Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Виртуальной Психоаналитической Лаборатории


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

www.e-psy.ru

Выпуск 30

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

О ЕДИНСТВЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМИ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ .

Физиология человека. 2000. Т. 26. № 6. С. 74-81.

В статье излагаются основные принципы биологических механизмов зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), которые однотипны при использовании различных ПАВ и главным их звеном являются характерные изменения дофаминовой (ДА) нейромедиации в лимбических отделах мозга. Были проведены сравнительные исследования метаболизма ДА и структурных особенностей генов дофаминовых рецепторов D2 и D4 у больных алкоголизмом с наличием или отсутствием наследственной отягощенности этим заболеванием. Сопоставление результатов этих исследований с выполненными ранее экспериментами и литературными данными позволяет сделать вывод о единстве механизмов предрасположенности к злоупотреблению различными ПАВ, которые связаны с генетическими и функциональными особенностями ДА системы.
В последнее время появились данные[Козлов А.А. Клинические проявления изменений личности у больных наркоманиями: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1999.], что больные опийной наркоманией часто имеют наследственную отягощенность алкоголизмом, сами злоупотребляли алкоголем до начала наркотизации и у них выявлялся широкий спектр преморбидной патологии - патология беременности матери и постнатального периода, энурез, признаки "минимальной мозговой дисфункции", выраженный психический инфантилизм и другие врожденные отклонения ЦНС.
Анализ результатов нейрохимических исследований позволяет сделать вывод о принципиальном единстве центральных механизмов зависимости от различных ПАВ. В связи с этим можно думать, что генетические механизмы предрасположенности могут быть также общими.
Влияние наркотиков и алкоголя на организм человека, его жизнедеятельность и функции, проявляется в трех различных направлениях.
Во-первых, наркотики и алкоголь специфически влияют на определенные системы и структуры мозга, вызывая таким образом развитие синдрома зависимости. Именно этот синдром является ведущим, стержневым в клинической картине наркологических заболеваний. Во-вторых, наркотики и алкоголь обладают токсическим воздействием практически на все внутренние органы и системы организма. В-третьих, наркологическая патология родителей негативно влияет на потомство. У их детей существенно повышен риск алкоголизма и наркоманий. Кроме того у большинства из них отмечаются те или иные характелогические и поведенческие расстройства: повышенная возбудимость, агрессивность, склонность к риску, к развитию депрессивных состояний и т.д. Потребление наркотиков матерью в период беременности может стать причиной рождения ребенка со сформировавшейся наркотической зависимостью. Нейрофизиологические механизмы развития зависимости от алкоголя и наркотиков базируются в стволовых и лимбических структурах мозга, в тех его областях, где располагается так называемая система подкрепления. Эта система участвует в обеспечении регуляции эмоционального состояния, мотивационной сферы, психофизического тонуса, поведения человека в целом, его адаптации к окружающей среде. ПАВ, обладающие наркогенным потенциалом, т.е. способные вызвать зависимость, воздействуют химическим путем на указанную систему подкрепления, активируя ее и влияя на метаболизм нейромедиаторов.
Именно влияние ПАВ на нейрохимические процессы мозга является основой развития синдрома зависимости. Массивное воздействие ПАВ приводит к дисфункции почти всех нейрохимических систем мозга, однако далеко не все из этих нарушений имеют связь с развитием синдрома наркотической зависимости. Каждый психоактивный препарат имеет свой фармакологический спектр действия. Однако у всех веществ, способных вызвать синдром зависимости, имеется общее звено фармакологического действия - это характерное влияние на катехоламиновую (КА) нейромедиацию в лимбических структурах мозга, в частности в системе подкрепления. Воздействие ПАВ приводит к интенсивному выбросу из депо в этих отделах мозга нейромедиаторов из группы КА, в первую очередь дофамина (ДА), а следовательно - к значительно более сильному возбуждению системы подкрепления.Такое возбуждение нередко сопровождается положительно окрашенными эмоциональными переживаниями. Свободные КА подвергаются действию ферментов метаболизма и быстро разрушаются. Повторные приемы наркотиков приводят к истощению запасов нейромедиаторов, что проявляется недостаточно выраженным возбуждением системы подкрепления при поступлении "нормального" импульса. Психофизически у человека это выражается падением настроения, ощущением вялости, слабости, переживаниями скуки, эмоционального дискомфорта, депрессивными симптомами. Прием ПАВ на этом фоне вновь вызывает дополнительное высвобождение нейромедиаторов из депо, что временно компенсирует их дефицит в синаптической щели и нормализует деятельность лимбических структур мозга. Этот процесс сопровождается субъективным ощущением улучшения состояния, эмоциональным и психическим возбуждением и т.д. Однако свободные КА быстро разрушаются, что приводит к дальнейшему падению их содержания, ухудшению психоэмоционального состояния и, соответственно, к стремлению вновь использовать наркотик...

Прочитать полностью...



