При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Магия реализации желаний" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Выпуск №4 13.03.2009г. Ответы на вопросы читателей Дорогой Друг! В этом выпуске рассылки я процитирую пришедшее мне письмо и дам на него ответ. Письмо Михаил, добрый день!
А почему Вы считаете, что "человек способен выбирать себе род занятий, способ отношений с обществом, интересы, внешний вид, манеры и даже убеждения." Мне кажется, что это некорректно. Мне кажется, что человек имеет перечисленные Вами способности, но они очень ограничены, причем ограничены тем опытом, который человек получил во время взросления, от своего ближайшего социального окружения. Поэтому даже в рамках одной семьи люди ( в смысле дети одних родителей, одно поколение) немного различаются, может быть, даже сильно различаются, хотя эти различия - ничто в сравнении с тем, как от них отличаются люди совершенно иной культуры, или, скажем, выросшие не в семье, а в детском доме. У людей, мне кажется, к моменту, когда они "выбирают", уже есть определенный, накопленный ими в силу случайных, не зависящих от них причин, опыт. И их дальшнейший "выбор" предопределен уже этим пытом. Поэтому ребенок из "детдома" не сделает многих "выборов" - он не знает, что такое семья, любовь, материнство, он не видел, на своей шкуре не испытал. Может быть, я часто принимаю желаемое за действительное, то есть когда размышляю о мотивах и причинах человеческих поступков, не замечаю иных факторов, кроме тех, что идут из детства, из ближайшего окружения, так сказать, варюсь в собственных мыслях, но вот не вижу я истинной свободы выбора; нет,выбор всегда заранее предопределен. И Вы просили в рассылке приппомнить "точки на линии жизни, когда человек решается на что-нибудь, решается всем сердцем, всей душой" Я припоминаю - и ясно вижу, что мои решения, даже когда они были неожиданны , скажем, для моих родителей или друзей, и неприемлемы для них, эти решения имели свои истоки, и все эти истоки лежат в плоскости моих отношений с родителями, моей модели мира, которая была навязана мне жизнью, котгда я была маленькой. Когда стала взрослеть, конечно, пыталсь и поменять эту модель, и, действительно, многое ушло, причем строго определенным путем - превратилось в разочарование, но некоторые моменты остались, те, которые были каким-то образоом заложены в дестве. И, более того, мои попыки отказаться и от этого, чтобы, скажем, рациональнее объяснить то, что с происходит с людьми, так вот, эти попытки приводили к тому, что ничего не оставалось, только никак не заполняемая пустота, какое-то искусственное и тотальное разрушение личности. Ну вот, например, вырастили меня с представлением о том, что в жизни должна главенствовать справедливость. Отняло много сил и времени понять,что это никуда не годная конструкция для объяснения и познания мира, но отказаться полностью от идеи справделивости я не могу - это приводит в немедленным и чрезвычайно эмоционально окрашенным мыслям о нежелании жить. Сохраняется какой-то (шактий) компромисс, котрый предполагает применение некоторых моделей справедливости в некоторых ситуациях, но, очевидно, что этот компромисс не опирается ни на какую универсальную модель. Выходит, что мой выбор, каким бы он ни был тяжелым, драматмичным и так далее, имеет свои лимиты. Опять же иерархия ценностей - она, за несколькими позициями, осталась неизменной, какой была в ранней юности. И снова эта иерархия не опирается на какую-ниюудь религию (во всяком случае, она не имеет своим источником веру в Бога), или какое-то целостное учение, а просто такая прихотливая игра случайности; во всяком случае, я не могу объяснить себе, почему эта иерархия такая, какая есть, кроме как иррациональными личными предпочтениями, которые, понятное дело, были заложены в дестве. Это, кажется, ведь не оргиниальная даже идея - Ницше еще говорил, что Бог умер, и как я припоминаю, он оставлял регулирующую силу за человеческим вкусом. И это все одно и то же, человек выбирает в рамках вкуса, но за рамки этого вкуса выйти не может.
Я надеюсь, что когды Вы писали, то что писали, за Вашими словами стояло некоторое размышление. Мне было бы очень интересно его узнать.
С уважением,
П.С. Спасибо за интересные рассылки! Ответ Здравствуйте, Ирина! Спасибо Вам за интересное письмо. Приятно чувствовать отклик. Писать ответ для меня стало целым сознательным и эмоциональным приключением. Вы пишете таким плотным эмоциональным сгустком, что это захватывает внимание целиком. Думаю, такой стиль изложения был связан с тем, что Вы действительно только что вернулись со встречи с теми решениями в жизни, которые так сильно на нее влияют. Заглядывая на пару глав вперед Часть поднятых Вами вопросов есть содержание части будущих выпусков. То, что Вы обратились к ним, прибавляет мне уверенности в том, что принятый логический вектор размышлений интересен не только мне, а и Читателям тоже. Обещаю, что порциями дам ответы на все заданные вопросы. Дам развернутые ответы. А в настоящем письме изложу пока кратко. Принцип и его проявления Я считаю, что "человек способен выбирать себе род занятий, способ отношений с обществом, интересы, внешний вид, манеры и даже убеждения" потому, что я сам это делаю и вижу, как другие люди делают это. Скажу больше, я не знаю никого из дееспособных о ком мог бы сказать, что он этого никогда в своей жизни не делал. Это есть принцип. Другое дело, что люди рождаются, взрослеют и живут в неодинаковых условиях. И действительно в младенчестве и детстве автоматом впитывают образ жизни окружающей среды. Мне кажется, что из Вашего первого вопроса я смог выудить центральный смысл (напишите, если я неправильно вас понял). Он таков. Да, люди могут сознательно выбирать некоторые решения в своей жизни (сменить работу, прическу, религию, друзей и т.д.), но часть опыта (детскую) они приобретают без всякого выбора и этот опыт программирует всю их дальнейшую жизнь. А раз так, то можно ли при наличии жестко детерминирующего следа детства иметь реально свободный выбор? Детские стереотипы всемогущи до тех пор, пока их не осознаешь. После этого они становятся частью исходных данных для принятия решений наряду с возрастом, полом и т.д. Само по себе прошлое есть основа жизни. Часто нам кажется, что мы живем в настоящем. Умение войти в состояние "здесь и сейчас" высоко ценится в психологических кругах. И ценится справедливо – умение фокусировать внимание имеет массу практических применений. Вместе с тем мы живем одновременно и в прошлом (оно дает нам опыт и опору) и в настоящем (здесь мы принимаем решения) и в будущем (оно целеполагает, мотивирует нас). Те, кто теряет прошлое (например, в результате амнезии) или будущее (потеря смысла, депрессия) не производят впечатление счастливых людей – наоборот. ВременнЫе условности Фразы о том, что будущее неизвестно, а прошлое не изменить, в некотором смысле – просто бездумные клише. Будущее очень даже известно (спасибо прошлому): я знаю, что в ближайшее время и далее буду мужчиной и буду жить в России, у меня есть ТВ программа на следующую неделю. Я допишу это письмо и отправлю очередной выпуск рассылки. А Вы его прочитаете. Наши воспоминания о прошлом обращаются к мыслям и эмоциям. Сами предметы нас мало волнуют. Мое прошлое менялось "миллион сто тысяч раз". Я сам менял его. Это было связано с принятием решений в "настоящем". Некоторые события, казавшиеся ранее чрезвычайно важными, стали заурядными. И, напротив, то, чему не придавал особого значения, теперь стало сокровищем. Предметы былой гордости становятся комическими или постыдными. Моменты казавшейся слабости проявлениями несгибаемой воли быть собой. Я менял свое прошлое множество раз, течение событий меняло его. Я думаю, что, говоря о себе, я говорил и о Вас также. Вы спросите, где точка опоры, где инструмент и способ делать это намеренно. Я отвечу, понимание сущности сознания. Очень скоро будет такой выпуск. Эксплуатация убеждений: вводный курс То, что Вы и Ваши убеждения "родом из детства" не делает их непоколебимой данностью. Надо же с чего-то начинать. Часто, выявив мешающее убеждение, пытаются его "вычеркнуть" или заменить. В результате возникает или "никак не заполняемая пустота, какое-то искусственное и тотальное разрушение личности", или внутреннее противоречие убеждений, борьба, шаткий компромисс и отвращение к самому себе. Из этих результатов следуют обычно такие выводы: "Я несвободен" и "Жизнь иррациональна". Я предложу несколько иной взгляд на вещи. А Вы уверены, что дошли до конца? В том, что дошли до истинного начала внутреннего конфликта. Не в плане хронологическом, а в плане идейном. Взять хотя бы два Ваших утверждения. С одной стороны Вы говорите о высокой важности идеи справедливости в Вашей жизни, а с другой о том, что Ваша иерархия ценностей не имеет источником веру в Бога и симпатии к тезису Ницше о смерти Бога. На мой взгляд, идея справедливости теснейшим образом связана с верой в Бога или любой другой надчеловеческий идеал. Само понятие справедливости предусматривает некоего внешнего арбитра. На крайний случай, принятие на себя его роли. При таком раскладе ценностей внутренний и внешние конфликты прямо предусмотрены. Здесь Вы прямо попали в тему следующего выпуска рассылки. Забегая вперед, скажу, что если Вы не делали этой работы ранее в своей жизни, то "постановка рядом" всех важнейших выборов в жизни всенепременнейше обнаруживает их взаимные перекрытия и конфликты. Это и будет темой следующего выпуска рассылки. Надеюсь, за те дни, которые пройдут до его выхода, Вы, Читатели, отправившиеся на встречу со своей памятью, сможете некоторое время просто пожить с плодами этой встречи и повертеть их в своем сознании так и этак. Это очень пригодится. Особое сообщение. Возможно, Вы читаете архив рассылки выпуск за выпуском подряд. Если Вам интересно и Вы доверяете логике моих рассуждений, то, пожалуйста, делайте предлагаемые задания и выдерживайте предлагаемые паузы. Это будет весьма полезно для понимания того, о чем я здесь пишу.
До новой встречи! © Скотаренко Михаил MikhailSkotarenko@yandex.ru |
В избранное | ||