Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Тренинг Миллионер" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Псипортал. Столица сетевой психологии
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
...Пару лет назад, на одном из семинаров я познакомился с девушкой из Харьковского педагогического университета.
Она училась на дефектологическом факультете, и её специальность называлась "детская логопедия". К своему стыду,
я на то время знал разве что, кто такой логопед (да и то, из фильма "По семейным обстоятельствам"). Узнав от
неё больше об этой науке, я был неприятно удивлён тем, что данный предмет вообще (по большей части) не читается
на психфаках. А ведь именно в невинных "фефектах фикции" сокрыто немало психологических проблем и психосоматических
расстройств. К слову сказать, автор статьи абсолютно правильно заметил, что Санкт-Петербург является одной из столиц
логопедической науки на территории СНГ. За сим предлагаем Вашему статью по вышеизложенной тематике.
Раз не предусмотрено в учебных планах, то "Псипортал" попытается немного исправить положение :)
С наилучшими пожеланиями, Максим Реуцкий
Тема выпуска: Некоторые отличительные особенности в общеобразовательной и коррекционной программах обучения детей грамоте Программа коррекционного обучения детей, имеющих недостатки в речевом развитии, построена с учетом психических процессов и речью, со всеми ее компонентами: произношением, звуко-буквенным анализом,словарем, грамматической стороной и связной речью. Система занятий подводит ребенка к осмыслению способа чтения, его внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупреждению различных нарушений письма и чтения, что ее выгодно отличает от обычной программы обучения грамоте ( как дошкольников, так и школьников ). Рассмотрим процесс чтения с психофизической точки зрения. Процесс чтения - это сложная форма деятельности человека. Здесь играют роль два аспекта: Ребенок ввиду своего психофизического развития большое внимание обращает на технику чтения, а не на смысл прочитанного. У взрослого - все наоборот, т.к. процесс чтения т.е. его техническая сторона - автоматизирована. Чем лучше техника чтения, тем мы точнее понимаем читаемое. Поэтому современная начальная школа, одной из главных задач ставит наработку техники чтения и нередко уходит от решения главной задачи - усвоения читаемого. Необходимо учитывать и тот факт, что в процессе чтения большую роль играет смысловая догадка. Она делает процесс чтения более активным и осознанным. В процессе чтения у детей есть необходимость услышать акустический образ слова ( проговаривания ). Т.е. техническая сторона чтения включает зрительное восприятие букв и слов и его идентификацию с акустическим образом, и только потом после анализа и синтеза происходит понимание и усвоение прочитанного. В ходе овладения процессом чтения нужно учитывать три этапа: На основании данных этапов, Егоровым было выделено четыре ступени: 1-я ступень охватывает добуквенный и начало буквенного периода. Ребенок учится выделять предложения из звукового потока ( анализировать, выделять звук из слова, определять звуковую структуру слова ). Трудности вызывает выделение звука из слова. Ребенок соотносит этот звук со зрительным образом буквы. Успех присутствует только тогда, когда есть следующие условия: Когда ребенок усваивает связь связь фонемы с буквой, может выделить звук, то можно говорить о готовности овладения ребенка грамотой. А теперь позвольте сделать акцент. Многие современные методики, которые вроде бы и апробированы на экспериментальных группах детей, но даже на нормально развивающихся детях не дают ожидаемого результата. Еще в 50-е годы Эльконин писал о проблемах начального обучения грамоте. Практический опыт и анализ истории отечественной и зарубежной букваристики убедили ученых лингвистов в том, что навыковый подход к буквенному периоду обучения грамоте не использует те потенциальные возможности речевого развития, которыми обладает письменная речь ( чтение - это элемент письменной речи ), и обучение в современной начальной школе уже отстает от развития ребенка. Как тут не вспомнить великого Л.Е. Выготского, который считал и практически доказано, в частности в коррекционной педагогике, что процесс обучения должен несколько опережать развитие ребенка и вести его за собой. Традиции Ушинского, Л.Толстого, нашедших некоторые принципы такого введения ребенка в письменность, при котором решаются задачи формирования не только навыков письма и чтения, но и речевого развития детей, были отчасти утрачены, отчасти извращены их последователями. Теперь уже доказано, например, обучение детей нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, контролировать этот процесс. Нужно отметить, что наши коррекционные программы обучения детей в логопедических группах ( по всем диагнозам ) выгодно отличаются от многих программ обучения грамоте. Например, как можно подвести ребенка к понятию слог - слияние, минуя период анализа звукового аспекта речи ? Или методика введения букв по методике Зайцева, где детям сразу открывается общий способ чтения любого открытого слога. И только логопедические методики, глубоко научно обоснованные, использующие комплексный подход ( не только психофизиологические особенности детей на разных этапах общего развития, но и объективные законы развития языка ), где звук приобретает в слоге, слове, истинную значимость, так называемую поартикуляцию ( где именно слог - единица произношения ) добиваются наибольшего эффекта. Зайцев в своей методике основной упор сделал на зрительном восприятии слогов на картинках ( память ). Данная методика изначально была ориентирована на особых детей, составляющих контингент школ для у/о, и дала там неплохие результаты, как компенсирующая определенные дефекты в развитии ребенка. Неправильное понимание этого руководством сферы дошкольного образования привело к почти повсеместному распространению данной методики в дошкольных учреждениях. Нам она годится только как вспомогательное средство, т.к. не содержит компонента звукового анализа, на который особые дети не способны в достаточной степени. У Эльконина принципиально то, что позиционный способ чтения открывается детям при введении первых букв, при чтении первых слогов, где дети учатся решать учебно-познавательные задачи, о том каковы функции каждой буквы, какую работу выполняет буква, каковы ее отношения со звуком. Это позволяет преодолеть вербализм в обучении и сделать фонемологические абстракции наглядными и доступными детям. Как это давно сделано в логопедии. 2-я ступень обучения чтению по Егорову - послоговое чтение, где приобретается навык слитного чтения.Темп чтения ускоряется, единицей зрительного восприятия становится слог. Трудности наблюдаются в слогах со стечением согласных звуков. Уже на этой ступени появляется смысловая догадка ( при чтении конца предложения ). Только в этот момент рекомендуется использовать в работе методику Зайцева, как вспомогательное средство. 3-я ступень переходная от аналитических к синтетическим приемам чтения. У ребенка появляются элементы синтетического чтения ( простые слова - целым словом ). Но трех - четырехсложные слова читаются еще по слогам. Смысловая догадка на этом этапе дает много ошибок ( вербальная парафазия - замена слов семантически близкими ). 4-я ступень ребенок читает уже как взрослый целыми словами, большая выразительность процесса чтения, скорость, беглость и осознание того, что прочитано. И еще один тезис: Авторы экспериментального букваря - Горецкий, Кирюшин, Шанько дают свое определение чтения. Они считают, что чтение - такой вид речевой деятельности, который заключается в выявлении, активной переработке и осознании смысловой информации. Верно, конечно, но не это является его специфической характеристикой. Ведь слушание речи вообще ( по Ананьеву ) понимание рассказываемого или читаемого кем - либо вслух также есть <выявление смысловой информации>, содержащейся в сообщении, следовательно особенность чтения состоит не в извлечении информации, а в том, на какой основе это извлечение происходит. А происходит оно прежде всего на основе корреляции и воссоздания звуковой формы речи. Конечно, этот процесс постепенно из развернутого громкого чтения превращается через ряд этапов в свернутый процесс молчаливого и быстрого чтения. Однако, даже хорошо читающему стоит встретиться с трудным словом или трудным текстом вообще, как чтение немедленно приобретает свою изначальную развернутую форму, т.е. способ воссоздания звуковой формы слов и целых предложений. В отечественной психологии на основе экспериментов уже давно установлены определенные генетические связи между действием и операциями, где ни одна контролируемая операция не может стать таковой, не пройдя формирования особого сознательного действия Аналогичным образом обстоит дело и с чтением. Недаром на первых страницах букварей стараются давать такие слова, которые не требуют для понимания особых усилий. Тогда обучающийся свободно воссоздает звуковую форму слова, и тогда это действие превращается в технику. Методика обучения чтению в целом от начальных этапов и до конечных, не может игнорировать этот процесс формирования. Поэтому все поиски на протяжении истории методик обучения чтению, были направлены на выявление механизмов чтения, механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели. Еще совсем недавно обучение чтению ставило чисто прагматичную, конкретную задачу и не было связано со всем дальнейшим освоением родного языка. В нашей современной школе дело существенно изменилось. Обучение грамоте входит частью в учебный план по обучению родному языку. Поэтому и книга должна оцениваться прежде всего исходя из того, какие знания о языке приобретают дети и развивается ли у них интерес к языку как к особой сфере деятельности. Однако и в современной школе начальное ознакомление с жизнью природы и общества проходят на уроках родного языка, поэтому необходимо четко различать уроки изучения языка и уроки с другим содержанием. Мы так подробно остановились на вопросе, что такое чтение на начальном этапе обучения потому,что от этого зависит принципиальный подход к выбору методов обучения. Мы называли письменное слово моделью устного потому, что в нем отдельными графическими знаками обозначены как отдельные звуковые значения ( фонемы ), так и отношения между ними. Характеризуя состояние фонетики, Н.И. Жинкин констатирует, что в современной фонетике показано где образуются звуки и каким способом, но не найдено, как они сливаются в динамические образования - слоги и слова. Основная произносительная единица - слог, выпадает из поля наблюдения. Этим в значительной мере и объясняются тщетные поиски методистами тайны <слияния звуков>. Все это говорит о том,что к процессу обучения грамоте нужно подходить не только с лингвистической, как это делается в школе, но и с психолингвистической точки зрения. Как уже отмечалось, именно фонетический анализ и синтез является основополагающим при обучении грамоте. Верой Константиновной Орфинской выделены пять последовательностей в формировании звукового анализа и синтеза у детей, которыми мы пользуемся как основополагающими в работе с детьми логопатами: Новости
Библиотека Книги Издательства <Питер> в Электронной библиотеке:
Психология в ИД <Питер> Новинки
Рассылки http://psy.piter.com |
новости | библиотека | форум | ресурсы | магазин | обратная связь |
Фирменные магазины Издательского дома "Питер": Интернет: http://www.piter.com E-mail: postbook@piter.com г. Санкт-Петербург (тел. (812) 327-93-37, 294-54-65) г. Москва (тел. (095) 334-86-90) г. Киев (тел. (044) 490-35-68, 490-35-69) г. Харьков (тел. (0572) 23-75-63) |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||