Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Наука и эзотерическая традиция . Выпуск 7


Информационный Канал Subscribe.Ru

НАУКА И ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Выпуск 7 от 2005-02-05

Количество подписчиков - 
543

Автор -
Юрий Черный


 

Сегодня в выпуске:

«Четыре благородные истины» рассылки «Наука и эзотерическая традиция»

Какая разница между эзотеризмом и оккультизмом?

Обратная связь

Анонс следующего выпуска


Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что науки всегда дают абсолютно достоверные положения;  эти люди считают, что научные работники делают свои выводы на основе неоспоримых фактов и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперёд, причём исключена возможность ошибки или возврата назад. Однако состояние современной науки, так же как и история наук в прошлом,  доказывает, что дело обстоит совершенно не так.

Луи де Бройль. По тропам науки (Бройль Л. де. По тропам науки. – М., 1962. – С. 292-293).


Здравствуйте, уважаемые читатели, от Швеции до Израиля и от Соединённых Штатов до Микронезии!

Я, конечно, понимаю, что «наши люди» нынче везде, но вот, что они делают в Микронезии (это Марианские, Каролинские, Маршалловы и прочие острова) – остаётся загадкой. :-)

Всё равно приятно сознавать, что плоды моего труда расходятся по всему миру (Штаты – 5 человек, Израиль – 7, Швеция – 1, Микронезия – 7, и, конечно, многие другие страны – Россия, СНГ, Европа, Америка, Азия)!

Этот выпуск будет посвящён некоторым методологическим проблемам, разговор о которых уже назрел. Начну с того, что несколько шуточно по форме (но отнюдь не по содержанию) я называю четырьмя благородными истинами этой рассылки.


 «Четыре благородные истины» рассылки «Наука и эзотерическая традиция»

Учение о «четырёх благородных истинах» известно из буддизма. Согласно преданию, индийский принц Сиддхартха Гаутама, после многодневного поста и последовавшего за ним просветления наречённый Буддой (что на санскрите означает – «пробуждённый», «просветлённый») начал проповедь своего учения с провозглашения следующих истин:

1) существует страдание;
2) существует причина страдания;
3) существует возможность освобождения от страдания;
4) существует путь, ведущий к освобождению от страдания.

Согласно первой истине, всё существование человека представляет собой непрерывное страдание. Даже самые счастливые моменты его жизни связаны с «разъединением с приятным», то есть, в конечном счёте, приводят к страданию.

Согласно второй истине, хотя страдание универсально, тем не менее, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека. Страдание имеет свою причину – желание или жажду удовольствий. Именно причина страдания лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире.

Третья благородная истина гласит, что причина страдания, порождённая самим человеком, может быть им же самим и устранена. Чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, человек должен прекратить испытывать желания.

О том, как это возможно, говорит четвёртая истина. Она указывает на восьмеричный благородный путь, встав на который человек имеет возможность осуществить высшую цель жизни – выйти из круговорота перерождений (сансары), достичь состояния освобождения (нирваны) и тем самым прекратить страдание.

Я не буддист и поэтому не собираюсь заниматься агитацией. Хотя, на мой взгляд, каждый образованный человек должен быть знаком с основами как буддизма, так и других великих религиозных традиций. Желающих узнать о четырёх благородных истинах подробнее могу адресовать, например, к учению тибетского Ламы Геше Нгаванга Дхаргьея.

Моя цель состоит в том, чтобы на примере четырёх благородных истин буддизма показать, как из достаточно простых утверждений, с которыми, в общем-то, и не хочется спорить, постепенно формируется новое – уже отнюдь не тривиальное и имеющее важные практические следствия утверждение.

По аналогии с четырьмя благородными истинами буддизма я формулирую четыре благородные истины этой рассылки:

1) существует научная традиция в культуре;
2) существует эзотерическая (оккультная) традиция в культуре;
3) между этими традициями существует связь;
4) эта связь поддаётся рефлексии и может быть выражена рационально.

Первая и вторая истины вряд ли требуют особых комментариев. Разве только, что общей почвой для рассмотрения науки и эзотерики является культура. Если есть необходимость пояснить, что я понимаю под культурой, напишите, я сделаю это в одном из следующих выпусков рассылки. А пока могу адресовать вас к статье А.Я.Флиер «Культура» в двухтомной энциклопедии «Культурология. XX век».

Третья истина рассылки означает, что научная и эзотерическая традиция в культуре соприкасаются (не обязательно всегда, но сам факт соприкосновения имеет место) как на индивидуальном, так и на более общем - социальном - уровне.

На индивидуальном – когда отдельный учёный соединяет интерес и к экспериментальной науке, и к оккультному знанию. Примеры: Птолемей (астрономия и астрология), Ньютон (экспериментальное естествознание и алхимия), А.М.Бутлеров (химия и спиритизм), В.В.Налимов (математика и гностицизм) и др.

На социальном – когда в определённые эпохи эзотерическая традиция начинает существенно влиять на сам образ науки, на тип научной рациональности. Примеры: герметизм и новоевропейское естествознание (см. выпуски 1 и 2 рассылки), современная синергетика.

Утверждая третью истину, я дистанцируюсь от сторонников «научного мировоззрения», ведущих борьбу с псевдонаукой и «паранормальными верованиями». Это движение представлено у нас в стране Комиссией РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, Российским гуманистическим обществом и другими скептическими и атеистическими организациями.

Я полагаю, что изучение эзотерической традиции и аномальных явлений (а не «паранормальных верований») нужно вести, считаясь с фактами, а не предрешая заранее, может ли существовать данное явление или нет. Иначе мы рискуем уподобиться Василию Семи-Булатову, герою чеховского рассказа «Письмо к учёному соседу».

Четвёртая истина рассылки означает, что эзотерическая традиция доступна рациональному познанию (именно рациональному, а не рассудочному; я разделяю в духе немецкой классической философии рассудок и разум).

Здесь я дистанцируюсь от тех представителей эзотерики (главным образом, эзотерической элиты), которые принципиально не желают исследовать некоторые вещи рационально, на словах мотивируя это тем, что это невозможно, а на деле – оставляя возможность для психологических манипуляций над рядовыми членами своих движений.

Пример такой манипуляции («зомбирования») описан в рассказе одной из бывшей участниц «классической» философской школы «Новый Акрополь».

Таким образом, мой подход к изучении связи науки и эзотерической традиции является культурологическим и проходит между Сциллой догматического отрицания существования паранормальных явлений и Харибдой некритичного восприятия эзотерических текстов.

Для реализации этого подхода я буду опираться в дальнейшем на результаты работы таких представителей отечественного гуманитарного знания как Илья Теодорович Касавин, Виктор Павлович Визгин, Владимир Петрович Филатов, Пиама Павловна Гайденко, Вадим Маркович Розин, Людмила Михайловна Косарева, Павел Семёнович Гуревич, Анатолий Владимирович Кезин, Наталья Ивановна Мартишина, Вадим Львович Рабинович, Александр Павлович Огурцов, Владимир Натанович Порус.


Какая разница между эзотеризмом и оккультизмом?

Разница между эзотеризмом и оккультизмом ровно такая же как и между этикой, моралью и нравственностью (первое слово греческое, второе – латинское, третье – русское) или между философией и любомудрием (первое слово также греческое, второе – неприжившееся в нашем лексиконе – русское).

У эзотеризма (греческое слово) и оккультизма (латинское) один денотат (означаемое). Оба термина указывают на существование такого знания о тайнах мира, которое доступно пониманию только ограниченного круга людей.

Важно отметить отличие эзотеризма от организованных (экзотерических) религиозных традиций. Если эзотеризм апеллирует к личному духовному просвещению и внутренней мистической практике индивида, то организованные религии делают акцент на внешней духовной практике и соблюдению законов и ритуалов.


Обратная связь

27.01.05. Николай Евгеньевич Емельянов (Иркутск):

Здравствуйте, Юрий!

Поздравляю со впечатляющим ростом рейтинга Вашей подписки. Мне самому очень приятно, что не ошибся в прогнозе. Значит, не одного меня раздражает оккультная попса, заполонившая все информационные каналы. Есть много людей, жаждущих серьезного с собой разговора. Успехов Вам и дальше! Думаю, что будет у Вас и "золото". Алхимическое "Наше Золото".

Благодарю Вас за список источников (16.01.05 я отправил Николаю по e-mail список литературы по алхимии из фонда Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН. В списке – более 130 источников – Ю.Ч.). Его объем просто ошеломляет. На просмотр только ушло минут сорок. Нашел несколько неизвестных мне публикаций Юнга.

С монографией Рабиновича (доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института человека РАН Вадим Львович Рабинович – специалист № 1 по алхимии в России, автор фундаментальной монографии по истории алхимии – «Алхимия как феномен средневековой культуры» (М.: Наука, 1979. – 388 с.). Именно эту работу и имеет в виду Николай – Ю.Ч.) я познакомился тогда, когда она впервые вышла, еще в советское время. Алхимия меня увлекла после выхода на русском трудов Юнга, в котором я нашел абсолютно "своего автора". Могу его читать и перечитывать с любого места в любом направлении, как в художественной литературе Гоголя.

"Ангел" Майринка вышел впервые по-русски в 2002 году, изд. «Эксмо», серия «Двадцатый век», зарубежная классика. Все его романы кроме "Вальпургиевой ночи", который, по-видимому не переведен, вышли в изд. «Азбука-классика» в формате покет-бук. Они есть в любом магазине.

Полностью согласен с высокой оценкой «Википедии», которую дают Ваши подписчики.

Жду Ваших рассылок.

Ю.Ч.:

Уважаемый Николай!

Спасибо за добрые слова! Очень приятно, конечно. И очень вдохновляет. Вы - мой добрый гений!

Я пытаюсь изучить вопрос о взаимодействии научной и оккультной традиции с точки зрения культуры. И, думаю, это единственный способ приблизиться к пониманию причин и механизмов их взаимодействия.

Есть люди, которые направо и налево заявляют о своей приверженности "научному мировоззрению". Они склонны считать себя чуть ли не последним оплотом рациональности и "спасения" науки от невежества и шарлатанства. Но такая позиция - это тоже своего рода идеология, имя которой науковерие. И как науковерие не есть подлинная наука, так и подлинная наука не есть науковерие. Мне очень нравится в этом отношении статья моего хорошего знакомого из Петербурга Алексея Оскольского "От чего отличать науку?". Алексей – серьёзный и глубокий учёный и одновременно – православный человек.

Я хотел бы уйти от бесплодных в научном отношении идеологических баталий и, насколько это возможно, продемонстрировать научный метод в действии. А там уж люди сами пусть решают, отвечает такая наука современным социальным и культурным реалиям или нет.

Насколько я сейчас понимаю, моя работа протекает на стыке трёх научных направлений: философии науки, философии религии и культурологии.

До алхимии мы тоже доберёмся, но позже.

В "Золотые" рассылки я не стремлюсь, потому что там по правилам нужно делать выпуск по крайней мере раз в неделю. Боюсь, что такое обязательство было бы для меня слишком тягостным.  Я ведь не просто пишу "от себя", а стараюсь получить и представить на суд читателей какой-то общезначимый результат. Это требует и сил, и времени. Поэтому и поставил периодичность "Несколько раз в месяц". Если получится чаще – хорошо. Хуже, если бы было наоборот: поставил периодичность "раз в неделю", а выдержать её не смог.

Я написал письмо одному из создателей "Википедии" Джимми Уэйлсу (он старше меня всего на год - 1966 года рождения), в котором назвал его великим человеком. Правда, ответа от него не получил). Думаю, что по своему культурном значению "Википедия" - это проект, сравнимый с "Энциклопедией" Дидро и Даламбера. Только вот кто бы мог это сравнить, сопоставить и грамотно показать? Наверное, какой-нибудь книговед?

Да, ещё: я инженер по образованию и знаю, что по всем законам рост числа подписчиков рано или поздно стабилизируется - наступит насыщение. Так что отношусь к этому спокойно. Вопрос лишь в том, когда наступит насыщение. Может быть, завтра, может быть, через неделю. А может быть... Поживём - увидим. А потом нарисуем график и проанализируем его! :-)

Ещё раз спасибо за всё! Очень приятно иметь такого благодарного читателя!


Анонс следующего выпуска

В следующем, восьмом, выпуске Вы познакомитесь:

· 
с размышлениями автора о том, склоняется ли фамилия «Пико дела Мирандола» в соответствии с правилами русского языка;
· 
с новой википедийной статьёй, посвящённой Пико дела Мирандоле;
· 
с обновлённой версией википедийной статьи о Джордано Бруно.

Ещё раз приглашаю всех, независимо от пола, возраста, образования и рода занятий, заняться совместным творчеством на «Википедии». Это очень увлекательно и, кстати, полезно для наведения порядка в собственной голове! Чего-то не знаете, в чём-то сомневаетесь, хотите разобраться? Напишите или дополните статью на русском языке, используя английскую версию «Википедии» как наиболее «продвинутую».

С наилучшими пожеланиями!

Юрий Черный
















 

 

 

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: philosophy.sciesot
Отписаться

В избранное