Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Не суди, когда не все знаешь! А поскольку все не узнаешь никогда, то выходит, что судить, то есть одобрять или осуждать, вообще невозможно. Не об этом ли заповедь «Не судите, да не судимы будете!»?


2006-08-12
Номер выпуска: 28

Articulus

Милосердный дух

Владимир Шкода

 

Жил в давние времена простой студент по имени Дан Кон Хат. Он квартировал в чужой семье и, как всякий прилежный студент, вставал очень рано. Однажды, проснувшись, он увидел, как соседка во дворе развешивает для просушки белье. Но едва она ушла со двора, как появилась другая соседка и стащила развешанное.

Вечером женщины стали браниться, одна обвиняла другую в воровстве. Ни до чего не добранившись, они решили пойти в деревенский храм, где обитал дух Тьен Вуонг, чтобы поклясться перед ним в своей невиновности. Так они и сделали. Взяли с собой подарки, одна – курицу, другая – вареный рис, и пошли.

Дан Кон Хат достал свою кисточку для письма и сделал запись об этой истории. Вскоре после этого он уехал сдавать экзамен, а вернувшись, застал воровку в добром здравии и благополучии.

«Теперь я знаю, чего стоит справедливость духов! – с усмешкой подумал студент. – Они бессильны даже наказать за ложную клятву».

Он пошел к храму, постучал в дверь – и вдруг Тьен Вуонг предстал перед ним.

- Эх, доктор, доктор, - сказал дух, качая головой. – Когда ты станешь мандарином – неужели у тебя хватит совести сделать человека несчастным из-за двух штук белья? (4).

 

Комментарий

 

Оценка поступка как справедливого или несправедливого всегда основывается на определенном знании. Прежде чем судить – осуждать или одобрять, мы должны знать, чтó именно произошло и почему. Так ведется суд: вначале выясняются все обстоятельства дела, а затем выносится решение. Как видим, сущее и должное или истина и справедливость тесно связаны. На это, как мне кажется, здесь намек. Если кто-то обнаружит в этой сказке другие намеки, это – прекрасно. Чем больше разнообразных смыслов мы находим в тексте, тем он интереснее, содержательнее. В конце концов, мы видим в тексте то, что соответствует нашему умонастроению. Кто-то может сказать: не надо мудрить, смысл сказки прост и ясен. В ней выражен принцип «милость выше справедливости». Студент подходит к жизни формально: если человек виновен, он должен быть наказан. Все просто, исключений быть не может. Каждый раз: виновен – наказан, виновен – наказан… везде, всегда, для каждого человека. Но дух Тьен Вуонг достаточно мудр, чтобы не превращать правосудие в механический процесс. Да, если человек виновен, он должен понести наказание. Но есть милость, являющаяся в мир как чудо. И тогда оказывается, что виновен, но не наказан.

Все это в сказке есть. Но почему бы не найти для милости основание? Почему бы не показать, что милость не чудо, а нечто вполне обоснованное? Речь не о милости духа, а о человеческой милости. Показать это, по-видимому, можно. Спросим, почему, человек, который с усмешкой подумал о справедливости духов, почему этот человек выведен в сказке в образе студента? Студент – молодой человек, учащийся, не опытный, максималист, не знает, что жизнь сложна, что прежде чем судить, надо внимательно изучить все обстоятельства. Таков этот человек. Он делает заключение по первому впечатлению. Он видит только то, что одна женщина повесила белье, а другая его сняла. И все. Но он сразу заключает, что вторая женщина - воровка. Кстати, слово «стащила» можно толковать не только как украла, но и как сняла.

Студент не обращает внимания на то, что вечером женщины обвиняют в воровстве одна другую, что они обе идут в храм, чтобы поклясться о своей невиновности. Чтó между ними было, не ясно. В тексте эта неопределенность чувствуется. Может быть, первая соседка еще раньше сняла белье, которое повесила вторая соседка. Может быть, еще что-то было, мы не знаем. Знает только дух Тьен Вуонг. Студент же, уверен, что он знает. И судит категорически. Возвращаясь домой, он ожидает, что женщина, которую он считает воровкой, уже наказана, может быть, даже убита. Как иначе понимать выражение «застал воровку в добром здравии и благополучии»? И вот студент иронизирует: «Теперь я знаю, чего стоит справедливость духов!». А дух произносит свою единственную фразу о милосердии. Дух Тьен Вуонг не объясняет, почему надо быть милосердным. Но мы, кажется, догадываемся. Не суди, когда не все знаешь! А поскольку все не узнаешь никогда, то не суди вообще. Не об этом ли заповедь «Не судите, да не судимы будете!»?

Мы как будто приходим к выводу, что справедливая оценка поступка вообще невозможна. Почему же существует суд, место, где выносятся оценочные суждения? Это один из парадоксов, которыми полна наша жизнь. Что ж, пусть себе суд существует. Но пусть судья понимает, что каждое его решение выносится в условиях неполноты информации, а потому в принципе оно может быть несправедливым. Кстати, это положение – сильный аргумент против смертной казни. Действительно, страдания невинно осужденного хотя бы частично можно компенсировать. Для невинно казненного это невозможно.

 

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное