Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Слово «закон» имеет два смысла.


2007-09-16
Номер выпуска: 82

Articulus

Забота Моллы

Владимир Шкода

Как говорит предание, однажды Моллу Насреддина назначили правителем того города, в котором он жил.

Через два дня после того, как он приступил к своим обязанностям, стражники поймали двух воров и привели к нему. Одного поймали ночью, другого – днем.

Молла расследовал дело и того, кто воровал ночью, отпустил, а того, кого поймали днем, посадил в тюрьму.

Хозяин того дома, где вор совершил кражу ночью, пожаловался Тимуру, что Молла вел дело несправедливо.

Тимур прислал Молле приказ: поймать вора, совершившего кражу ночью, и как следует наказать.

Молла получил этот приказ, прочел его и подумал: «Наверно, законы изменились, а я этого не знаю».

Он поймал этого вора и посадил в тюрьму, а того, который воровал днем, освободил, украденные им вещи отобрал у хозяина и отдал вору.

На сей раз этот хозяин пришел к Тимуру жаловаться на Моллу.

Тимур рассердился и вызвал Моллу к себе.

‑ Что ты делаешь? – спросил он. – Почему ты освободил этого вора?

‑ По твоему приказанию, ‑ ответил Молла.

‑ Как по моему приказанию? – еще больше рассердился Тимур. Когда я писал, чтобы ты освободил его?

‑ Слава повелителю! – сказал Молла. – Один из воров совершил кражу днем, другой – ночью. Еще со времен наших предков мы знаем: воруют всегда ночью, а днем – никогда. Поэтому то, кто ворует днем, нарушает и законы и обычаи. Вот я и посадил в тюрьму того, который совершил кражу днем, и выпустил пойманного ночью. Потом я получил за твоей подписью приказ: нужно поймать и посадить того, кто воровал ночью. Я и подумал, что законы, наверно, изменились. Поймал того, кто воровал ночью, а пойманного днем освободил.

Тимур совсем разгневался:

‑ Сейчас же иди и поймай и того.

‑ О повелитель! – возразил Молла. – Это же несправедливо! Если нельзя воровать ни ночью, ни днем, то что же им, беднягам, остается? Когда же им заниматься своим делом?

 

Комментарий

 

По-видимому, Молла просто морочит людям голову. И стражники, схватившие воров, и Тимур, да и каждый нормальный человек хорошо понимают, что воров – и ночных, и дневных, надо ловить и наказывать. Молла как будто этого не понимает. Он выпускает то одного, то другого вора, порождая жалобы обывателей и недовольство начальства. Почему все это происходит? Потому что Молла смешивает два смысла слова «закон». Сначала он трактует закон как обнаруженную в опыте и научных исследованиях регулярность и связь явлений. Если тела нагреваются, то они расширяются – вот пример закона в такой трактовке. Везде и всегда, если происходит нагревание тела, это вызывает его расширение. Можно записать логическую подобных суждений: «если есть А, то есть В». Обозначим это значение слова «закон» символом З¹. Воры обычно орудуют ночью, это – закон. Его можно сформулировать так: если наступает ночь, то воры выходят на свой промысел. Однако слово «закон» имеет и иной – правовой смысл. «Если человек совершает кражу, то он должен быть наказан» – вот пример закона во втором смысле. Логическая форма теперь иная – «если есть А, то должно быть В». Обозначим это значение слова «закон» символом З². Так вот, жалобы обывателей и недовольство начальства – все это происходит от того, что Молла отождествляет эти два значения слова «закон». Воровство обычно совершается ночью (З¹) = Воровство должно совершаться ночью (З²). Иными словами, тот, кто совершил кражу ночью, действовал в соответствии с законом, а потому должен быть отпущен. Тот же, кто был застигнут за воровством днем, нарушил закон (днем ведь кражи обычно не совершаются), и его надо отправить в тюрьму. Так рассуждал Молла.

Когда же Тимур, откликаясь на жалобу потерпевшего, приказал посадить в тюрьму ночного вора, Молла решил, что изменились законы в смысле З¹. Теперь, значит, воры занимаются своим порочным делом днем, и именно такое поведение стало законным в смысле З². Следовательно, сделал вывод Молла, незаконными признаны ночные кражи. Поэтому Молла отпускает дневного вора и заключает в тюрьму ночного. Но снова поступает жалоба, теперь уже от другого пострадавшего, и следует вызов к Тимуру. В сознании у Моллы все смешалось.

Начинается разговор, в ходе которого Молла объясняет свои действия, а Тимур никак не может его понять и сердится. Говорят они о разном. Как в поговорке – один про Фому, а другой про Ерему. Молла не может понять, когда же ворам заниматься своим делом, ночью или днем. Тимуру в голову не может прийти, чем озабочен незадачливый правитель города, потому что воровать закон не позволяет никогда, ни ночью, ни днем. По логике Тимура, естественной для каждого человека, в тюрьме должны сидеть оба вора. Молла считает, что обоих посадить нельзя: один из них будет осужден несправедливо. А именно, тот, который ворует в обычное для краж время суток.

Разная трактовка слова «закон», и разная логика. Впрочем, есть и общее. Это – логическая форма, выражаемая в языке союзом «если, то». Тимур имеет в виду только закон права. Молла смешивает закон как регулярность и связь с правовым законом. Попытаемся теперь применить обе трактовки слова «закон» к краже. Люди воровали, воруют и, к сожалению, будут воровать. Если есть подходящие условия, то всегда находится человек, который тайно похищает чужую вещь. Это - закон. Он установлен опытным путем. Так уж устроилась жизнь. Такова, так сказать, природа человека – он склонен присваивать себе чужое. Это – закон самого бытия. Здесь нет того, что выражается словами «должно быть». Или «не должно быть», если подразумевается заповедь «не кради!». Совместив этот смысл слова «закон» с правовым смыслом получим парадоксальное суждение: всякое нарушение закона (в юридическом смысле) происходит в соответствии с законом (в смысле повторяющихся событий). Может быть, Молла затеял эту историю, чтобы обратить внимание людей на семантическую подробность, связанную со словом «закон».



Copyright © Владимир Шкода
Web-верстка и подготовка рассылки к выпуску: © Evgeny Ukhanov

В избранное