Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тренинг МИЛЛИОНЕР

  Все выпуски  

Псипортал. Столица сетевой психологии


Информационный Канал Subscribe.Ru


ПСИПОРТАЛ
столица сетевой психологии
http://psy.piter.com
(115) 2003-09-03
Архив рассылки
Подписчиков: 6719
...Пару лет назад, на одном из семинаров я познакомился с девушкой из Харьковского педагогического университета. Она училась на дефектологическом факультете, и её специальность называлась "детская логопедия". К своему стыду, я на то время знал разве что, кто такой логопед (да и то, из фильма "По семейным обстоятельствам"). Узнав от неё больше об этой науке, я был неприятно удивлён тем, что данный предмет вообще (по большей части) не читается на психфаках. А ведь именно в невинных "фефектах фикции" сокрыто немало психологических проблем и психосоматических расстройств. К слову сказать, автор статьи абсолютно правильно заметил, что Санкт-Петербург является одной из столиц логопедической науки на территории СНГ. За сим предлагаем Вашему статью по вышеизложенной тематике. Раз не предусмотрено в учебных планах, то "Псипортал" попытается немного исправить положение :)

С наилучшими пожеланиями, Максим Реуцкий
gipnos@ua.fm


Тема выпуска: Некоторые отличительные особенности в общеобразовательной и коррекционной программах обучения детей грамоте

Программа коррекционного обучения детей, имеющих недостатки в речевом развитии, построена с учетом психических процессов и речью, со всеми ее компонентами: произношением, звуко-буквенным анализом,словарем, грамматической стороной и связной речью.

Система занятий подводит ребенка к осмыслению способа чтения, его внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупреждению различных нарушений письма и чтения, что ее выгодно отличает от обычной программы обучения грамоте ( как дошкольников, так и школьников ).

Рассмотрим процесс чтения с психофизической точки зрения. Процесс чтения - это сложная форма деятельности человека. Здесь играют роль два аспекта:

  • Техническая сторона процесса чтения.
  • Понимание читаемого - главная цель процесса чтения.

    Ребенок ввиду своего психофизического развития большое внимание обращает на технику чтения, а не на смысл прочитанного. У взрослого - все наоборот, т.к. процесс чтения т.е. его техническая сторона - автоматизирована.

    Чем лучше техника чтения, тем мы точнее понимаем читаемое. Поэтому современная начальная школа, одной из главных задач ставит наработку техники чтения и нередко уходит от решения главной задачи - усвоения читаемого. Необходимо учитывать и тот факт, что в процессе чтения большую роль играет смысловая догадка. Она делает процесс чтения более активным и осознанным. В процессе чтения у детей есть необходимость услышать акустический образ слова ( проговаривания ). Т.е. техническая сторона чтения включает зрительное восприятие букв и слов и его идентификацию с акустическим образом, и только потом после анализа и синтеза происходит понимание и усвоение прочитанного. В ходе овладения процессом чтения нужно учитывать три этапа:

  • Аналитический.
  • Аналитико-синтетический.
  • Синтетический.

    На основании данных этапов, Егоровым было выделено четыре ступени:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями.
  • Послоговое чтение.
  • Становление синтетического приема чтения ( переходный ).
  • Синтетическое чтение.

    1-я ступень охватывает добуквенный и начало буквенного периода. Ребенок учится выделять предложения из звукового потока ( анализировать, выделять звук из слова, определять звуковую структуру слова ). Трудности вызывает выделение звука из слова. Ребенок соотносит этот звук со зрительным образом буквы. Успех присутствует только тогда, когда есть следующие условия:

  • Правильное произношение звука ребенком.
  • Слуховое дифференцирование акустически близких звуков.
  • Сформированность представления о фонетике, как обобщенном представлении о звуке речи который включает в себя совокупность смыслоразличительных признаков данного языка ( мягкий - твердый, звонкий - глухой, место образования ), а также контекстуальные признаки звучания ( место ударения, характер слова, артикуляция, просодический компонент ).

    Когда ребенок усваивает связь связь фонемы с буквой, может выделить звук, то можно говорить о готовности овладения ребенка грамотой.

    А теперь позвольте сделать акцент. Многие современные методики, которые вроде бы и апробированы на экспериментальных группах детей, но даже на нормально развивающихся детях не дают ожидаемого результата. Еще в 50-е годы Эльконин писал о проблемах начального обучения грамоте.

    Практический опыт и анализ истории отечественной и зарубежной букваристики убедили ученых лингвистов в том, что навыковый подход к буквенному периоду обучения грамоте не использует те потенциальные возможности речевого развития, которыми обладает письменная речь ( чтение - это элемент письменной речи ), и обучение в современной начальной школе уже отстает от развития ребенка.

    Как тут не вспомнить великого Л.Е. Выготского, который считал и практически доказано, в частности в коррекционной педагогике, что процесс обучения должен несколько опережать развитие ребенка и вести его за собой. Традиции Ушинского, Л.Толстого, нашедших некоторые принципы такого введения ребенка в письменность, при котором решаются задачи формирования не только навыков письма и чтения, но и речевого развития детей, были отчасти утрачены, отчасти извращены их последователями.

    Теперь уже доказано, например, обучение детей нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, контролировать этот процесс.

    Нужно отметить, что наши коррекционные программы обучения детей в логопедических группах ( по всем диагнозам ) выгодно отличаются от многих программ обучения грамоте. Например, как можно подвести ребенка к понятию слог - слияние, минуя период анализа звукового аспекта речи ? Или методика введения букв по методике Зайцева, где детям сразу открывается общий способ чтения любого открытого слога.

    И только логопедические методики, глубоко научно обоснованные, использующие комплексный подход ( не только психофизиологические особенности детей на разных этапах общего развития, но и объективные законы развития языка ), где звук приобретает в слоге, слове, истинную значимость, так называемую поартикуляцию ( где именно слог - единица произношения ) добиваются наибольшего эффекта.

    Зайцев в своей методике основной упор сделал на зрительном восприятии слогов на картинках ( память ). Данная методика изначально была ориентирована на особых детей, составляющих контингент школ для у/о, и дала там неплохие результаты, как компенсирующая определенные дефекты в развитии ребенка. Неправильное понимание этого руководством сферы дошкольного образования привело к почти повсеместному распространению данной методики в дошкольных учреждениях. Нам она годится только как вспомогательное средство, т.к. не содержит компонента звукового анализа, на который особые дети не способны в достаточной степени.

    У Эльконина принципиально то, что позиционный способ чтения открывается детям при введении первых букв, при чтении первых слогов, где дети учатся решать учебно-познавательные задачи, о том каковы функции каждой буквы, какую работу выполняет буква, каковы ее отношения со звуком. Это позволяет преодолеть вербализм в обучении и сделать фонемологические абстракции наглядными и доступными детям. Как это давно сделано в логопедии.

    2-я ступень обучения чтению по Егорову - послоговое чтение, где приобретается навык слитного чтения.Темп чтения ускоряется, единицей зрительного восприятия становится слог. Трудности наблюдаются в слогах со стечением согласных звуков. Уже на этой ступени появляется смысловая догадка ( при чтении конца предложения ). Только в этот момент рекомендуется использовать в работе методику Зайцева, как вспомогательное средство.

    3-я ступень переходная от аналитических к синтетическим приемам чтения. У ребенка появляются элементы синтетического чтения ( простые слова - целым словом ). Но трех - четырехсложные слова читаются еще по слогам. Смысловая догадка на этом этапе дает много ошибок ( вербальная парафазия - замена слов семантически близкими ).

    4-я ступень ребенок читает уже как взрослый целыми словами, большая выразительность процесса чтения, скорость, беглость и осознание того, что прочитано.

    И еще один тезис: Авторы экспериментального букваря - Горецкий, Кирюшин, Шанько дают свое определение чтения. Они считают, что чтение - такой вид речевой деятельности, который заключается в выявлении, активной переработке и осознании смысловой информации. Верно, конечно, но не это является его специфической характеристикой. Ведь слушание речи вообще ( по Ананьеву ) понимание рассказываемого или читаемого кем - либо вслух также есть <выявление смысловой информации>, содержащейся в сообщении, следовательно особенность чтения состоит не в извлечении информации, а в том, на какой основе это извлечение происходит. А происходит оно прежде всего на основе корреляции и воссоздания звуковой формы речи.

    Конечно, этот процесс постепенно из развернутого громкого чтения превращается через ряд этапов в свернутый процесс молчаливого и быстрого чтения. Однако, даже хорошо читающему стоит встретиться с трудным словом или трудным текстом вообще, как чтение немедленно приобретает свою изначальную развернутую форму, т.е. способ воссоздания звуковой формы слов и целых предложений. В отечественной психологии на основе экспериментов уже давно установлены определенные генетические связи между действием и операциями, где ни одна контролируемая операция не может стать таковой, не пройдя формирования особого сознательного действия

    Аналогичным образом обстоит дело и с чтением. Недаром на первых страницах букварей стараются давать такие слова, которые не требуют для понимания особых усилий. Тогда обучающийся свободно воссоздает звуковую форму слова, и тогда это действие превращается в технику.

    Методика обучения чтению в целом от начальных этапов и до конечных, не может игнорировать этот процесс формирования. Поэтому все поиски на протяжении истории методик обучения чтению, были направлены на выявление механизмов чтения, механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели.

    Еще совсем недавно обучение чтению ставило чисто прагматичную, конкретную задачу и не было связано со всем дальнейшим освоением родного языка. В нашей современной школе дело существенно изменилось. Обучение грамоте входит частью в учебный план по обучению родному языку. Поэтому и книга должна оцениваться прежде всего исходя из того, какие знания о языке приобретают дети и развивается ли у них интерес к языку как к особой сфере деятельности. Однако и в современной школе начальное ознакомление с жизнью природы и общества проходят на уроках родного языка, поэтому необходимо четко различать уроки изучения языка и уроки с другим содержанием.

    Мы так подробно остановились на вопросе, что такое чтение на начальном этапе обучения потому,что от этого зависит принципиальный подход к выбору методов обучения.

    Мы называли письменное слово моделью устного потому, что в нем отдельными графическими знаками обозначены как отдельные звуковые значения ( фонемы ), так и отношения между ними.

    Характеризуя состояние фонетики, Н.И. Жинкин констатирует, что в современной фонетике показано где образуются звуки и каким способом, но не найдено, как они сливаются в динамические образования - слоги и слова. Основная произносительная единица - слог, выпадает из поля наблюдения. Этим в значительной мере и объясняются тщетные поиски методистами тайны <слияния звуков>.

    Все это говорит о том,что к процессу обучения грамоте нужно подходить не только с лингвистической, как это делается в школе, но и с психолингвистической точки зрения. Как уже отмечалось, именно фонетический анализ и синтез является основополагающим при обучении грамоте.

    Верой Константиновной Орфинской выделены пять последовательностей в формировании звукового анализа и синтеза у детей, которыми мы пользуемся как основополагающими в работе с детьми логопатами:

  • Выделение звука на фоне слова.
  • Вычленение звука из начала и конца слова.
  • Определение последовательности звуков в слове.
  • Определение количества звуков в слове.
  • Определение места звука по отношению к другим.

    Калашникова Н.С.


    Новости

    • Сбой биологических ритмов может вызвать депрессию

      Исследование нейроэндокринных нарушений в основных психических заболеваниях, типа униполярных и биполярных эмоциональных синдромов, было центром интереса в последние несколько лет.
      Нейроэндокринное "окно" в мозг рассматривалось как плодотворный и многообещающий подход к исследованию расстройств психики. Так, например, было предложено вызывать депрессию нейроэндокринными способами. Современный подход к гормональной динамике основан на существовании циркадных и пульсирующих ритмах, которые нарушаются при психических заболеваниях.
      Исследования бельгийских ученых свидетельствовали о двадцатичетырехчасовой гиперсекреции кортизола, дневной гиперсекреции гормона роста и нормальном уровне пролактина у депрессивных пациентов. После успешной терапии антидепрессантами, большинство этих отклонений было устранено. Нормализация уровня гормонов сопровождалась нормализацией сна, в частности удлинение фазы REM сна.
      В заключение автор исследования - Paul Linkowski, приходит к выводу, что нарушения в циркадных ритамх способны вызывать острые приступы эндогенной депрессии у некоторых пациентов.

      http://psy.net.ru

    • В каменском наркологическом диспансере двух женщин вылечили от "шоколадной зависимости"

      К психологу каменского наркологического диспансера в этом году обратились две женщины, заявляющие, что они страдают психологической зависимостью от шоколада.
      Недавно их лечение закончилось. Ученые отметили, что при употреблении шоколада в человеческом организме выделяются "гормоны счастья" - эндорфины, которые воздействуют на раздел головного мозга, отвечающего за получение удовольствия. Пациентки жаловались, что если они не едят шоколад, то у них наблюдается агрессивное поведение, и это очень мешает им в повседневной жизни.

      http://psy.net.ru

    • Гены вызывают депрессию

      Генетика определяет реакцию человека на стресс. Международная группа ученых из Великобритании, Новой Зеландии и США обнаружила доказательства существования как минимум одного гена, который препятствует развитию депрессии в тяжелые периоды жизни. Они полагают, что открытие позволит выявлять группу риска и проводить с ней профилактическую работу.
      Одним из авторов работы, опубликованной в свежем номере Science, стала доктор Терри Моффитт (Terrie E. Moffitt) из Королевского колледжа Лондона. Подозрения ученых пали на ген 5-HTT после опытов на животных, которые показали его связь с реакциями на стресс. Этот ген контролирует транспорт серотонина в головном мозге, а это одно из ключевых веществ, влияющих на настроение.
      Известно, что у человека может быть две версии гена - длинная и короткая. Кроме того, как и любой другой ген, этот представлен в двух копиях. Именно по количеству длинных или коротких генов участников работы разделили на группы. Все они (847 человек) родились в Новой Зеландии между апрелем 1972 года и мартом 1973 года. Всех их наблюдали с рождения.
      Оказалось, что у 265 человек с двумя короткими версиями гена депрессия развивалась примерно вдвое чаще. У 43 процентов из них депрессия развилась после стрессовых событий. В то же время лишь у 17 процентов из 147 человек с двумя длинными версиями наблюдалась аналогичная реакция. Впрочем, ученые не исключают, что существуют и другие подобные гены, по некоторым данным, до 19.
      Специалисты полагают, что, получая такие данные, можно говорить о создании тест-систем, которые позволят выявить людей из группы повышенного риска и проводить профилактику для предупреждения клинической депрессии.

      www.mednovosti.ru


    Библиотека

    Книги Издательства <Питер> в Электронной библиотеке:

    Развитие навыков эффективного общения
    Глава из книги Развитие навыков эффективного общения
    Если по каким-либо причинам (часто это происходит из опасения, что сотрудники приобретут слишком большое влияние) организация не поощряет или даже подавляет образование настоящих команд, для создания команды приходится пройти долгий путь (если она вообще окажется в состоянии возникнуть). Двигаться по этому пути надо медленно и верно, осознанно, шаг за шагом. Когда же будет достигнут эффективный результат, руководство организации, возможно, склонится к тому, чтобы поддержать это движение.
    Нередко негативное отношение к командам зарождается в нижних, а не в верхних слоях организации. Многие менеджеры неохотно принимают участие в создании команд, сколько бы доказательств их выгодности им ни предоставлялось. Причинами подобного поведения могут быть следующие опасения. Менеджеры понимают, что в команде традиционное распределение ролей и власти отменяется, они опасаются этого и желают сохранить привычную власть и/или контроль. Другая причина заключается в том, что менеджер не до конца понимает выгоды командной работы и боится пробовать вводить этот стиль, чтобы не потерпеть неудачу и не "потерять лицо".
    Отдел тренинга и развития персонала может помочь процессу внедрения команд, проводя дополнительное обучение менеджеров. В результате менеджеры начинают понимать, что при работе в команде их роль становится даже более существенной, а также преодолевают свои опасения, обучившись необходимым навыкам лидера...
    Рай Л.

    Психология в ИД <Питер>

    Новинки

    Кацудзо Ниши - японское чудо-питание

    тема: Питание
    Срок выхода: 05.08.03
    Объем: 160 стр.
    Переплет: мягкая обложка
    Цена: 21 руб.
    [Заказать]

               С древности врачи Востока знали, что все в мире есть энергия и что без правильного ее движения нет жизни и здоровья. Они учили, что каждый из нас - это прежде всего духовное и энергетическое существо и что любой человек при желании может управлять своей энергетикой и таким образом бороться с недугами.
    Главная заповедь Ниши: верьте в себя и только в себя, ни в коем случае не смиряйтесь с болезнями. Можно одержать победу, если действительно захотеть. И не только победить болезнь, но остаться молодым и счастливым независимо от возраста.
    И в этом вам поможет книга, в которой вы найдете не только целостную систему правильного питания, но и чудо-рецепты японской кухни.

    Самогипноз
    М. Шойфет
    тема: Самоисцеление
    Срок выхода: 05.08.03
    Объем: 352 стр.
    Переплет: мягкая обложка
    Цена: 49 руб.
    [Заказать]

               Научившись погружаться в состояние гипноза, можно вводить в свой мозг различные программы: творческие, физические и оздоровительные. Как это сделать, подробно описано в предлагаемой книге. С помощью тренинга психофизической саморегуляции вы научитесь управлять физиологическими и психическими процессами. Это даст вам реальную возможность избавиться от множества серьезных заболеваний, повысить уровень интеллекта и обрести душевное спокойствие.

    Бестселлеры последней недели. Популярная психология:

    1. Уроки Норбекова. 2-е изд. автор(ы): М. Норбеков
    2. Разумный мир автор(ы): А. Свияш
    3. 4 группы крови - 4 суперэффективные диеты автор(ы): И. Ципоркина
    4. Между двух ушей. Ответы на вопросы по системе Норбекова автор(ы): А. Г. Чудновская
    5. Тренировка тела и духа. 2-е изд. автор(ы): Норбеков М.
    6. Самогипноз автор(ы): М. Шойфет
    7. Здоровье по Болотову автор(ы): Г. Погожев, Л. Погожева
    8. Плавать раньше, чем ходить автор(ы): Никита Янушанец
    9. Чистка капилляров: учение Залманова автор(ы): О. Мазур

    Рассылки

    Издательство "Питер" и Интернет-магазин - www.piter.com
      Компьютерная литература
      Экономическая литература
      Психологическая литература
      Юридическая литература
      Медицинская литература
      Оздоровительная литература

    Журнал "Мир Internet" - www.iworld.ru
    "Желтые страницы Internet" - yp.piter.com
    "Психологические конкурсы от Псипортала"

    Если вы хотите получать эти новости по e-mail, подписывайтесь на наши рассылки:

    Эти и другие новости психологии и смежных наук Вы всегда найдете на страницах Псипортала.
    http://psy.piter.com
  • новости | библиотека | форум | ресурсы | магазин | обратная связь
    Приглашаем Вас за покупками!

    Фирменные магазины Издательского дома "Питер":
    Интернет: http://www.piter.com E-mail: postbook@piter.com

    г. Санкт-Петербург (тел. (812) 327-93-37, 294-54-65)
  • Ул. Благодатная, д. 67
  • Пр. Обуховской Обороны, д. 105 (ДК им. Крупской); место 15, 16

    г. Москва (тел. (095) 334-86-90)
  • Ул. Бутлерова, д.17-Б, офис 207, 240
  • Люберецкая ярмарка. Люберцы, вход от железной дороги, торговое место справа

    г. Киев (тел. (044) 490-35-68, 490-35-69)
  • Рынок "Петровка". 15-й торговый контейнер; 3-й павильон, 28-е место.

    г. Харьков (тел. (0572) 23-75-63)
  • Рынок "Райский Уголок". 4-й ряд, 6-е место; 5-й ряд, 10-е место

    c 1997-2003 Издательский Дом "Питер"

  •    

    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное