Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тренинг МИЛЛИОНЕР

  Все выпуски  

Псипортал. Столица сетевой психологии


Информационный Канал Subscribe.Ru

ПСИПОРТАЛ
столица сетевой психологии
http://psy.piter.com
(148) 2005-03-31
Архив рассылки
Подписчиков: 10161
"Лидерство – это скорее состояние, чем действие".
Жиль Пажу

Устойчиво сложилось мнение о том, что руководитель предприятия – лидер. Однако между понятием лидер и "менеджер" - есть разница. В современной науке об управлении тема лидерства одна из самых сложных, спорных и в то же время актуальных.. Актуальна она потому, что в современном мире, где конкурируют бренды, руководитель успешной компании неизбежно должен стать лидером. Быть лидером важно еще и потому, что в постиндустиальном обществе, как писал известный социолог Де Сваан, командную экономику заменила экономика переговоров.
Статья знакомит своих читателей с современным видением лидерства, синтезировав информацию последних зарубежных публикаций бизнес психологов.
Лариса Винникова

с наилучшими пожеланиями, Максим Реуцкий
gipnos@ua.fm

Тема выпуска: Лидер или администратор? Командовать или управлять?

Лидер и менеджер не одно и то же
Тема лидерства, занимает умы человечества, пожалуй, ровно столько, сколько оно существует. Первые определения «лидера» прозвучали в трудах Аристотеля, Платона и Макиавелли. И до сих пор психологи не пришли к единому мнению. С прошлого века не кончается спор, что важнее: личные качества человека или обстоятельства? Одни считают, что эффект лидерства...
Подробнее >>


Новости

  • Армия США будет лечить ветеранов виртуальной реальностью

    Медицинская служба армии США приступила к испытаниям новой системы виртуальной реальности, пишет Washington Post. Военные медики и психологи считают, что она сможет помочь военнослужащим, воевавшим в Ираке, преодолеть последствия посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Основная идея подобной терапии заключается в том, что военнослужащих заставляют еще раз пережить то, что с ними происходило в Ираке. Очутившись в виртуальном Ираке, пациенты, по мнению психологов, смогут лучше контролировать свои воспоминания. Это позволит положить конец кошмарам, вспышкам немотивированной агрессии и другим критическим моментам, не позволяющим солдатам успешно адаптироваться к нормальной жизни. Американские медики считают, что в ближайшее время, армия США столкнется с серьезным психологическим кризисом. Результаты исследования, опубликованные в New England Journal of Medicine в 2005 году, показали, что практически каждый шестой солдат армии США, вернувшийся из зоны боевых действий испытывает депрессию, тревогу или находится под влиянием ПТСР. По словам 25-летнего медика морской пехоты США, отслужившего 8 месяцев в Ираке, "наши мозги не предназначены для того, чтобы воспринимать такое количество насилия. Если человек вернулся из Ирака и говорит, что не испытывает никаких проблем, он либо отрицает, либо откровенно лжет". Хотя программа виртуальной реальности является относительно новым методом из арсенала медиков, военные врачи говорят, что они уже находятся под большим впечатлением от ее использования. Впервые ее опробовали на тех, кто выжил в теракте 11 сентября 2001 года. Терапия в стиле "хай-тек" воспринимается военнослужащими более адекватно, считает Рассел Шиллинг (Russel Shilling), медицинский директор из Управления военно-морских исследований в Арлингтоне. Поскольку военнослужащие тяготеют к культу "мачо", то для них консультация с традиционным психологом порой рассматривается как событие, "недостойное настоящего мужчины". А подобная технология рассматривается солдатами как своеобразная видеоигра. Через несколько месяцев, необходимым оборудованием будут оснащены три центра: Медицинский центр ВМС в Сан-Диего, госпиталь ВМС в Кэмп-Пендлтоне и Медицинский центра армии США на Гавайях. Напомним, что американские солдаты, вернувшиеся из зон военных конфликтов, также включены в специальную правительственную программу, где для снятия стрессов используется экстази.

    Mednovosti.Ru

  • Формула счастливых отношений по-немецки

    Немцы, как представители одной из самых прагматичных наций на свете, постоянно пытаются организовать мир буквально во всем, включая и отношения между людьми. И, несмотря на то, что принципа ККК, придуманного опять же в Германии, более чем достаточно, немецкий профессор социопсихологии Ханс-Вернер Бирхофф из Университета Бохум вывел формулу счастливых отношений между партнерами. Она заключается в том, что за каждое критическое замечание в адрес своей второй половины нужно незамедлительно придумать целых пять комплиментов! С присущей настоящему немецкому ученому педантичной всеохватностью, Бирхофф провел тесты на тысячах пар и отдельных индивидуумах, описав результаты в своей книге «What makes love strong» (Что делает любовь сильной): «Доброжелательность увеличивает ваши шансы быть счастливыми», - сказал профессор. Главное при использовании этой волшебной формулы - не забыть сказать ровно пять комплиментов, а не три или десять – недолет и перелет равно неэффективны.

    Rol.ru

  • Запах чеснока обьединяет семьи

    Согласно исследованиям предпринятым Фондом исследований и лечения Вкуса и Запаха (Smell and Taste Treatment and Research Foundation) в Чикаго, употребление на ужин пищи с добавлением чеснока способствует гармонизации семейных отношений. Автор статьи доктор Alan R. Hirsch утверждает, что приятные запахи улучшают настроение, поэтому употребление хлеба с чесноком на ужин подогревает теплые чувства у членов семьи, способствует развитию контактов и солидаризует взаимоотношения. В ходе эксперимента 50 семей получили на обеда два идентичных обеда со спагетти, но один из них был с чесночным хлебом. Количество членов семьи достигало 12 человек (среднее количество 3,6). Исследователи регистрировали количество негативных и позитивных семейных контактов во время трехминутных перерывов в ходе обеда. Как утверждает доктор Hirsch, вдыхание чесночных ароматов снижало количество негативных контаков на 22% и повышало количество позитивных контактов на 7.4%. Этот эффект был больше выражен среди пожилых членов семьи, у которых аромат чесночного хлеба взывал ностальгические переживания. Таким образом, запах хлеба с чесноком повышает качество семейных отношений. Члены семьи, которые любили хлеб с чесноком были более позитивно настроены, менее критичны и допускали меньше негативных комментариев во время обеда. Ученые не исключают, что торты, бисквиты, булочки и другие печеные продукты могут обладать подобным эффектом. Источник информации: Daily Health News Garlic Breath March 24, 2005.

    Medafarm.ru




Библиотека

Книги Издательства "Питер" в Электронной библиотеке:

Глава из книги "Социальное развитие ребенка",   Ш. Зауш-Годрон

...Первые исследователи в области этологии задались вопросом, какие социальные действия можно заметить в раннем детстве и начиная с какого возраста. Раннее появление первых мимических сигналов выявил Рушуз (Rouchouse, 1978). Он обнаружил их у ясельных детей в возрасте от 4 до 7 месяцев и выделил четыре категории поведения: выражение внимания на лице, улыбки, моторика и поведение, отражающее отвлечение внимания. Названный автор заметил, что последовательность коммуникативных знаков всегда начинается с устремления взгляда на лицо партнера. Угрожающие поведенческие акты появляются только к 14–15 месяцам, в более раннем возрасте можно было отметить некоторые реакции типа отстранения предмета. Уже в 9 месяцев появляются намеки на предлагающий жест (жест, цель которого — протянуть какой-либо предмет другому ребенку), сопровождаемый вокализацией или взглядами. В самом деле, во многих исследованиях показано, что в возрасте между 9–10 и 12 месяцами двое детей могут предлагать и дарить друг другу какой-нибудь предмет.

Психология в ИД "Питер"

Новинки

HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле
О. Свергун, Ю. Пасс, Д. Дьякова, А. Новикова
тема: Прикладная психология
Срок выхода: 30.03.05
Объем: 320 стр.
Переплет: твердая обложка
Цена: 195 руб.
[Заказать]

           Книга построена на основе реального управленческого опыта ведущих HR-менеджеров российских предприятий и является обобщением практического учебного курса «HR-практикум». В ней описывается ряд авторских методик в области управления персоналом и подходы к формированию конкретных навыков их применения и внедрения. Вы узнаете о ценном опыте профессионалов по презентации своих решений руководству компании, сможете профессионально планировать создание и реорганизацию службы персонала компании с учетом ее стратегических планов и ближайших задач и научитесь говорить на языке, понятном финансовым менеджерам и генеральному директору компании. Иными словами, без отрыва от работы вы будете готовить себя к карьере в службе персонала вашего предприятия.

Практикум по психологии здоровья
Под ред. Г. С. Никифорова
тема: Психодиагностика
Срок выхода: 30.03.05
Объем: 352 стр.
Переплет: мягкая обложка
Цена: 128 руб.
[Заказать]

           Это современное учебное пособие по одной из новых психологических дисциплин — психологии здоровья — может быть использовано как для практических, семинарских, так и для лекционных занятий. Тематика представленного материала отражает самые разные проблемы, которые находятся в центре внимания специалистов, занимающихся вопросами здоровья: какова роль личности в поддержании своего здоровья; как влияют на здоровье человека социальные и психологические факторы; какие методы разрабатываются и как используются в исследованиях в данной области и т. д. Пособие рекомендуется преподавателям, студентам, обучающимся по направлению и специальностям психологии, психологам-практикам и всем, кто интересуется проблемами психологии здоровья.

Бестселлеры последней недели
  1. Психология: Учебник для средних специальных учебных заведений автор(ы): Е. Ильин
  2. HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле автор(ы): О. Свергун, Ю. Пасс, Д. Дьякова, А. Новикова
  3. Развитие навыков тренинга автор(ы): Лесли Рай
  4. Техники групповой психотерапии. 3-е изд. автор(ы): Дж. Кори, М. Кори, П. Колланэн, М. Рассел
  5. Синдром выгорания: диагностика и профилактика автор(ы): Н. Водопьянова, Е. Старченкова
  6. Навыки эффективной обратной связи. 2-е изд. автор(ы): Т. Рассел (http://shop.piter.com/book/978531800755/?refer=1104)
  7. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты автор(ы): И. Скрипюк
  8. Практика группового тренинга автор(ы): Д. Ли
  9. Психология в беседах с учителями автор(ы): У. Джемс
  10. Управленческий тренинг автор(ы): Санни Стаут

Грандиозное снижение цен!

Не упустите возможность пополнить свои библиотеки великолепными книгами за очень небольшие деньги!



Тема выпуска: Лидер или администратор? Командовать или управлять?

Лидер и менеджер не одно и то же

Тема лидерства, занимает умы человечества, пожалуй, ровно столько, сколько оно существует. Первые определения «лидера» прозвучали в трудах Аристотеля, Платона и Макиавелли. И до сих пор психологи не пришли к единому мнению. С прошлого века не кончается спор, что важнее: личные качества человека или обстоятельства? Одни считают, что эффект лидерства заключен в харизме, другие – полагают, что все решает судьба - ситуация, в которую попадает человек, - именно она мобилизует и раскрывает лидерские качества. Долгое время в среде управленцев было популярно высказывание Наполеона. Он говорил, что люди с высоким интеллектом и большим количеством энергии должны становиться генералами, люди с высоким интеллектом и небольшим количеством энергии – штабными. Люди с низким интеллектом и небольшим количеством энергии должны отправляться в кавалерию, а люди с низким интеллектом и большим количеством энергии в пехоту – это самые опасные люди, их нужно отстреливать. Что же такое лидер в современном понимании? - Слово лидер мы зачастую употребляем, имея в виду позицию, роль человека в определенной системе, должность на предприятии. Однако человек, занимающий роль управленца, может и не обладать лидерскими навыками. В то же время любой из сотрудников, не наделенных административной властью, может оказаться неформальным лидером – т.е. тем человеком, который может повести за собой коллектив, оказать влияние на психологический климат в нем. Отсюда лидерство – не имеет отношения к занимаемой должности, а сама по себе должность никогда не сделает из управленца истинного лидера.

Последние исследования бизнес психологов говорят о том, что важны не только качества человека и обстоятельства ( место и должность работы), но еще и цели, которые ставит человек, претендуя на роль лидера. Лидерство – это способность вести за собой людей в достижение определенной цели. И если задача менеджера в умении выполнить задачу посредством других людей, то лидер умеет сделать так, чтобы люди захотели выполнить эту задачу.

У каждого лидера – свое предназначение

В конце 80-х американский психолог Николс заявил, что большая часть путаницы в исследованиях по поводу лидерства произошла именно потому, что не учитывался тот факт, что в зависимости от цели лидеры могут быт трех уровней: мета-, макро- и микроуровня. Лидеры микроуровня окружают нас: это те люди, которые занимаются выполнением конкретной работы или задачи. Перед ними стоит цель – им нужно найти стиль управления коллективом.

Макролидеры не просто организовывают предприятие и ищут пути его построения, они работают ради будущего, создавая определенную культуру. Ярким представителем такого лидерства является Воган Билз – менеджер компании «Харли Дэвидсон», который создал "дух Харли", увеличив долю компании на американском рынке с 6% до 54%. Организовав международный клуб байкеров, члены правления компании стали сами принимать участие в ралли, культивируя образ жизни: "Движение все, конечная цель – ничто".

Металидерство – можно сравнить с созданием нового мира, к которому принадлежат большие группы людей, и появляются последователи – энтузиасты. Лидер такого уровня должен обладать видением. В политике это уровень Махатмы Ганди. В бизнесе - это «гуру бизнеса». Таким был Уолд Дисней, создавший мир семейного счастья, ценности которого до сих пор определяют компанию . Таким лидером сегодня является Бил Гейтс - признанный гуру компьютерных и информационных технологий. Один из примеров создания им нового мира является его книга «Дорога вперед», благодаря которой каждый сотрудник «Майкрософт» знает в чем цель компании, и в чем ее культура.

Загляни в глаза сотрудников и узнаешь каков их руководитель Теоретики давно разделили стили управления на три категории: авторитарный, попустительский и командный. На практике предприниматели отмахиваются от попустительского. Всем хочется быть командным управленцем и никому – авторитарным. На самом деле опытный управленец знает, что каждому стилю всегда есть свое место и нужно владеть всеми тремя. Это подтверждают и современные исследователи лидерства, которые обратили внимание на то, что у каждого лидера свой индивидуальный стиль управления. Как пишут психологи, стиль управления – это проявление «внутреннего театра» человека, тонкое взаимодействие его навыков и потребностей. С этой точки зрения управление можно сравнить с театром, где стиль руководства проявляется в разных ролях. Найдены сегодня ответы и на вопросы: чем отличается хороший руководитель от плохого? В чем секрет успешных лидеров? - В системности. Об этом говорят все последние исследования. Если системный подход и системное мышление лежит в основе современных направлений психологии и маркетинга, то в управлении персоналом его до недавнего прошлого не применяли, впрочем, так же как и теорию поставки целей.

Сегодня, говоря о лидерстве, подразумевают, что лидер никогда не существует сам по себе - вне ситуации и вне окружающих его людей. Лидерство – это выбор цели в динамичной системе взаимоотношений, где стиль руководства выбирается на стыке всех составляющих систему частей: личная коммуникативная компетентность лидера, сотрудники – исполнители идей, целевая аудитория – последователи идей, условия внешней среды ( политические, экономические , социальные) . При этом как лидер, так и система непрерывно влияют друг на друга и подвержены изменениям. Поэтому единственно верного стиля управления не существует - не существует застывших отношений, каждый раз это движение, творчество, вектор которого направлен в будущее.

Согласно теории "Большая пятерка" бизнес психолога Роберта Хогана лидер должен обладать пятью качествами: обращенностью вовне, готовностью искать согласие, добросовестностью, чувствительностью и открытостью к новому опыту. "Новый подход лидерства изучает как некоторые люди – настоящие лидеры – силой своего характера производят потрясающий эффект на своих последователей, - утверждает известный бизнес психолог Манфред Кэде Ври. – Суть его в том, что он рассматривает то, как эти лидеры влияют на мировоззрение служащих компании, определяя, разъясняя и создавая ценности, культуру компании и создавая приверженность миссии, целям и стратегии компании, получая, таким образом, отличные результаты работы. Наиболее эффективные руководители обладают набором навыков: динамизм, коммуникабельность, восприимчивость . готовность соглашаться, надежность, IQ и EQ". Т.е. речь уже идет о том, что вопрос лидерства – это вопрос жизненных ценностей человека при его устремлении в будущее.

Судить об успешности управленца, как лидера, - несложно. Это видно по глазам его сотрудников: если они горят и люди верят в боса и его идею, берут с него пример – он без сомнения лидер. Если подчиненные каждый раз входят в кабинет начальника затаив дыхание: "шеф вызвал..", боятся совершить ошибку, под угрозой штрафов и увольнения - руководитель администратор, с авторитарным стилем управления. Зачастую, считают, что командный стиль руководства определяется тем, что решение в компании принимают несколько топ-менеджеров. Это ошибочное мнение. Командность определяется тем, насколько персонал, начиная от вахтера и заканчивая топ менеджментом, привержен целям компании, насколько на верхних уровнях компании умеют слышать и понимать то, что происходит на нижних. Это именно то, что сегодня зарубежные специалисты по брендингу называют "духовным менеджментом".

"Компаниям недостает не способных сотрудников, а умения лидеров вести их в правильном направлении . У компании должна быть корпоративная религия, и топ менеджмент, используя свои силы, должен передавать ценности компании, ее культуру и цели сотрудникам. - пишет Йеспер Кунде, автор нашумевшей книги «Корпоративная религия». – Во многих компаниях еще главным считается развитие продукта, продажи и рыночные доли. Но игровой автомат не может внушить веру в продукт покупателям.. Только организация, движущаяся целенаправленно и осмысленно может работать эффективно с качественными ценностями, дифференцирующими бренды. Недостаточно просто нанимать людей за их умение, их установки и ценности должны соответствовать ценностям компании".

В этой связи стоит пояснить, что ценности невозможно навязать указаниями, штатным расписанием, должностными обязанностями и штрафами. А прямые высказывания на тему корпоративных ценностей буду восприниматься людьми как нравоучения. Лидерство – категория не количественная, а качественная. И косвенным проявлением ценностей является качество отношений между людьми. Отсюда, бессмысленно говорить о миссии предприятия там, где в ходу административно-командная система, где руководитель не замечает достижений своих сотрудников и не оценивает их труд по достоинству. Бессмысленно потому, что миссия по природе своей - категория нематериальная, и воплотить ее в жизнь могут только люди.

Авторы популярной книги "Бизнес в стиле фанк" Кьелл А.Нордстрем, Йонас Риддерстрале, считают: "Настала эпоха, в которой все решает талант и время. Деньги делаются на продаже таланта и времени, на эксплуатации таланта и времени, на организации таланта и времени, на упаковке таланта и времени. Наиважнейший для производства ресурс расхаживает в ботинках и ежедневно покидает офис в 5 часов. В результате лидерство и умение руководить людьми становится ключом к конкурентному преимуществу. Это то, что вас выделит из толпы. То как вы привлекаете, удерживаете и мотивируете ваших сотрудников, важнее технологий".
Лариса Винникова


ТЕСТ. В чем Вы сильнее?
Оцените себя, отвечая : "Верно" или "Неверно".

  • Я, скорее экстраверт, чем интроверт
  • Я могу доминировать
  • В ситуации межличностного взаимодействия я бываю напористым
  • Во всем, что я делаю, присутствует дух соревнования
  • Достижения для меня чрезвычайно важны
  • Если я что-то обещаю, я держу слово
  • Окружающие считают меня милым человеком
  • Я очень стараюсь помогать другим
  • Я могу работать в команде
  • Я всегда даю себе отчет в своих действиях
  • Я готов быть гибким. Если тог требует ситуация
  • Я открыт идеям окружающих
  • Я внимательно слушаю, что люди хотят сказать, а не то. как они говорят
  • Я стараюсь вставать на место других
  • Я очень эффективен в социальных ситуаций
  • Люди открываются мне, потому что я свободно рассказываю о себе
  • Мне нравится узнавать новое
  • Я быстро схватываю суть вещей
  • У меня потрясающее количество энергии
  • Я легко общаюсь с окружающими
  • Я могу быть веселым
  • Я легко общаюсь с окружающими
  • Я легко контролирую себя
  • Я смотрю на жизнь довольно оптимистично
  • Люди считают, что я реалистично воспринимаю мир

Если большинство Ваших ответов "Верно", Вы из тех, кому легко быть лидером. Если же у вас было несколько или много ответов "Нет", Вам следует задуматься над этим.

Лариса Винникова
fiteco@aaanet.ru


Рассылки

Издательство "Питер" и Интернет-магазин - www.piter.com
    Компьютерная литература
    Экономическая литература
    Психологическая литература
    Юридическая литература
    Медицинская литература
    Оздоровительная литература

"Мир Internet" - www.iworld.ru
"Желтые страницы Internet" - yp.piter.com
"Психологические конкурсы от Псипортала"

Если вы хотите получать эти новости по e-mail, подписывайтесь на наши рассылки:

Эти и другие новости психологии и смежных наук Вы всегда найдете на страницах Псипортала.
http://psy.piter.com
новости | библиотека | форум | ресурсы | магазин | обратная связь
Приглашаем Вас за покупками!

Фирменные магазины Издательского дома "Питер":
Интернет: http://www.piter.com E-mail: postbook@piter.com

г. Санкт-Петербург (тел. (812) 327-93-37, 103-73-74)
  • Большой Сампсониевский пр., дом 29А, (11.00 до 19.00, выходной - воскресенье), тел.: (812) 103-73-88;
  • Пр. Обуховской Обороны, д. 105 (ДК им. Крупской); место 15, 16

    г. Москва (тел. (095) 334-86-90)
  • Ул. Бутлерова, д.17-Б, офис 207, 240
  • Люберецкая ярмарка. Люберцы, вход от железной дороги, торговое место справа

    г. Киев (тел. (044) 490-35-68, 490-35-69)
  • Рынок "Петровка". 15-й торговый контейнер; 3-й павильон, 28-е место.

    г. Харьков (тел. (0572) 23-75-63)
  • Рынок "Райский Уголок". 4-й ряд, 6-е место; 5-й ряд, 10-е место

    c 1997-2004 Издательский Дом "Питер"

  •    

    http://subscribe.ru/
    http://subscribe.ru/feedback/
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: people.psyportal
    Отписаться

    В избранное