не успела  сесть на трамвай и со своей остановки, поэтому гналась за НИМ    на такси. Вообще, кондуктор должен приходить на работу за 15 минут до выезда трамвая. Если кондуктора нет - срочно выясняют, что с ним такое (если есть возможность), ищут замену или пускают трамвай “вхолостую”.

Начало вечерней смены проспать трудно, а вот конец - можно. Самое страшное, что где-то в половине первого, кое-как вывалившись из трамвая, нужно идти считать деньги (выручку), чтобы сдать ее в кассу. Пересчитывая в пятый раз монетки по 10 копеек (мой рекорд -- 274 штуки), поминаешь недобрым словом не столько тех пассажиров, которые дают тебе всю мелочь, сколько тех, кто не хочет брать копейки на сдачу: “Куда я их девать буду? Зачем мне эта мелочь?” А мне зачем? Таскаться целый день с пятикилограммовой сумкой на шее, да еще потом разгребать ее содержимое -не такое уж это большое удовольствие!

Кроме мифа о том, что кондуктор обязан разменивать мелкие деньги на крупные, существуют еще несколько мифов.

В первом и самом устойчивом из них воплощена народная мечта о “халяве”. Это миф об “одной бесплатной остановке”; в него верит процентов 30 пассажиров, и объяснить им ошибочность их знаний не хватает времени - ведь на следующей остановке им выходить!

Но больше всего нервов треплет второй миф. Он начинает работать в исключительных случаях: когда трамвай ломается сам или когда ломается какой-либо из впереди идущих трамваев. В этом случае пассажиры уверены, что вправе сдать свои билеты кондуктору и вернуть свои деньги. Кондуктор на самом деле не имеет права принимать обратно выданные билеты и, тем более, возвращать деньги! Конечно, нам жалко тех, кто проехал одну-две остановки, а рассчитывал на восемь, но... В таких ситуациях пассажиры всем вагоном ополчаются на одного кондуктора и начинают очень эмоционально ругаться и требовать возврата денег. Мне, как новенькой, кондукторы объяснили ситуацию: против таких правил, установленных “Череповецэлектротрансом” не только пассажиры, но и сами кондукторы: кому же хочется выслушивать в свой адрес матерную ругань? Несколько раз они писали в газеты, обращались в мэрию с требованием изменить правила, но все напрасно. Теперь, если особо возмущенные пассажиры требуют книгу жалоб, кондукторы радостно подхватывают эту идею: “Ой, вам книгу жалоб? Давайте, в самом деле, проедем в парк (когда трамвай починят), вам там вынесут книгу, где вы подробно  выскажете все, что думаете о таких правилах!” Почему-то никто не соглашается...

Еще один миф - о могуществе и об обширных знаниях кондуктора - имеет два следствия: 1) кондуктор - справочник и 2) кондуктор - стрелочник. О чем только не спрашивали меня, особенно когда я работала на “восьмерке”: это были и вполне естественные вопросы о маршруте трамвая (идет ли он на вокзал, можно ли попасть на завод и т.п.), и нестандартные типа: “Вы сейчас проезжали мимо остановки Набережная; скажите, сколько там градусов показывает градусник?”. Приходилось давать справки, где находится какой-то магазин, откуда можно отправить телеграмму, где в Череповце лучше всего искупаться...   Но   все-таки   “справочником”   быть   приятнее,   чем “стрелочником”, когда кондуктора считают знающим все, что творится в данный момент на всех трамваях города и ответственным за все опоздания и поломки предыдущих трамваев. Работаю на "восьмерке". Ко мне сварливым тоном обращается женщина: “Девушка, вот почему это уже вторая "восьмерка", а "четверки" все не приходили?”.

Последний миф - о том, что кондуктор помнит тебя, если ты его уже смог запомнить “Девушка, ну,  я ведь каждый день на трамвае на работу езжу, могли бы выучить, что у меня проездной!”. А “девушка” смотрит, в основном, не на лица, а на руки и на одежду пассажиров, на то, где они сидят или стоят. Как некоторые животные, кондуктор реагирует только на движение: “Вот в ту дверь вошло  четыре человека - надо идти туда. Так, эту оранжевую футболку я уже видела, а вот то красное платье, по-моему, еще за проезд не платило...

Август. Отдел кадров, бухгалтерия, касса - и я свободный человек. Иду и подсчитываю все приобретенное за время работы. Кроме денег, это: чуть покачивающаяся походка моряка, коллекция юбилейных монет по два рубля, привычка рано вставать. Теперь я никогда не ворчу, если мне кондуктор сует горсть монет. Я даже перестала улыбаться снисходительной улыбкой филолога, если слышу фразу: “Оплочиваем за проезд!”; после восьми рейсов у меня самой вылетали из головы все грамотно построенные предложения, и оставались силы только на то, чтобы произнести: “Здесь у всех за проезд?”.

Вспоминаю женщину в отделе кадров: “Не хотите ли поработать до конца августа?” Не хочу. “Приходите на следующий год!” Посмотрим.

Мне почему-то не встретился ни один кондуктор (и вагоновожатый, кстати, тоже), довольный своей работой. “Надоело все!”, “Сколько можно: ни на что времени не хватает!”, “Хоть бы зарплату прибавили!” ( в среднем  кондуктор зарабатывает с учетом всех премий и надбавок чуть больше  двух с половиной тысяч рублей), “Давно пора уходить с этой работы!”... Кондукторы - это женщины, в основном, в возрасте от 40 до 50 лет. У всех - семьи. Летом особенно мало остается кондукторов: всем хочется в отпуск, на дачу. Многие стараются свое долгожданное увольнение приурочить именно к летнему времени.

Сейчас середина мая. Через две недели, быть может, снова в трамваях появятся объявления: “Требуются на работу... ”

 

                                              Оксана  Бойко,

Приглашаем на нашу страницу http://kyrier.km.ru 

Подпишитесь на наши рассылки!

Рассылки Subscribe.Ru
Череповец - Политическая жизнь
Череповец - Крупный бизнес и экономика
Череповец - малый и средний бизнес
Череповец - Культура и Искусство
Череповец - Информационные и компьютерные технологии
Череповец - Интернет
Череповец - Жизнь молодежи
Череповец - Жизнь среднего класса
Череповец - Спорт
Череповец - Отдых и досуг
Череповец - Вокруг права
Череповец - Средства Массовой Информции

 

MAFIA's Top100 become number one

MAFIA's Top100 SpyLOG

Для предложений пишите сюда - vil@tchercom.ru

"Курьер OnLine" 2000-2001

Перепечатка - только с разрешения редакции и ссылкой на данную страницу


RLE Banner Network RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное