Хомаранизм (учение Заменгофа)

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Elektu plachan koloron: [Verda] [Hele Verda] [Mare Verda] [Rugha] [Purpura] [Skarlata] [Roza] [Viola] [Dense Blua] [Blua] [Grize Blua] [Chiele Blua] [Flava] [Bruna] [Blanka] [Nigra] [Korala] [Oliva] [Orangha]


HOMARANISMO (учение Заменгофа)


Nr 14 (majo 2000)

Здравствуйте, дорогие друзья! Saluton, karaj amikoj!
Сегодня в номере:

ТЕОСОФИЯ

СУТЬ И БУДУЩНОСТЬ ИДЕИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯЗЫКА

ИЗ ПРАКТИКИ (1895 г.)

НАДЕЖДА (гимн эсперантистов)

АНРИ БАРБЮС ОБ ЭСПЕРАНТО

ЧТО ПИШУТ О ЗАМЕНГОФЕ

НЕЕВРОПЕЙСКИЕ СЛОВА В ЭСПЕРАНТО

ЗЕЛЕНЫЙ ИНТЕРНЕТ

ДУХОВНЫЕ ССЫЛКИ

ИЗ ПИСЕМ

ОБРАЩЕНИЕ К ПОДПИСЧИКАМ


ТЕОСОФИЯ

Что составляет самую суть Теософии? То, что человек, будучи божественного
происхождения, может познать Бога, жизнь которого заключена и в нем...
Второстепенные учения Теософии - те же самые, которые встречаются во
всех религиях, живых или мертвых. Единство Бога и троичность Его природы;
схождение Духа в материю и отсюда - иерархия разумных существ, к числу
которых принадлежит и человечество; постепенный рост человечества путем
раскрытия сознания и эволюция человеческих тел путем перевоплощения;
осуществление этого роста под действием нерушимого закона причинности, т.
е. кармы; существование трех миров - физического, астрального и
ментального, или земли, посредствующего неба и небес; существование
Божественных Учителей, сверхчеловеков.
Все религии учат или учили этому, хотя бы от времени до времени то или
другое из этих учений и отодвигалось иногда на задний план; но проходило
время, и оно снова появлялось, как это случилось с учением о перевоплощении,
исчезнувшем из церковного Христианства и ныне снова возникающим, как бы
потонувшим и снова всплывающим на поверхность.
Распространять эти истины во всех частях мира является прямой задачей
Теософического Общества. Хотя для каждого отдельного члена совсем
необязательно принимать все эти истины. Каждому члену предоставляется полная
свобода изучать, принимать или отвергать их по своему усмотрению...
Это единство учений в мировых религиях зависит от того факта, что все
религии основаны членами единого Братства Великих Учителей, хранителей
Божественной Мудрости, или Теософии.
Из этого Братства появляются от времени до времени Основатели новых религий,
приносящие миру снова и снова те же учения, лишь передаваемые в иной форме,
соответствующей условиям времени, т. е. ступени развития народа, которому
дается новая религия, типу этого народа, его потребностям и его
способностям.
Все существенное сохраняется; только несущественное подлежит перемене...

Al komenco


Л.ЗАМЕНГОФ

СУТЬ И БУДУЩНОСТЬ ИДЕИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯЗЫКА
(Esenco kaj estonteco de la ideo de lingvo internacia)

Мы доказали, что международный язык рано или поздно будет введен... Можем ли
мы предвидеть, какой язык станет международным? К счастью, мы можем ответить
на этот вопрос вполне положительно: "да, мы можем предвидеть, какой язык
станет международным, без всякой тени сомнения"...
Кроме полной нейтральности в национальном отношении, искусственный язык
отличается следующими качествами:
1) Он поразительно и невероятно легок для изучения: без преувеличения можно
сказать, что он по крайней мере в пятьдесят раз легче всякого естественного
языка. Великий писатель и философ Лев Толстой сказал о языке эсперанто
следующее: "Легкость его изучения такова, что, получив эсперантскую
грамматику, словарь и статьи, написанные на этом языке, я не позднее чем
через два часа занятий мог если не писать, то свободно читать на этом
языке..." В точно таком же духе выражались об эсперанто все те
беспристрастные люди и честные люди, которые, вместо того чтобы
философствовать о нем слепо, взяли на себя небольшой труд действительно
познакомиться с ним. Правда, что люди образованные могут выучить эсперанто
скорее, чем необразованные, но и последние изучают его чрезвычайно и
поразительно легко, ибо для изучения языка эсперанто от учащегося не
требуется никаких предварительных знаний. Среди эсперантистов вы найдете
много людей настолько необразованных, что они до сих пор на своем родном
языке пишут очень плохо и со многими ошибками, и тем не менее на языке
эсперанто они пишут вполне безошибочно, - и они выучили этот язык в течение
каких-нибудь нескольких недель, в то время как изучение какого-либо
естественного языка у этих же самых лиц должно было бы занять по меньшей
мере 4 или 5 лет.
Когда в 1895 году в Одессу прибыли шведские студенты, которые знали только
по-шведски и эсперантски, один журналист, который хотел с ними поговорить,
утром первый раз в своей жизни взял в руки эсперантский учебник, и вечером
того же дня он мог уже достаточно хорошо говорить со шведами...


Al komenco


Летом сего 1895 года мы предприняли путешествие по России, не имея ни
малейшего понятия о языке этой страны. Прежде это было бы для нас
неисполнимо; теперь же, помощью языка Эсперанто, мы исполнили это не только
очень легко, но мы можем смело сказать, что те пять недель, которые мы
провели в этом путешествии, будут всегда принадлежать к самым приятным
воспоминаниям нашей жизни. Повсюду мы встречали эсперантистов и изъяснялись
(на Эсперанто) вполне свободно, хотя ни мы их языка, ни они нашего языка не
знают. В некоторых городах гостеприимные эсперантисты положительно не давали
нам отъезжать и мы должны были оставаться там по 8-10 дней. Целые вечера, до
поздней ночи (а раз даже до самого утра), мы приводили в самой приятной и
оживленной беседе. В проезжаемых нами городах эсперантисты знакомили нас со
всеми достопримечательностями города и окрестностей, с местной жизнью,
обычаями, промышленностью. На нейтральной почве международного языка как мы,
так и местные эсперантисты чувствовали себя все время в каком-то особом,
возвышенном и счастливом настроении, точно братья, которые с самого рождения
и на всю жизнь были разделены друг от друга непреодолимою стеною и перед
которыми стена эта внезапно исчезла. Никогда еще мы не чувствовали себя так
"людьми", членами общей, всемогущей и братской человеческой семьи, как в эти
пять недель. - V.Langlet i E.Etzel, студенты Упсальского университета.

(Из книги: Л.Заменгоф. Международный языкъ "Эсперанто". Варшава, 1904 г.)

Al komenco


Л.Заменгоф

НАДЕЖДА
(гимн эсперантистов)

Над землею новым чувством веет,
И призыв разносится по свету.
Он на крыльях, словно легкий ветер,
Облетает быстро всю планету.

Не мечом - оплотом разрушенья -
Он сплотить мечтает все народы, -
Людям, утомившимся в сраженьях,
Обещает мир он и свободу.

Все, кто верит в счастье дней грядущих,
Собрались под мирные знамена.
Под звездой идеи всемогущей
Стали мы сильнее и сплоченней.

Стены недоверья вековые
Разобщили страны и народы,
Но сметет препятствия любые
Светлая любовь - сестра свободы.

Овладевши языком общенья,
Хорошо друг друга понимая,
Будут жить народы, без сомненья,
Как семья единая земная.

Полные энергии и страсти
Не устанем яростно трудиться,
Чтоб мечта, которой нет прекрасней,
Для людей смогла осуществиться.

Перевел с эсперанто Семен Вайнблат.

Al komenco


АНРИ БАРБЮС ОБ ЭСПЕРАНТО

Я приношу мое самое полное и горячее присоединение к делу вспомогательного
международного языка... Речь идет не о частичной и скромной реформе, но о
великой идее, осуществление которой абсолютно необходимо для организации
мира сообразно разуму и справедливости.
Все возражения, которые написаны против принципа вспомогательного языка, не
имеют никакой цены. Они исходят или от людей с коротким кругозором, которых
смущает эта большая идея и которые ничего не понимают в прогрессе, или же от
шовинистов - еще более ограниченной породы, которые не допускают, чтобы весь
мир не принял их собственного языка, или еще тех, которые видят в
возможности непосредственно сообщаться опасность для их зловредного учения
национального отмежевания.
Международный язык существует. Он уже имеет приверженцев, защитников, и он
распространяется. Это - эсперанто. Эсперанто удовлетворяет всем
потребностям. Он является хорошим орудием, простым, гибким. Не теряйте
вашего времени, слушая тех, которые вам говорят, что существует другое и
лучшее...
Те, кто сражаются в социальной борьбе или, даже не сражаясь, все-таки мыслят
и надеются, те должны признать, я это повторяю, что деятельность в пользу
эсперанто является одной из самых срочных, самых реальных, самых важных из
задач.
...Эсперанто - это удивительная лингвистическая архитектура, гибкое
совершенство которой детски красиво, является плодом глубоких наблюдений и
результатом неизмеримых трудов.

Анри Барбюс. "Esperantista Laboristo". Париж, 1921 г.

Al komenco


ЧТО ПИШУТ О ЗАМЕНГОФЕ

КАФ*

Есть в Одессе дворик с цистерной для воды под платаном. На бочке, как на
постаменте, стоит посреди двора громадный бюст мужчины в пенсне, с бородкой
и шестиконечной шерифской звездой на выпуклой гипсовой груди.

История бюста заслуживает внимания. Много лет в углу двора жил скульптор. Он
умер, после него остались непонятные большие бюсты. Жильцы уголок его
заняли, бюсты выбросили, а мужчину со звездой на груди побоялись. Народ во
дворе жил простой, а времена стояли на дворе непростые. И потому господина
хотя и в пенсне (минус), но со звездой (плюс) решили не выкидывать пока, а
оставить для порядка. А в случае чего свалить все на покойного скульптора.

Так и простоял он до нового времени. И только однажды проходившая улицей
случайная делегация польских товарищей опознала его и обомлела. Оказалось,
что неопознанный герой со звездой в груди был ни кто иной, как доктор
Заменгоф, изобретатель всеобщего языка эсперанто.

И памятник в Одесском дворе был единственным ему монументом.

Эксперимент доктора Заменгофа провалился - всеобщий язык не стал всеобщим.
На нем переписываются энтузиасты, сектанты эсперанто, фанаты, шпионы и
филологи.

Иврит, язык столь же мертвый, как эсперанто, стал языком целой страны.

(Сергей Бардин. БУКВА, ИМЯ, ЧИСЛО)
*КАФ - название еврейской буквы.


СОЗДАТЕЛЮ ЭСПЕРАНТО

Еще одно место в белорусском городе Гродно отныне будет связано с памятью
медика и ученого Людвика Заменгофа - создателя международного языка
эсперанто. Решением городских властей его имя присвоено новой улице,
расположенной в поселке Южный.

Людвик Заменгоф проживал в Гродно в 1893-1897 годах в старинном здании на
нынешней улице Кирова. Об этом напоминает мемориальная доска, установленная
здесь несколько лет назад. Кстати, надпись на ней сделана на двух языках -
белорусском и эсперанто. Любопытно и то, что место жительства ученого
установлено по данным о переписи населения, проведенной в городе в 1895
году, - соответствующие бумаги сравнительно недавно найдены в Центральном
государственном историческом архиве. Ученый числился в штате
вольнопрактикующих врачей при Гродненском губернском правлении.

(Сообщение БелТА - Белорусского Телеграфного Агенства)

Al komenco


НЕЕВРОПЕЙСКИЕ СЛОВА В ЭСПЕРАНТО

Иногда эсперанто критикуют за то, что он составлен на основе европейских
языков. Однако в эсперанто есть немало слов неевропейского происхождения.
Вот некоторые из них:

algebro, algoritmo, alkemio (алхимия), alkoholo (алкоголь), bakshisho
(бакшиш), bazaro, dervisho, dinaro, emiro, fakiro, felaho, gazelo, geheno
(геенна), ghangalo (джунгли), ghino, hagho (хадж), halvao, haremo, hashisho,
hordo, hurio (гурия), hhalato, hhano, imamo, Islamo, janicharo, jasmeno
(жасмин), jatagano, jesaulo, jurto, kafo (кофе), kaftano, kalifo, kamforo,
karakulo, karavano, kashmiro, kefiro, kerubo (херувим), kotono (хлопок),
kumiso, marmoro (мрамор), moskeo (мечеть), muezino, muftio, mulao,
muzulmano, nafto (нефть), paradizo (рай), pijhamo (пижама), ramadano,
sahibo, samumo, sario (сари - индийское платье), serajlo, sipajo, spongo
(губка), sufio, sufismo, sukero (сахар), sultano, surao (сура - глава в
Коране), shakalo, shejko (шейх), shorbeto, talismano, tamburo (барабан),
veziro (визирь)...

Al komenco


ЗЕЛЕНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Журнал "Amuze" (Болгария):
http://www.poboxes.com/amuze
BUNTA! FACILSTILA! DISTRA KAJ UTILA!

