Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Не осведомлены... о разном

  Все выпуски  

Не осведомлены... о разном


Выпуск №13  28/12/2006

Вы просили рассказать…

«Любовь бывает разная, не так ли?

Аркадий»

 

«А как по поводу любви и неотъемлемой близости?

Макс»

          Эрих Фромм выделяет несколько видов любви. Так, напри­мер, он указывает, что братская любовь — это любовь между равными, а материнская — любовь к беспомощному существу. Как бы они ни отличались друг от друга, общее у них то, что они по своей природе не ограничиваются одним человеком. Если кто-то любит своего брата — он любит всех своих брать­ев; если кто-то любит своего ребенка — любит всех своих детей; более того, любит всех детей, всех, кто нуждается в его помощи.

         Противоположность этим типам любви эротическая любовь. Эта любовь отличается от так же называемого чувства к иным ее объектам тем, что уходит своими корнями в самые глубины жизни на земле — к инстинкту продолжения рода. Этот ин­стинкт присущ и человеку и животному так же, как и чувства голода и жажды. Эротическая любовь жаждет полного слияния, единства с одним человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща; к тому же. вероятно, это самая обманчивая форма любви.

         Подлинно человеческая, бескорыстная любовь во многом сходна с собственнической по характеру переживаний, потому-то их так трудно различить: та же радость при появлении любимого, та же тревога, если любимому грозит опасность, то же стремление уберечь, защитить его. Но бескорыстная любовь менее эго­центрична, здесь интерес любящего сосредоточен прежде всего на благополучии любимого. Любящий хочет, чтобы любимый чело­век реализовал свои таланты, способности, возможности. Все это и сопровождается соответствующими поступками.

         Есть люди, почти совершенно лишенные дара бескорыстной, чисто человеческой любви просто потому, что не умеют даже замечать, видеть страдания, мучения, а не только какие-то малые огорчения другого человека, не могут догадаться, что другому плохо. Это эмоционально глухие люди.

         Настоящая любовь напоминает нам огонь, пылающий в душе как символ страсти плотского счастья. Если же этого нет, то мы говорим о «платонических чувствах», часто не задумываясь об истинном смысле этого определения. Когда говорят: «Я люблю его платонически», «У нас чисто платоническая любовь», то имеют в виду, что испытываемые чувства возвышенны, духовны и не имеют отношения к сексу. Этот вид любви достаточно часто встречается в юношеском возрасте. Влюбленные юноша и де­вушка проводят многие часы, прижавшись друг к другу, держа друг друга за руку, во время разлуки думая только друг о друге, но мысль о сексе их вовсе не прельщает.

         Платоническая любовь может рассматриваться как начальная, самая красивая, но кратковременная стадия в развитии нор­мальных любовных отношений. Правда, платоническое чувство к одному лицу может компенси­роваться плотскими отношениями с другим. «Платоника» может быть и вынужденной, как результат неких печальных обстоя­тельств, вследствие которых телесный контакт становится невоз­можным, и тогда взаимоотношения строятся на верности, заботе, душевном контакте — но, как правило, такие отношения выдер­живают испытание, если за ними стоит уже давний опыт взаимо­общения.

         Первые мысли о любви подобного типа мы встречаем в рабо­тах древнегреческого философа Сократа. Объектом его вожделе­ния были мальчики. А как мужчине пробудить в мальчике теплые чувства, если «мальчик не делит с мужчиной, как женщина, на­слаждения любви» и то, к чему стремится его немолодой, а часто и некрасивый обожатель, особенного удовольствия ему не достав­ляет? Вот и появилась мысль о том, что, если перспектива плотских утех не вызывает у любимого мальчика энтузиазма, его надо при­влечь утехами духовными. Нужно стать мальчику хорошим другом, и именно такая любовь приносит истинное счастье обоим парт­нерам. Этот идеал Сократа уже после смерти философа прославил его молодой ученик Платон, именем которого и были названы впоследствии такие отношения. Развивая мысли своего учителя, Платон особое внимание уделял вопросу о том, должна ли распространяться духовная любовь на женщин. Философ при­шел к выводу, что женщины на такую любовь не способны. Ведь в отличие от мальчиков у них нет ни сильного разума, ни тон­кой души.

         В настоящее время понятие платонического утратило прежнее значение, став синонимом любви, связывающей мужчину и жен­щину, но лишенной плотской окрашенности. И все же большинство влюбленных ищут полной гармонии не только души, но и тела.

         Не менее остро стоит вопрос о любви телесной. Когда мы наблюдаем за поведением влюбленных, то видим постоянное вни­мание друг к другу, нежность и стремление к физической близо­сти. Они открыто проявляют свои чувства: держатся за руки, целуются, прикасаются друг к другу, обмениваются любящими взглядами. Все это способствует укреплению физической связи между ними. Их ничуть не смущает присутствие посторонних. В сущности, они настолько увлечены друг другом, что почти ничего не замечают вокруг. Действительно, надо ли отделять духовную любовь от те­лесной или они неразрывно связаны и предполагают друг друга? Нередко под половой любовью подразумевают обыкновенную технику секса. Так, А. Липпиус утверждает, что половая лю­бовь — по существу не любовь, а лишь природно-орудийное влечение. Но в то же время, механически сближая двух чело­век теснейшею связью, это влечение легко и легче всякого другого общения переходит в любовь. И так как взаимное влечение мужчины и женщины, во-первых, всеобще, во-вторых, неодолимо по силе, то чаще всего любовь, вынуждаемая орудийностью культуры, искони отливается в эту неполную, но всегда подручную форму.

Эрих Фромм указывал на необходимость отличать половое желание, требующее слияния, от настоящей любви. Половое желание может быть внушено не только любовью, но также тревогой и одиночеством, жаждой покорить и быть покоренным, тщеславием, потребностью причинять боль и даже унижать. Ока­зывается, половое желание легко сливается с любой другой силь­ной эмоцией, лишь одной из которых является любовь. Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соедине­но с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что любят друг друга, когда их физически влечет друг к другу. Когда жела­ние вызвано любовью, то физическая близость лишена жадности, потребности покорять или быть покоренным, но исполнена неж­ности.

         Если желание физического соединения вызвано не любовью, если эротическая любовь еще не дополняется братской любовью, подчеркивает Э. Фромм, то это никогда не приведет к единству, которое было бы чем-то большим, чем оргастическое, преходящее единение. Половое влечение создает на краткий миг иллюзию единства, однако без любви это единство оставляет чужих таки­ми же чужими, какими они были прежде. Иногда оно заставляет их стыдиться и даже ненавидеть друг друга, потому что, когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчужденность еще сильнее, чем прежде. Нежность не означает, как думал Фрейд, сублима­цию полового инстинкта, это прямой результат братской любви, и она присутствует как в физической, так и в нефизической формах любви.

         Половая любовь отличается от других родов любви большей интенсивностью и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее и в слове Божием сказано: будут два в плоть едину, т. е. станут одним реальным существом. Таким образом, половая, или эро­тическая, любовь хотя и отдает предпочтение одному человеку, но в нем она любит все человечество, все, что есть живого. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смыс­ле эротического слияния, полного соединения во всех аспектах жизни, но не в смысле глубокой братской любви.

         Несомненно, нельзя поставить знак равенства между эротичес­кой любовью и сексом. Это хорошо видно при анализе такого негативного проявления сексуальности, как изнасилование. Очень редко встречаются насильники, совершающие этот акт из-за проявления любви к конкретной знакомой женщине. Гораздо чаще, в подавляющем большинстве случаев, мужчины издеваются над незнакомыми женщинами, часто происходит групповое насилие. Можно ли это назвать любовью? С позиции закона это престу­пление. С позиции физиологии это пусть грязный, но секс. На­сильник получает от подобного секса удовольствие, в противном случае он не пошел бы на половое сношение. Очевидно, что это сексуальная связь, хотя и особого рода.

         Приведенные примеры достаточно убедительно показывают, что секс и любовь — разные вещи, хотя в большинстве случаев они идут рядом. Трудно представить преступление ради любви. Обычно любовь побуждает людей на героические поступки. А вот преступление ради секса не такая уж редкость. И в этом видится еще одна существенная разница между сексом и лю­бовью.

         Секс — это практически чисто физиологическое действие, боль­ше относящееся к сфере биологии и физиологии, хотя, конечно, зависящее и от психологических факторов.

Секс ради секса, секс от безделья или игра в секс обедняет внутренний мир личности, делает человека циничным, развязным, не способным на глубокое чувство. Выражения любви много­значны. Можно обнимать так. что захочется ударить обнимающего. Объятия могут быть приглашением к половому акту; проявлени­ем желания быть замеченным и понравиться; любым выражени­ем нежности; желанием утешить и поддержать. Если бы люди знали, сколько настоящей, гармоничной, истинной любви не нахо­дит своего выражения, не приносит радости из-за того, что какие-то правила ограничивают ее проявления, они бы отказались от этих правил. «Нет какой-то специальной «науки любви», пи­сал В.А. Сухомлинский. есть наука человечности. Кто овладел ее азбукой, тот готов к благородным духовно-психологическим и морально-этическим отношениям».

 

Ваши вопросы можете присылать по адресу: valerieinetbox@yahoo.com

Дата следующего выпуска рубрики «Не осведомлены… о разном» - 18 января 2007г.

Спасибо за внимание.

Valerie

 Автор рекомендует к чтению следующие рассылки:

http://subscribe.ru/catalog/psychology.enjoy4you

http://subscribe.ru/catalog/psychology.aboutlife

 

 ВНИМАНИЕ!

Пытаетесь просчитать свою жизнь? Хотите знать будущее? Кто же не хочет? Существует много путей к знанию – и к сердцу – но нумерология – один из самых увлекательных. Возможно, вы уже слышали об астрологии, таро или хиромантии, которые также являются увлекательными методами познания самого себя и своего будущего.

Нумерология – это самая метафизическая наука, но она менее всего известна. Это точная, лёгкая в использовании система предсказания будущего может оказаться для вас простым способом познать самого себя. Что, если день вашего рождения что-то означает? А имя поведает о вашей судьбе?

Нумерология действительно может вам помочь:

- понять переходные периоды и перемены.

- узнать больше об окружающем вас психологическом климате.

- осмыслить циклы своей жизни.

- определить свои проблемы.

- с наибольшей пользой использовать свои таланты и дарования.

Автор рассылки предлагает возможность познать себя с помощью нумерологии. Для этого вам необходимо прислать: имя, фамилию, отчество; число, месяц и год рождения.

valerieinetbox@yahoo.com


В избранное