Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Тренинг Миллионер" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Псипортал. Столица сетевой психологии
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
Недавно к нам в город приезжал известный ещё с конца 80-х годов психотерапевт Анатолий Кашпировский.
Несмотря на то, что с момента его первого появления на телеэкранах прошло более десяти лет, и наша
реальность изобилует множеством примеров не менее успешных экстрасенсов и целителей, зал одного из
крупнейших городских дворцов культуры был переполнен в течение всех пяти дней проведения многолюдных
психотерапевтических мистерий. Как человек, для которого феномены массового поведения всегда
представляли глубокий профессиональный интерес, я не мог не посетить один из четырёхчасовых (!)
сеансов, в продолжение которых неоднократно звучала знакомая ещё с детства императивная формула
внушения: "Даю установку!". Так вот сегодня мы и попытаемся нормальным языком прояснить, что такое
установка, и как её дают:)
С наилучшими пожеланиями, Максим Реуцкий
Тема выпуска: Понятие установки в сфере обыденной жизни Есть такая старая байка о том, как в глухое село приехали артист и лектор - первый должен был выступать с юмористическими фельетонами, а второму необходимо было просветить народ на предмет достижений народного хозяйства. Вышло так, что афиши случайно перепутали: к артисту пришли изголодавшиеся по столичным новостям агрономы и зоотехники, а к докладчику - желающие приятно провести вечер трудового дня. Вот тут уже было не до смеха приезжим: артист недоумевал, почему его фельетончики звучат в обстановке полной тишины и напряжённого внимания, тогда как в другом зале клуба лектор готов был рвать на себе волосы от того, что все его рапорты о приросте скота и валового сельхозпродукта встречают громовым хохотом ( кстати, тут актуален пример бессмертной лекции про "пять звёздочек" из фильма "Карнавальная ночь"). Всё дело тут в том, что каждый получил то, чего он ожидал, реализовав, тем самым, надуманную самим же программу поведения - установку. Как говаривал кто-то из восточных мудрецов: "Всё, что тебе нужно, ты уже имеешь!". Установку очень часто встречаешь в сфере образования. Ужасная вещь, скажу я Вам! Вот такая ситуация: учительница младших классов передаёт своей преемнице в в семилетнее пользование ставший пятым класс. Классный руководитель-предметник из гуманнейших (!) педагогических (!) соображений спрашивает: "Марья Ивановна, расскажи-ка мне про них, кто есть ху?". Та, понятное дело, из благих побуждений сообщает: "Вот есть у меня Саша, Маша и Наташа - солнышки, а не дети: глазки горят, руки тянут отвечать; а есть Петя, Катя и Даша - головная боль и двоешники!". И вот первого сентября новый классный руководитель заходит в класс и начинает знакомство: "Здравствуйте дети! А кто у нас тут Саша, Маша и Наташа? Ути-пути! Ну сидите, солнышки вы мои: А кто такие Петя, Катя и Даша? Ну смотрите. Знаю я вас!!!". И вот так - до конца школы: Вы, наверное, неоднократно замечали, что отличники, хорошисты, троечники и двоечники рождаются в первом классе? Можно, конечно, перевестись в другую школу, но там установку формирует твой табель: Сейчас я встречаю немало своих одноклассников, которых в школе затюкали тройками и неудами - большинство из них закончили ВУЗы на отлично и работают на довольно-таки серьёзных должностях. Сам я, будучи вечным хорошистом в школе и троечником в лицее ухитрился закончить университет с двумя красными дипломами (сам себя не похвалишь:)- просто там никто не смотрел в аттестаты: Возьмём чуточку повыше: недавно я допринимал зачёты у ярых прогульщиков, а за дверями уже толпилась группа, пришедшая ко мне на цикл клинической психологии. Допросив первых с пристрастием, я выставил им "государственные" и удалился на перерыв: В этот день я не мого понять, почему мне так тяжело работать с новой группой: вялые какие-то, молчаливые - ни вопроса, ни предложения по учебному процессу. После лекций, выходя из аудитории, я задержался у двери и услышал приблизительно такой комментарий: "Да нормальный он по-моему!?". Понятно - дело было всего лишь в установке, сформированной из рассказов отнюдь не добросовестных студентов, которые весьма субъективно (хотя кто его знает:) проинформировали аудиторию. Как-то ещё помню (я только первый год работал в мединституте), подхожу я к аудитории - тут из неё вылетает моя коллега и голосит: "Ужас! Они (две студентки) только что подрались! Группа неуравновешенная! Как с ними работать!". Ну тогда я повёлся, и в первый раз зашёл в аудиторию с видом бультерьера:) - а зря: через два занятия я расслабился, и с этой группой мы проработали ровно год в атмосфере всеобщего взаимопонимания и теплоты отношений. К сожалению, немало моих коллег открыто формируют установки в отношении некоторых студентов и целых академических групп: ВЫВОД: Приходя в новый коллектив, стройте отношения в нём с нуля - никого не слушайте: люди чересчур субъективны в своих оценках друг друга, что может повлечь за собой формирование неправильных установок. Кстати, эффективный промоушн способен вызвать интерес даже к самой занудной лекции весьма посредственного педагога. Проверено:)
С понятием установки тесно связано свойство "кредитности" - своеобразного лимита доверия, который тоже
является своеобразной установкой. Часто на лекциях мы рассматриваем подобный пример:
Установки являются нашими извечными спутниками. Вспомните, как в понедельник утром за завтраком или в транспорте вы торопливо перелистываете свежую газету на последнюю страницу - там обычно печатают гороскоп (сам такой иногда:)! Как ни странно, но многое сбывается! И отнюдь не потому, что гороскоп составлен крупным специалистом (для этого есть несколько десятков компьютерных программ). Просто, согласитесь, как мы порой устаём принимать решения! Как хочется переложить ответственность или вынужденное бездействие в "неблагоприятный день" на влияние: ну хотя бы космических сил (помнится, в конце восьмидесятых для этих же целей существовали "магнитные бури" :). За установками люди ходят к гадалкам, колдунам и экстрасенсам - правда, если бы последние давали позитивные установки для конструктивного поведения - многие люди просто передоверяют им право моделировать свою судьбу и ответственность за свою жизнь и даже жизнь близких:Помните пресловутую диету Эль-Бейна в одной из серий детективной саги "Улицы разбитых фонарей": "Главное - придумать что- то и жить, веря в это". Наверное, всем молодым людям известна установка, ставшая народным анекдотом: "Сынок, я не знаю, кто твоя девушка, но она мне уже не нравится!". Ещё более возмущает меня следующая "народная мудрость": "В двадцать лет ума нет - и не будет! В тридцать лет жены (мужа) нет - и не будет! В сорок лет денег нет - и не будет!". И так далее. Запомните! Установка - это своего рода путь, но она не должна зашоривать! И каждый имеет право идти своим путём! Вот так: Мы, конечно, не рассказали и десятой части обо всём многообразии установок,- эта тема так или иначе будет подниматься в следующих выпусках. Вы, конечно, хотите спросить: "А установка эта хорошо или плохо?". Подумайте об этом сами, ибо что бы я вам не сказал, это может явиться УСТАНОВКОЙ. Максим Реуцкий Новости
Библиотека Книги Издательства <Питер> в Электронной библиотеке:
Психология в ИД <Питер> Новинки
Рассылки http://psy.piter.com |
новости | библиотека | форум | ресурсы | магазин | обратная связь |
Фирменные магазины Издательского дома "Питер": Интернет: http://www.piter.com E-mail: postbook@piter.com г. Санкт-Петербург (тел. (812) 327-93-37, 294-54-65) г. Москва (тел. (095) 334-86-90) г. Киев (тел. (044) 490-35-68, 490-35-69) г. Харьков (тел. (0572) 23-75-63) |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||