Журнал "Afrikanio" (Камерун):
http://www.africnature.com/Esperanto_Afrikanio-Revuo.htm

Другие журналы африканских эсперантистов можно найти здесь:
http://perso.wanadoo.fr/eric.coffinet/Afrika_Agado.html

Еще одна полезная справочная страничка об эсперанто (на англ.яз.):
http://hytext.com/esper.html

Al komenco


ДУХОВНЫЕ ССЫЛКИ

BLAVATSKY NET - ТЕОСОФИЯ (Русский отдел)
http://www.blavatsky.net/russian/index.htm

Газета духовного единения "Знамя Мира" (г.Томск)
http://www.roerich.tomsk.su/
Жизнь обывателя кончилась, началась заря подвига!

Al komenco


ИЗ ПИСЕМ

...Действительно, почему бы и не эсперанто?...
Мне кажется, стоит уделить Internet'у больше внимания. В нем скрыто нечто
большее, чем кажется на первый взгляд - потенциал Всемирного Братства,
Братства Человечества. Через Internet можно объединить всех стремящихся к
Свету, к Общему Благу. Это будет Братство "невидимо, видимое". Это будет
прообразом, основой будущего Единения людей. Т.е. вне зависимости от
религиозных убеждений, пусть даже атеист, но если он стремится к Общему
Благу, осознает необходимость добра, необходимость единения для борьбы со
злом, то он может вступить в Братство, и я думаю захочет.

Если объединятся сотни, тысячи, миллионы, то это будет той линией, которая
заставит многих поднять головы. Т.е. если человек увидит, что идеи Добра,
Любви, Красоты, Блага распространены повсеместно по всей земле, то это
повлияет на него. Всемирное Братство посредством Интернет. Это может быть
осуществимо.

Основой создания могут служить принципы положенные в Теософическое Общество.
Но в те времена единение было трудно даже по чисто физическим причинам -
средства коммуникации, общения между людьми были очень медленными, но теперь
стало возможным общаться с любым человеком на земном шаре - возможно
единение всего земного шара. Трудность только в самих людях, насколько они
осознают насущность единения, но идеи добра могут объединить многих.

Отрывок из Писем Махатм:
"Письмо 10, К.Х.- Синнетту.
Старшие Махатмы желают, чтобы было положено начало "Братству Человечества",
истинному Мировому Братству, которое должно быть проявлено по всему миру и
привлечь внимание высочайших умов.
"

Принципы Теософического общества:
1. Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы,
вероисповедания, пола, касты или цвета кожи;
2. Изучение древних и современных религий, философии и наук и объяснение
необходимости такого изучения;
3. Исследование необъяснe:нных законов природы и психических сил, скрытых в
человеке.

Принятие первого пункта было единственным условием, необходимым для
вступления в ТО.

Конечно, звучит невозможно, даже можно назвать это "отчаянным предприятием",
также как К.Х.
назвал Теософическое движение:
"Письмо 12, К.Х.- Синнетту
Под "Отчаянным предприятием" я подразумевал следующее: если принять во
внимание величие той задачи, которая предстоит нашим добровольцам-теософам,
и особенно те многочисленные силы, что уже выстроились и выстроятся ещe: для
противодействия им, мы вполне можем уподобить это примерам отчаянного
сопротивления при подавляющем перевесе сил противника, оказать которое
доблестный солдат почитает за честь для себя
".

Но физически Братство уже может быть осуществлено, осталось духовное - для
этого надо цементировать пространство...

Илья

Al komenco


Уважаемые подписчики! Хотелось бы знать ваше мнение о будущем нашей
рассылки. Останетесь ли вы пассивными читателями, или, может быть, со
временем мы создадим нечто вроде организации или движения в Сети. Идеи
нашего движения очень важны: это объединение человечества с помощью
нейтрального языка эсперанто и нейтральной гуманной религии (или философии)
Хомаранизм. Чтобы распространить эти идеи, нужна активная работа многих и
многих хомаранистов. Для того, чтобы попробовать "оживить" читателей, создан
ФОРУМ Homaranismo, но никто из вас туда не пишет. А жаль!
Можно также создавать новые и новые клубы эсперанто в Сети, давать ссылки на
эсперанто-сайты (например, www.esperanto.net) на ваших личных страничках. Не
нужно забывать, что еще многие люди даже не знают о существовании этого
языка, поэтому нужно использовать любую возможность говорить о нем.
Поиски общего для всех языка общения приведут и к общему языку Культуры.

Al komenco


Все рассылки "Городского Кота" с недавних пор делятся на "золотые" и
"серебряные". Рассылка "Homaranismo (Учение Заменгофа)" получила статус
"золотой" (рассылки этой категории в каталоге отмечены жирным шрифтом),

Подписка: http://subscribe.ru/catalog/people.homaranism.
Архив: http://subscribe.ru/archive/people.homaranism.

До новых встреч!

Konkordo (konkordo@rdven.lv)

Al komenco



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное