Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дайджест "Саратовские новости" Субботнее чтение


Информационный Канал Subscribe.Ru


.:СаратоФФские новости:.

С этого выпуска мы начинаем публиковать в рубрике "Субботнее чтение" наиболее интересные материалы Интернет-газеты "ТерраПиа". Уверены, что подписчикам будет интересно познакомиться с оригинальными, порою спорными, но оттого вдвойне интересными материалами авторов этой газеты

СКАЗКИ ОТ ОЛЕГА

СЕ ГРЯДЕТ: И ЗАКОПАТЬСЯ

Олег ШИРОКИЙ

О, юноша, доколе объяснять:
Творение любое может стать
Великим ровно столь, насколько вольно
Его потом возможно толковать.
Сергей Паламарь

НЕУВЯЗОЧКА

Про проблему староверов наша нынешняя церковь говорит без особой охоты. Это одна из скользких тем, ибо разрушается глобальная мифологема о единстве Русской Православной Церкви на протяжении двух тысяч лет. О прямой эстафете добра и благодати аж по сей день. И ребенок знает: в единении народа с православием - вся духовная сущность нашей национальной культуры, ибо все разумное, доброе, вечное на Руси высевалось ее просвещенными сеятелями. Зло же - от мирского, языческого, меркантильного.

А тут, понимаешь, такое пятно на солнце, конфуз, можно сказать, Внутрицерковный Разлом. И хорошо бы еще староверов ересью назвать (мало ли ересей-то гнездилось!), но если по этой логике, то получается, что ДО благословенного века семнадцатого светло-светлая, красно-украсная Русская земля в ереси пребывала. А если нет, - то, значит, ПОСЛЕ благословенного семнадцатого пребывает...

Можно бы, конечно, разобраться непредвзято, сверить убеждения обеих сторон с ОРИГИНАЛОМ и вынести вердикт: здесь - ересь, а там - истина Божия. Я бы сверил, но где оно - ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО? Как начнешь догматы истолковывать, враз от церкви отлучат, как Льва Николаевича. Это ежели ты человек влиятельный, известный и в Христа верующий. А ежели малоизвестный и невлиятельный (как ваш слуга покорный), улыбнутся отечески: каша у тебя в голове - молись.

Что церковь как не Догматы Святые? Не нами дадены, а Богом через откровения. Нам ли, грешным, менять? Однако посмотришь их эволюцию во времени и видишь: в лоне ОДНОЙ церкви они изменяются до неузнаваемости, а порой до противоположности.

ПРО ЕДИНОГО В ЧЕТЫРЕХ ЛИЦАХ И ПЛЕНЕННЫХ БОГОРОДИЦ

Не понять ничего в староверах и Расколе, если не обратиться к истокам христианства на Руси. И вот какой напрашивается первый вывод: если принимать за основу ценности, которые православная церковь провозглашает сегодня, то в те былинные светло-светлые времена НИКАКОГО ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ НЕ БЫЛО. Было язычество, замаскированное под христианство. Хорошо это или плохо? Смотря для чего. Для высоких целей единения с Небесами - не очень. А для людей, для ЖИЗНИ грешной, - и слава богу.

Понятно, что такие высказывания требуют доказательств. Извольте. Дело даже не в том, что обстоятельства высокого выбора христианства Владимиром Святым - благочестивая сказка на византийские мотивы. Ведь как ни крути, но сам по себе исторический факт все же БЫЛ. Дело в том, что всю эту эпопею Крещения Руси уместно считать попыткой сделать как лучше. Получилось же как всегда. По большому счету, ничего в мироощущении людей не изменилось.

В христианской демонологии бес - дух Зла и Ада. Общение с ним - ересь. А коль придется, то разговор короткий: изыди! В русских же сказках бес подчиняется человеку и оказывает ему услуги. Как духи в староязыческую эпоху. Бог Саваоф - фигура объема сами знаете какого. А на Руси: стерег дед стручки да и заснул, а бог все стручки забрал себе. Старик полез на небо и стал упрекать бога. И таким богом пестрит фольклор. Как и в раньшее время.

А что касается СПАСЕНИЯ, то есть главного христианского догмата, из-за которого весь сыр-бор, из-за которого крови столько пролили языческой, то и тут: Иисус Христос у ворот стоит, он с хлебом, с солью, со скатертью, с животиночкой. Спасение сугубо земное, языческое. Весна превратилась в богородицу, Илья раздвоился и заменил собой Перуна, а также прежнее божество жатвы женского пола. Илья - старая жнея. С подпорченной сексуальной ориентацией.

Так что не надо обольщаться мифом о так называемом двоеверии. Клирики и сильные мира сего вполне разделяли общую участь: еще в XVII веке (свидетельство Олеария) едва один монах из десяти знал Отче наш. Монахи просили милостыню именем четвертого лица Святой Троицы.

На одном из освященных церковью шаблонов изображена несекомая Троица в виде ТРЕХ БОГОВ С СОБСТВЕННЫМИ ИМЕНАМИ и голубем меж ними. О каком Единобожии может в таком случае идти речь? Тут речь - о наличии Главного Бога. А это было и при язычестве. Или еще вариант святой иконы с изображением троицы в четырех лицах: Богородица в виде царицы небесной покрывает мантией Духа, под духом находится бог-отец, а у ног примостилось скромное распятие с Христом.

Как в любой языческой стране, на Руси священнослужители не воспринимались как посредники, помогающие освободить совесть от грехов для вечного блаженства. Их функция сродни шаманской: знатоки заговоров от злых духов. При этом использовался винегрет из христианской символики: порой крестили в три отца, три сына, три духа. А какая, в конце концов, разница, если заговор работает!

Для язычества характерен фетишизм. Было ли это? Судите сами: русский человек XII-XVI веков, от холопа до царя, молился только перед иконой, причем в приходской церкви и молельных домах каждый стоял только перед своей. Чужая икона - для чужих, и пользоваться ей - воровство, кража милостей, предназначенных не тебе. В новгородской часовне на иконе вся семья его владельца и надпись: Молятся рабы Божии (далее имена) Спасу и Пречистой Богородице о грехах своих.

Итак, икона - разновидность домашнего божка. И, как при традиционном язычестве, к ней предъявлялись определенные требования. Во время взятия Новгорода шведами в 1611 году владелец иконы просил оную (не Бога через нее, а ее саму), чтобы она помогла спасти дом от пожара. Не помогла. Ах, так? Ну и черт с тобой! И бросил икону в огонь.

Это семейный, или родовой уровень. Был еще и общеплеменной. Для местных жителей местная икона - святыня. Для чужих (из соседней области) - пыль под ногами. В 1372 году тверичи взяли Торжок - церкви сожгли. А в 1398 году новгородцы в Устюге церковь соборная пречистые пограбиша. Василий Васильевич Московский в Галиче сжег монастыри и церкви. И это не дикая реакция черни, не феодальная раздробленность: так поступать, с точки зрения ТОЙ ВЕРЫ, было МОЖНО И ДОЛЖНО. А иначе - мстить будет не наша Богородица. Как и в классическом язычестве, в том христианстве не было понятия о единстве предметов культа. Вражью икону, кстати, можно было и взять в плен: работай, такая-сякая, теперь на нас!

Немного теперь о Благодати. Еще в десятые годы XX века самарские крестьяне во время молитвы затыкали трубы и все щели. Для чего? Да чтобы намоленая благодать не ушла на небо. Вы думаете - это сельское невежество? Отнюдь нет: это остатки традиции. Ученые монахи наставляли, что после причастия нельзя мыться в бане (чтобы благодать не смыть). Приложившись к кресту, какое-то время губ не раскрывать. А то ведь улетучится, окаянная! Примеры подобных реверансов в сторону язычества можно приводить до бесконечности.

Казалось бы, из этого следует вывод, что ИСТИННОЕ православие на Руси началось только с XVII века, то есть с Никона... Увы, все гораздо сложнее.

САДИЗМ В РАЮ

Один мой благочестивый знакомый как-то с гордостью причастного заявил, что истинно русская душа характеризуется бескомпромиссным движением к истине. И говорил он, что никаких у староверов-раскольников нет суетных метаний: Се грядет (антихрист): и закопаться.

Мне стало обидно за соплеменников, необоснованно оболганных их апологетом. Пока мы установили только то, что Старая Вера, по сути, есть язычество. А новая? Знаменитый протопоп Аввакум - защитник ли старой языческой веры от христианства?

Если уж говорить о христианстве вообще, то бывает оно двух противоположных друг другу типов: первый я бы назвал эсхатологическим, второй - воровским. Первые христиане довизантийской эпохи, современные свидетели Иеговы и им подобные - классические эсхатологи. Их принцип - Мир погряз во зле и не бороться надо, а покинуть его, ибо грядет конец света. Второй тип - воровской - обычно возникает, что называется, от беды. Либо конец света задерживается, либо паства несознательная, обитель грешную покидать нежелающая, и надо как-то с этим жить. И чтобы не истаять совсем, приходится миндальничать с паствой. С кем в первую очередь? С сильными мира.

И получается как бы двойной стандарт. Сильные мира сего - пришедшие к власти воры - выступают как бы временными союзниками эсхатологов под девизом чем хуже, тем лучше. Они заинтересованы в грабеже ближнего своего: умри ты сегодня, а я завтра. Эсхатологи же заинтересованы в ситуации бедлама и развала. Ибо конец света в такой ситуации проповедовать удобнее.

Никонианство же - один из классических вариантов воровской ветви христианства. Это не значит, что до него попыток такого рода не было. Например, беспардонное (жителей не спросясь) строительство монастырей. В Житиях - это событие великое и радостное, а на деле? Когда святой чудотворец рубил келью (зародыш монастыря), замороченные кознями диавола крестьяне возмущались: пошто в нашей земле построил еси монастырь? Или хочеше землями и селами нашими обладати? Так оно потом, кстати, обычно и получалось.

В общем, не везде хватало должной сознательности. Их - к благодати, нехристей, а они, как котята слепые, - от миски.

Что же касается учения Аввакума, то оно - феномен по-своему уникальный. Это эсхатология, возникшая на базе язычества, использующего христианскую знаковую систему.

Все началось, собственно, не с Аввакума, а с архимандрита Новоспасского монастыря Спиридона Потемкина. В математических способностях ему не откажешь: Сатана был связан при воскресении Христа на тысячу лет. Когда срок кончился, он был освобожден - и вот результат: возникло католичество - не углядели. Второе отступление произошло еще через 600 лет: Западная Русь не оправдала высокого доверия и приняла Унию. Еще же через 60 лет от истинной веры отступила Москва. Следовательно, через 6 лет будет последнее отступление - в 1666 году придет сам Антихрист. И очень верили господа эсхатологи в его приход, ждали, как невесту. А он, зараза такая, обманул: не пришел.

Судя по Библии, Христос, прежде чем сказать о главном - покаянии перед концом света - втирался в доверие к народу прикладными, житейски мудрыми притчами. Эсхатолог Аввакум делал то же самое. Только иудеи язычниками как будто бы не были, а вот жители Московии - были. Поэтому не надо путать проповедь раскольников-эсхатологов с нормальным житейским язычеством.

Кстати сказать, язычество - не разновидность религии. Говорить о язычестве как о религии - значит, совершенно не знать его природу. Язычники в той или иной мере - мы все. Грубо говоря, религия - это как жить ТАМ. Язычество - это как жить ЗДЕСЬ, по соседству с Духами, Богами и прочей объективной реальностью, не всегда данной в ощущение, но с которой гораздо безопаснее дружить, чем ссориться.

Люди XX века нашпигованы суевериями, как и их предки. Просто они - другие. Многие, скажем, верят в Доброе государство, Народных писателей, Прогресс, Великих учителей. А тогда верили в Перуна, Богородиц, Чудотворные иконы, Русалок, Вурдалаков. Думали, может, их и нет. А ВДРУГ ЕСТЬ? Что тогда ссориться? Словом, язычество - это разновидность житейской мудрости при отсутствии полноты информации. А христианство - это ученье, как попасть на небо, презрев земную суету. Тут разница принципиальная.

Но вернемся к Аввакуму. Сей великий человек по профессии - обычный шаман, борец против бесов. Причем от кого их отгонять - от кур или людей - Аввакуму не столь уж важно. Кропил кур - они божим мановением исцелели и исправились. Гонял конкурентов-скоморохов, ломая им хари. В толковании библейских историй - святая простота младенца. Принес, скажем, Каин богу хлебенько худой, который негоден себе, а Авель дал барана лучшего. Современные клирики почивают друг друга зелием... упившеся допьяна... что в раю было при Диаволе и Адаме. С бодунища-то и плод поели - ясно же: это так по-русски!

Староверов с Аввакумом под одну гребенку стричь не следует. Староверы-то хотели просто жить, и по возможности за жизнь ту БОРОТЬСЯ. Ибо воровское крыло христианства их совсем к ногтю в те времена прижало. Аввакум же говорил: Бороться не надо, ибо рай - вот он, гряде. А там, в раю, блюда с брашны стоят. Для всех как бы одинаково жилища и палаты. Но и там столь понятное неравенство: Едина палата всех бальши и паче всех сият красно. Это, думаете, для кого? Правильно. Для себя, любимого, для Аввакума.

А почему никонианам там места нет? По соображениям околоматериальным: Посмотри-тко на рожу и на брюхо то: толст ведь ты. Как в дверь небесну вместиться хочешь? Узко бо есть. Разве что с гербалайфом, да не изобрели покуда. То есть, как ни крути, его Рай - это обычный верхний мир, где все такое же, только лучше. Но к врагам - как положено, с любовью. Христос придет и отдаст праведным никониан на муки. Чтоб уж душу отвели: помучили их вволю, по-христиански.

И сжигались, и закапывались, благую мечту имея насладиться садизмом вволю. Райское наслаждение, как Баунти.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ

А что же наши староверы, что же наши язычники? Надо отдать должное исторической справедливости: нормальных людей всегда больше, чем ненормальных. Между Харибдой эсхатологического мора и Сциллой христианско-воровского беспредела проскочили многие. Те из людей разных сословий, кто не хотел напяливать на себя невыполнимые в быту установки настоящего христианства, а не замаскированного язычества, рассасывались по неосвоенным территориям.

Чисто по Библии, без внутреннего лицемерия, можно существовать только нищим импотентом. Да и то едва ли. А вот в пространстве языческих заблуждений можно быть вполне искренним. Ибо они касаются Земли, а не Неба. А значит, и для житейской сметки место есть, и для разумного сопротивления святому топору.

Боярской линии этих людей не повезло: они особенно беззащитны в любых революциях. Уже в 90-е годы XVII века их не стало. А крестьянам да людям посадским удача улыбнулась, и тихой сапой они прибрали к рукам всю нашу средневолжскую, например, торговлю. Поволжские раскольники-язычники идеями маяться почти перестали и пошли по пути рынка, создавая ту смягчающую громыхание изоляцию, которую сейчас называют средним классом. И обосновали это идеологически. Так, в 1691 году на староверческом соборе в Керженце самосожженцев отлучили от церкви как прельстителей и прельщенных. Земное награждает за внимание к себе. И вот результат: рост торгового капитала, накопление, экономическое влияние. За что благодарные потомки презрительно окрестили это движение - поповщина. Но это уже совсем другая история.

С крестьянами сложнее. Староверческие сообщества излечивались от замутнения мозгов расколами внутри раскола. Они делились на сектантские коммуны и на обычные буржуазные общины с относительно цивилизованными нормами общежития. Первые нашли место подвигу и, отравляя жизнь себе и врагу, продержались до метаморфозы в коммунны большевистской ориентации, апробировавшие в 20-е годы марксову общность жен. Вторые дожили до нового наплыва никонианства, то бишь сталинского великого перешиба. Дожили в качестве врагов народа и переправились в места заповедные. Об этих рассказывали следующее: бросают в гиблые края умирать, приезжают с проверкой, а они, сволочи, и там обустроились. Их в супергиблые края - они и там... А кого считать носителями истинно русской души - параноиков, фанатиков или приземленных хозяев - это пусть каждый выбирает по себе. Как религию и дорогу.

http://www.saratoff.ru
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Дайджест "Саратовские новости""





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное