Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Предлагаемая сказка может подсказать ответ на вопрос:


2007-11-16
Номер выпуска: 86

Articulus

Тяжба со знахарем

Владимир Шкода

Один человек пошел в пори пасти овец и потерял там двух ягнят. Он долго искал ягнят, но найти не смог, потому что их унесла дикая собака.

Вечером человек вернулся домой и пошел за помощью к знахарю. Ведь если кто-нибудь потеряет во время пастьбы овцу, корову или козу, он всегда идет к знахарю, чтобы тот дал ему  какое-нибудь снадобье. Этот обычай существует у нас и до сих пор.

Что ж,— сказал пастуху знахарь,— я дам тебе снадобье и намажу им твой посох. Но за это ты отдашь мне теленка.

Теленка за двух овец? — удивился пастух. — Как же это так?

Не хочешь, тогда можешь идти своей дорогой! — закричал на него знахарь.

Пастух подумал: «Что мне делать?»

Ладно,— сказал он,— я дам тебе теленка, если найдутся мои овцы.

Знахарь намазал снадобьем его посох и сказал:

Придешь с этим посохом домой, воткни его в коровий навоз. Утром твои овцы сами вернутся к тебе.

Человек очень обрадовался, взял свой посох и сделал все так, как сказал знахарь. Утром он вышел на дорогу и стал ждать овец. Ждал он их до полудня и все больше беспокоился. «Где же мои овцы? — думал он.— Не съела ли их гиена?»

Мимо шел прохожий,

Ну что, — спросил он, — нашел ты овец, которых потерял вчера?

‑ Нет, пока не нашел, — ответил пастух — Но знахарь сказал, что они сами придут домой.

Прохожий засмеялся

Ты, в самом деле, веришь словам знахаря?

‑ Да. Я верю ему. В его руках большая сила.

Ты глупый и простодушный человек, — сказал прохожий. — Твои овцы не придут домой. Их наверняка уже сожрала гиена.

И он пошел дальше своей дорогой.

Тогда пастух послал к знахарю своего сына.

‑ Скажи ему, — велел он, — что овцы твоего отца еще не нашлись.

Сын передал знахарю слова отца. Тот ответил:

Овцы не возвращаются, потому что твой отец еще не привел ко мне теленка. Если он хочет получить овец, пусть сначала приведет ко мне теленка.

Сын передал отцу слова знахаря.

‑ Ах, ‑ сказал тот, ‑ мне уже все равно! Отдам ему теленка.

И он привел к знахарю теленка и опять стал дожидаться своих овец. Прождал он их до вечера, но овцы так и не вернулись.

Мимо опять шел тот же прохожий.

—Ты глупый человек, — сказал он пастуху. — Пойди сам в пори и поищи своих овец.

Пастух пошел в пори и увидел там дикую собаку. Та уже наелась досыта и теперь расправлялась с остатками. Увидев человека, дикая собака убежала.

Тут пастух понял, что произошло. Опять направился он к знахарю.

—Ну что, нашлись твои овцы? – спросил он.

Оставь свои разговоры, — ответил пастух, — отдай мне лучше моего теленка!

С чего это я стану отдавать тебе теленка? — воскликнул знахарь сердито. — Ты ведь получил от меня снадобье.

   Не говори больше о снадобьях, мне нужен мой теленок! Если бы я получил обратно своих овец, все было бы в порядке, а теперь я хочу вернуть своего теленка.

     Нет, теленка я тебе не отдам,— сказал знахарь.

Тогда обманутый пастух решил пожаловаться на знахаря правителю страны. Но у нас и султаны боятся знахарей. Когда человек рассказал ему, как он отдал знахарю теленка за снадобье, чтобы вернуть потерянных овец, а овцы не вернулись, султан спросил:

Что тебе сказал на это знахарь? — Он сказал, что теленка мне все равно не вернет. — Если знахарь так тебе сказал, — ответил султан, то на этом дело и кончено. Ведь ты сам, по своей воле пришел к нему за снадобьем.

Пастух ничего не ответил. Как он мог спорить с султаном? Он вернулся к себе домой, но никак не мог успокоиться. Через два дня он пошел в пори и увидел там сына знахаря, пасшего коров. Человек подкрался к стаду и украл одного теленка, так что мальчик ничего не заметил. Но едва он привел теленка домой, как знахарь обнаружил пропажу и пустился на поиски. Пришел он в дом этого пастуха, увидел своего теленка и сказал:

Это мой теленок. Как он попал к тебе?

Какой-такой твой теленок?! — воскликнул пастух.—Tы, я смотрю, большой разбойник, ты обогащаешься за счет других! Сначала ты забрал у меня одного теленка, а теперь хочешь забрать и второго?

Глупый человек! — сказал знахарь.— Неужели ты думаешь, я не узнаю своего теленка? Пойдем-ка с тобой вместе к. султану, пусть он разберет наше дело.

Пошли они к султану. Знахарь забежал вперед и первым начал речь.

Вот такой-то и такой-то, — сказал он, — похитил моего теленка!

Тем временем подошел и пастух.

О султан, — сказал он, — выслушай меня! Знахарь уже забрал одного моего теленка взамен снадобья, которое он мне дал. Теперь он хочет за это же взять и второго. Разве это справедливо? Нет, такого уже невозможно стерпеть, лучше я с ним буду биться до смерти.

Это правда, что ты уже взял у него одного теленка? - спросил султан.

Да, верно, одного теленка я взял в уплату за снодобье.

   А теперь ты хочешь взять у нею и второго?

   Да, этот теленок тоже принадлежит мне.

   Это мой теленок!— воскликнул человек.— Oн принадлежит мне!

И спор их разгорелся с новой силой.

   Перестаньте спорить в моем присутствии!—сказал султан. - Если вы сами разбираетесь в законах, нечего вам было приходить сюда. Слушайте, что я скажу. Я думаю, что теленок по праву принадлежит этому пастуху.

Знахарь опять начал было спорить, но султан больше не стал его слушать и велел обоим идти своей дорогой.

 

Комментарий

 

Пори – это степь, там пасут овец и телят. Из-за них-то и тяжба. Знахарь – это, как мы знаем, лекарь, пользующий больных таинственными средствами народной медицины. Но у народа, от которого дошла до нас эта сказка, знахарь – лицо с более широкими полномочиями. И это можно понять. Если наш знахарь воздействует только на отдельный организм и восстанавливает в нем правильный ход процессов, то почему не возможен такой знахарь, который воздействует на все живое или даже на всю природу и восстанавливает в ней правильный ход событий?

Знахарь, естественно, получает за свои услуги гонорар. Видно у нашего знахаря дела шли неважно, вот он и запросил за спасение двух ягнят целого теленка. Делать нечего, пастух согласился. Правда, с условием, что найдутся его ягнята. Тогда знахарь начал воздействовать на природу с помощью снадобья и посоха. Участвовал в магическом действии и хозяин затерявшихся ягнят. Из этого эпизода можно понять, почему знахари благополучно существуют во все времена и у всех народов. Они – умные люди, хорошо знающие психологию и жизнь людей. Если бы ягнят не унесла дикая собака, они, возможно, пришли бы домой сами, не раз ведь пригоняли их с пастбища. И тогда хозяин ягнят еще раз удивился бы той большой силе, что находится в руках знахарей. Увы, у знахарей бывают промахи. А, кроме того, их трудному делу постоянно мешают закоренелые материалисты, сеющие неверие и подрывающие устои патриархальной жизни. Вот и этот прохожий. Обозвал пастуха глупым и простодушным, посоветовал идти в степь и искать там ягнят.

А тем временем пришлось отвести знахарю теленка. Оказалось, что иначе ягнята не придут. Когда же с ягнятами все стало ясно, и пастух пришел за теленком, - условие договора ведь не было выполнено, - знахарь отказывается его вернуть. Он как бы забыл об условии, - теленок дается, если найдутся ягнята, - и теперь ссылается на то, что пастух получил снадобье. Начинается спор и, как обычно бывает в наших сказках, следует обращение в высокую инстанцию. Здесь свои проблемы. Хотя султан и могущественен, ‑ он сосредоточил в своем лице все ветви власти, ‑ но магических влияний знахаря побаивается. Султан властвует над народом, а знахарь ‑ над природой, с ним надо считаться. Итак, разбирательство султана не является объективным, а это значит, что справедливым его решение быть не может. Так и выходит. Надобно заметить, что это разбирательство не было судебным. Пастух обратился к исполнительной власти с жалобой, которая была сочтена необоснованной.

Раз допущенная несправедливость порождает новую несправедливость. Пастух совершает кражу теленка. Короче говоря, с неправого поступка знахаря, отказавшегося вернуть теленка, начинается целая цепь неправых действий. Они продолжаются и в суде, когда спорящие вторично приходят к султану. Пастух представляет дело так, что знахарь хочет взять за снадобья второго теленка. На вопрос султана, так ли это, знахарь дает неудачный ответ: «Да, этот теленок тоже принадлежит мне». Это «тоже», по-видимому, и решило дело. Султан ведь не знал, как второй теленок оказался у пастуха.

История закончилась, исходное состояние восстановлено, если не считать различий в телятах, которыми обменялись пастух и знахарь. Ну, а ягнят уж не вернуть – несчастный случай. Только какой ценой восстановлено исходное состояние? Пастуху пришлось красть и лжесвидетельствовать. В ответ на мошенничество знахаря он отвечает двумя преступлениями. И теперь возникает общий вопрос: следует ли достигать правых целей неправыми средствами, следует ли на неправые действия отвечать неправыми действиями? Вообще говоря, не следует, ибо тогда исчезает само право. Оно действительно исчезло в этой ситуации. После того как знахарь незаконно завладел теленком, решался только один вопрос ‑ кто кого. Борьба окончилась вничью, и это избавляет нас от оценок.

 

 



Copyright © Владимир Шкода
Web-верстка и подготовка рассылки к выпуску: © Evgeny Ukhanov

В избранное