Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тренинг МИЛЛИОНЕР

  Все выпуски  

Псипортал. Столица сетевой психологии


Информационный Канал Subscribe.Ru

ПСИПОРТАЛ
столица сетевой психологии
http://psy.piter.com
(150) 2005-04-14
Архив рассылки
Подписчиков: 10178
Подводя итоги очередного конкурса в рамках проекта, хотим от души поздравить наших победителей - Тарасенко Ольгу из Минска (первое место), Польскую Эльвиру из Саратова (второе место) и Латову Наталию из Москвы (третье место).
В недалёком будущем - новый конкурс психологических эссе и появление победителей предыдущего соревнования в психологическом прозотворчестве на страницах рассылки "ПСИПОРТАЛА"!

С наилучшими пожеланиями,
Максим Реуцкий
gipnos@ua.fm


В человеке всегда есть «две силы» - с одной стороны желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить), а с другой стороны сопротивление этому решению проблемы (или сопротивление психокоррекционной или психотерапевтической помощи). Дело в том, что любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Когда психолог начинает помогать человеку, он работает с психологическими «симптомами» и это вызывает неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу – это мужественный шаг. Но психологическая помощь, это работа двух сторон – психолога и клиента, поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный – от психолога требуется компетентность и эффективность, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы. От клиента не требуется знаний и умений, а только сотрудничество в работе. Но без этого психологическая работа не состоиться даже у самого «золотого» специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться – нельзя. МОЖНО ТОЛЬКО МОТИВИРОВАТЬ к изменениям. Поэтому первая трудность на пути к освобождению от проблемы - это преодоление так называемых психологических сопротивлений и защит клиента в его же интересах.


Ширяевы Игорь и Лариса
Об авторах на Псипортале


Тема выпуска: Психологические сопротивления и защиты

Что такое психологическое сопротивление? Это все силы в психике человека (клиента), которые противодействуют неприятной ситуации или психологической помощи, потому что она связана с неизбежностью болезненных ощущений (психологической боли).
Читать дальше >>


Новости

  • Сексуальная внешность мешает карьере?

    Библиотекарь Гарвардского Университета Везери Гудвин подала иск, в котором обвиняет руководство библиотеки в последовательных отказах дать ей повышение по службе, мотивируя это тем, что она всего лишь афро-американская «милашка», носящая «сексуальные» наряды. 40-летняя Гудвин с 1999 года получала отказы в повышении 16 раз подряд, несмотря на то, что у нее докторская степень по английской литературе и библиотечному делу: «Что бы я ни делала и как бы ни старалась, ничего не могло оказать на них впечатление», - сказала в суде Гудвин. В 2001 управляющий шокировал женщину, сказав ей, что она никогда не сделает в Гарварде карьеру, потому что ее взяли «просто как симпатичную девушку, которая носит сексуальные облегающие платья с глубоким вырезом». После разговора Гудвин стала придерживаться более консервативного стиля в своих нарядах, но и это не помогло. Теперь окончательно осерчавшая библиотекарша требует возместить ей моральный ущерб и недоплаченные $150 тыс., которые она могла бы получить в результате вполне заслуженного увеличения зарплаты. Однако представители Гарварда от всех обвинений открещиваются, утверждая, что Гудвин сама виновата, и никто не собирался задвигать ее на «задние полки» только потому, что она чернокожая и сексуальная.

    Источник: Rol.ru

  • Дети любят картошку, потому что им нравится ее цвет

    Теперь ты больше не сможешь сказать ребенку: хватит есть жареный картофель, потому что ребенок впитал вместе с молоком любовь к желто-бежевой гамме цветов. Младенцы первого года жизни смотрят на мир широко раскрытыми глазами и все хорошо запоминают. Они напрягают взгляд и концентрируются на печенье, злаковых, на соске. Весь этот "беж", который вызывает у них радость, они никогда не забудут. Он отпечатывается на дне сетчатки и впитывается в сознание, и поэтому, когда ты позднее дашь ребенку, например, брокколи, он отнесется к тебе и к этой зелени как к коварным незнакомцам. Что касается технической стороны, то если в их "визуальной матрице" отпечаталась еда светлых тонов в желто-бежевой гамме, жареный картофель превратится в лучшего друга, а всю зелень придется вернуть на кухню. Как и все остальное, кулинарные вкусы также формируются в первый год жизни. Об этом говорится в докладе психологов университета Бирмингема, опубликованном вчера. Ученые утверждают, что уже в первые месяцы жизни мы создаем своего рода зрительную палитру, так называемый прототип, где фиксируется, в частности, цвет продукта, который предлагает мама – шеф-повар. Позднее, в процессе взросления, ребенок будет есть картошку, если он внес в свой рацион печенье (или что-то желто-бежевое). Поэтому, когда он говорит "нет" зелени, фасоли, шпинату и другим зеленых чужакам, не стоит раздражаться и говорить: "Сначала попробуй" – цветовой опыт идет впереди голода. Дети воспринимают гастрономическое разнообразие, если блюда включены в его цветовую палитру с самого начала. Никогда не обманывай детей, они не поддадутся: ты, конечно, можешь выдать крекер за печенье, а вот брюссельская капуста тут не пройдет. Но решить эту проблему можно, однако следует принимать во внимание тревогу родителей. "Нынешние родители думают, например, что детям нельзя давать брокколи, лишь гомогенизированный продукт или еду из баночек как самый надежный вариант", – пояснил психолог Джиллиан Харрис, сетуя на "чрезмерную неуверенность и отсутствие знаний о том, как следует кормить детей". Харрис советует родителям давать детям то, что они едят сами, стараясь сбалансировать их диету, включая в рацион фрукты и зелень, чтобы стимулировать их подобным образом к тому, чтобы они захотели попробовать продукты различного цвета, консистенции и разной формы. Это эмоциональный и эстетический опыт, а не бутылочка с соской. Лучше следовать совету, иначе тебе не избежать чувства вины, когда ребенок будет есть только холестериновые чипсы, к которым он привык еще в детстве.

    Источник: Inopressa.ru



Библиотека

Книги Издательства "Питер" в Электронной библиотеке:

Глава из книги "Развитие личности ребенка." 8-е изд.,   Н. Ньюкомб

Многие из нас ежедневно наблюдают за детьми. Например, большую часть знаний о детях учителя и родители черпают из общения с ними. Чем же отличается способ наблюдения детей профессиональным исследователем? Что требуется для научного исследования их поведения?

Методы, которые мы здесь опишем, сходны в одном: все они требуют проведения систематического контролируемого наблюдения. В одних поведение наблюдают в естественной обстановке, например дома или в школе. В других - создаются специальные задания или ситуации, часто в лабораториях, с тем чтобы сравнить наблюдаемое поведение детей в разных обстоятельствах. Иногда с детьми беседуют; иногда им дают тесты, и в некоторых случаях наблюдатели используют предварительно составленную таблицу категорий, куда заносят данные о том, сколько раз ребенок демонстрирует поведение, относящееся к каждой категории. В любом случае исследователь старается провести одну и ту же процедуру со всеми детьми, участвующими в эксперименте, и контролировать или оценивать ситуационные переменные, которые могут воздействовать на результаты каждого ребенка...


Психология в ИД "Питер"

Новинки

Выбираем профессию. Советы практического психолога
А. Грецов
тема: Педагогическая психология
Срок выхода: 29.04.05
Объем: 224 стр.
Переплет: мягкая обложка
Цена: 99 руб.
[Заказать]

           Один из важнейших шагов, от которого во многом зависит дальнейшая судьба молодого человека, — выбор профессии. Как сориентироваться в многообразии профессий и возможных путях их получения? Чем определяется успех в построении карьеры? Что такое общие и специальные способности? Как понять, есть ли они у тебя и можно ли развить их? Каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать? Как перейти от общих размышлений о своем будущем к конкретным действиям? Книга поможет молодым людям, выбирающим, кем быть, найти ответы на эти и многие другие вопросы. Книга адресована подросткам, будет интересна также родителям, учителям и практическим психологам. Может использоваться в качестве учебного пособия по курсу «Психология профессионального самоопределения».

Практикум по психологии здоровья
Под ред. Г. С. Никифорова
тема: Психодиагностика
Срок выхода: 28.03.05
Объем: 352 стр.
Переплет: мягкая обложка
Цена: 128 руб.
[Заказать]
Cодержание |Отрывок из книги

           Это современное учебное пособие по одной из новых психологических дисциплин — психологии здоровья — может быть использовано как для практических, семинарских, так и для лекционных занятий. Тематика представленного материала отражает самые разные проблемы, которые находятся в центре внимания специалистов, занимающихся вопросами здоровья: какова роль личности в поддержании своего здоровья; как влияют на здоровье человека социальные и психологические факторы; какие методы разрабатываются и как используются в исследованиях в данной области и т. д. Пособие рекомендуется преподавателям, студентам, обучающимся по направлению и специальностям психологии, психологам-практикам и всем, кто интересуется проблемами психологии здоровья.

Основы психосемантики. 2-е изд.
В. Петренко
тема: Общие вопросы психологии
Срок выхода: 03.04.05
Объем: 480 стр.
Переплет: твердая обложка
Цена: 428 руб.
[Заказать]

           В книге дается описание методов экспериментальной психосемантики и излагаются результаты исследований категориальных структур индивидуального и общественного сознания. Последние выступают типовыми примерами психосемантическх исследований и их экспериментальная парадигма может быть использована читателями при планировании собственных научных изысканий. Издание рассчитано на студентов и аспирантов психологических вузов, профессиональных психологов, филологов, философов, социологов, политологов, специалистов в области mass media, а также всех тех, кто, интересуясь новыми достижениями психологической науки, готов затратить усилия на усвоение методического инструментария экспериментальной психосемантики.

Бестселлеры последней недели
  1. HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле автор(ы): О. Свергун, Ю. Пасс, Д. Дьякова, А. Новикова
  2. Развитие навыков тренинга автор(ы): Лесли Рай
  3. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты автор(ы): И. Скрипюк
  4. Практикум по психологии здоровья автор(ы): Под ред. Г. С. Никифорова
  5. Основы психосемантики. 2-е изд. автор(ы): В. Петренко
  6. Навыки эффективной обратной связи. 2-е изд. автор(ы): Т. Рассел
  7. Когнитивная психология. 5-е изд. автор(ы): Дж. Андерсон
  8. Техники групповой психотерапии. 3-е изд. автор(ы): Дж. Кори, М. Кори, П. Колланэн, М. Рассел
  9. Работа с персоналом: введение в должность автор(ы): Майкл Мейган
  10. Эксперимент в социальной психологии. 3-е изд. автор(ы): С. Милграм

Новости ИД "Питер"

  • Внимание! Служба "Книга-Почтой" издательства "Питер" уведомляет, что в связи с переездом склада, возможны задержки в отправке заказов, сделанных на сайте в период с 22 апреля по 10 мая включительно. Обратите на это внимание и спланируйте свой выбор.
    Приносим извинения за доставленные неудобства.
  • Обратите внимание на список книг, которые вы теперь можете купить существенно дешевле.
  • Хотите платить меньше за заказ или иметь персональную скидку? Ознакомьтесь с нашим предложением.
  • Подпишитесь на бесплатный каталог издательства




Тема выпуска: Психологические сопротивления и защиты

Что такое психологическое сопротивление? Это все силы в психике человека (клиента), которые противодействуют неприятной ситуации или психологической помощи, потому что она связана с неизбежностью болезненных ощущений (психологической боли).

Зачем нужны психологические защиты?
Мы уже упомянули выше, что защита, в том числе и психологическая, защищает любого человека от прошлой (психотравма, воспоминания); или актуальной (непосредственно происходящая ситуация) или от будущей (гипотетические страхи и переживания) психологической боли. Природа создала эти защиты для…скорой психологической самопомощи (примерно как ответная реакция на болезнь или травму у организма). Однако только ответная реакция с болезнями и физическими травмами тела справиться не может, сколько его не укрепляй и не повышай иммунитет. Поэтому нужны врачи, медикаменты, операционные вмешательства, физиотерапия, санаторное лечение и прочее. С психикой все почти то же самое – психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, но не «лечат», т.е. проблему они не решают, она остается с Вами. Поэтому уповать на «психологический иммунитет, психологическую сопротивляемость» и быть от этого устойчивым и выносливым к психологическим перипетиям своей жизни, увы, недостаточно. Ведь именно психологические защиты делают человека в обычной жизни странным, неадекватным, закомплексованным и т.д. Защитить-то они защитили, но для нормальной жизни непригодны. Это как везде ходить в латах – на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах и есть в латах и душ принимать в латах ну и т.д. Они будут Вам мешать, а у окружающих вызывать недоумение (это в легком случае).

Так в каких случаях проявляются психологические защиты и сопротивления?
  1. Прошлая психологическая травма (стресс)
  2. Неприятные воспоминания
  3. Страх перед любыми неудачами
  4. Страх перед любыми изменениями
  5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм)
  6. Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния
  7. Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями
  8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
Каковы же последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?
  1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни или он становится очень специфичным.
  2. Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
  3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым важным, т.о. идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики.
Какие бывают психологические защиты?
  1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме) – говорит о скрытом чувстве вины.
  2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал».
  3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и действование так, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел» и т.д. очевидных стимулов, сигналов. (Скарлетт (Унесенные ветром): «Я подумаю об этом завтра»).
  4. Формирование реакции (при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз) – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно унктуальным а на самом деле желание быть свободным со временем.
  5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на начальника переносится с начальника, которого наказать невозможно в силу ряда психологических и иных причин, на собаку – как на более слабое существо (японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника); или перенос любви или агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту вызвавшему эти чувства.
  6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.
  7. Подавление (фобии) - ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).
  8. Идентификация с агрессором (подражание) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.
  9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.
  10. Интеллектуализация, рационализация (обсессивно –компульсивный невроз) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.
  11. Изоляция аффекта (обсессивно – компульсивный невроз) – подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.
  12. Регрессия – возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)
  13. Сублимация – перевод одного вида энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.
  14. Расщепление – разделение позитивного и негативного в образах «я» и объектов. Резкая смена «+» и «-» оценок себя и других – нереалистичная и нетвёрдая оценка. «+» и «-» сосуществуют отдельно, но параллельно. Например, то психотерапевт «+», то вдруг «-» и так по поводу любого значимого человека.
  15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого.
  16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека.
  17. Всемогущество – преувеличение собственной силы.
  18. Проекция – наделение собственными конфликтующими или любыми другими своими импульсами другого человека.
  19. Проективная идентификация – проекция на какого – то человека, над которым человек затем пытается установить контроль. Проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.
  20. Репрессия – подавление желаний.
  21. Эскапизм – избегание цели ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.
  22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).
  23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.
  24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.
  25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.

Ширяевы Игорь и Лариса
www.uspeshnie-mozgi.ru

Рассылки

Издательство "Питер" и Интернет-магазин - www.piter.com
    Компьютерная литература
    Экономическая литература
    Психологическая литература
    Юридическая литература
    Медицинская литература
    Оздоровительная литература

"Мир Internet" - www.iworld.ru
"Желтые страницы Internet" - yp.piter.com
"Психологические конкурсы от Псипортала"

Если вы хотите получать эти новости по e-mail, подписывайтесь на наши рассылки:

Эти и другие новости психологии и смежных наук Вы всегда найдете на страницах Псипортала.
http://psy.piter.com
новости | библиотека | форум | ресурсы | магазин | обратная связь
Приглашаем Вас за покупками!

Фирменные магазины Издательского дома "Питер":
Интернет: http://www.piter.com E-mail: postbook@piter.com

г. Санкт-Петербург (тел. (812) 327-93-37, 103-73-74)
  • Большой Сампсониевский пр., дом 29А, (11.00 до 19.00, выходной - воскресенье), тел.: (812) 103-73-88;
  • Пр. Обуховской Обороны, д. 105 (ДК им. Крупской); место 15, 16

    г. Москва (тел. (095) 334-86-90)
  • Ул. Бутлерова, д.17-Б, офис 207, 240
  • Люберецкая ярмарка. Люберцы, вход от железной дороги, торговое место справа

    г. Киев (тел. (044) 490-35-68, 490-35-69)
  • Рынок "Петровка". 15-й торговый контейнер; 3-й павильон, 28-е место.

    г. Харьков (тел. (0572) 23-75-63)
  • Рынок "Райский Уголок". 4-й ряд, 6-е место; 5-й ряд, 10-е место

    c 1997-2004 Издательский Дом "Питер"

  •    

    http://subscribe.ru/
    http://subscribe.ru/feedback/
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: people.psyportal
    Отписаться

    В избранное