Человек в поисках смысла

Виктор Франкл

Вернемся теперь к экзистенциальному вакууму, к чувству отсутствия смысла. Фрейд писал в одном из своих писем: "Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ручаться можно лишь, за то, что y человека есть запас неудовлетворенного либидо". Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла. В частности, привилегией молодых людей является демонстрация своей взрослости прежде всего тем, что они ставят под сомнение смысл жизни, и этой привилегией они более чем активно пользуются. Эйнштейн как-то заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Действительно, стремление к смыслу обладает тем, что в американской психологии получило название "ценность для выживания". Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать. Позднее американские психиатры получили этому подтверждение на материале военнопленных, находившихся в японских, северокорейских и северовьетнамских лагерях. Не должно ли то, что является верным по отношению к отдельным людям, быть верно и по отношению к человечеству в целом? И не должны ли мы в рамках так называемых исследований проблем мира уделить внимание вопросу: не заключается ли единственный шанс человечества на выживание в общей для всех задаче, в одном общем стремлении к одному общему смыслу?
........... Достижим ли смысл? Возможно ли вновь оживить утерянные традиции или даже утраченные инстинкты? Или же был прав овалис, заметивший однажды, что возврата к наивности уже нет, что лестница, по которой мы поднимались, упала?
Попытка дать человеку смысл свелась бы к морализированию. А мораль в старом смысле слова уже доживает свой век........
Смысл нельзя дать, его нужно найти. Процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта. Уже основатели гештальтпсихологии Левин и Вертгеймер говорили о побудительном характере, присущем каждой отдельной ситуации, в которой мы сталкиваемся с действительностью. Вертгеймер зашел даже так далеко, что приписал содержащемуся в каждой ситуации требованию объективный характер. Адорно, впрочем, также ясно говорит: "Понятие смысла включает в себя объективность, несводимую к деятельности".
Отличает нахождение смысла от восприятия гештальта, на мой взгляд, следующее: в отличие от восприятия просто фигуры, которая бросается нам в глаза на "фоне", при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда единственна. Она преходяща. Однако лишь возможность является преходящей. Если она уже осуществлена, если смысл реализован, то это уже раз и навсегда.
Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл. Если первое происходит на сцене (театр абсурда!), то последнее в хмельных грезах, в особенности вызванных с помощью ЛСД. В этом случае, однако, это сопряжено с риском пройти в жизни мимо истинного смысла, истинного дела во внешнем мире (в противоположность сугубо субъективному ощущению смысла в себе самом).
Это напоминает мне подопытных животных, которым калифорнийские исследователи вживляли электроды в гипоталамус. Когда электрическая цепь замыкалась, животные испытывали удовлетворение либо полового влечения, либо пищевой потребности. В конце концов они научились сами замыкать цепь и игнорировали теперь реального полового партнера и реальную пищу, которая им предлагалась.
Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть-это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Прочитать полностью...



Искусство быть другим.

Отрывок главы из книги В.Леви "Искусство быть другим".
Прелюдия, или мера необходимой самообороны.
(из письма Доктора молодому мужчине)

"... Вы спрашиваете, как же совместить внутреннюю свободу с внешней необходимостью? Подонок оскорбляет женщину, издевается над ребёнком, нападает на Вас - какой же аутотренинг, о какой переоценке ценностей может идти речь?
Вы, верно, заметили, что в подобных ситуациях каждый ориентируется исключительно сам, направляется своим инстинктом и совестью, и никакие посторонние предписания не работают. Я тоже не собираюсь никому указывать, когда расслабляться и глубоко дышать, когда напрягаться и бить по физиономии, а когда бежать без оглядки достаточно того, что я расписал себе такие ситуации сам и время от времени вношу в список уточнения и дополнения.
Было время, когда перед лицом внезапных, чрезвычайных положений я то и дело оказывался растерянным, неуклюжим и беспомощным: стоишь, что-то мямлишь, соображаешь, а в это время уже оскорбили, избили, ограбили... Или наоборот o кто-то вякнул, что-то звякнуло, а ты, не успев ничего сообразить, уже наломал дров o словом, был крепок, что называется, задним умом, и чем жёстче себя за это казнил, тем хуже обстояли дела.
Постепенно, однако, "задний ум" удалось перевести в быструю ориентировку и достаточно точные реакции o и только благодаря тому, что я его не отбросил, этот "задний ум", и не превратил в тома высокобесполезных трактатов, а начал с его учётом заранее действовать.
Темой моего исследования стало o как человека бьют?

Как? Очень просто: подходят и бьют. Просто так: бьют. Вас много били? Меня не очень, но мне было достаточно, и поэтому я долгое время старательно избегал людей, которые бьют. Избегание, однако, не давало творческого удовлетворения, главным образом потому, что вышеупомянутые персоны обычно появляются в ситуациях, когда их не ждёшь и не избежишь.
Сообразив, что так дело не сдвинется, я решил изменить политику. Слегка подстраховавшись боксом и каратэ, я пошёл навстречу битью. Конечно, не с целью быть битым (этого, повторяю, было достаточно), и не для того, чтобы бить самому (тоже более или менее насытился), а исключительно ради исследования процесса. Ради этой цели я не только не избегал людей, которые бьют, но искал их, как охотник дичь, и вступал с дичью в исследовательское взаимодействие. Я пробовал разные варианты общения, я изучал людей, которые бьют. Какие при этом были побочные эффекты, научного интереса не представляет.
Главное оказалось, что человека никогда не бьют просто так, а всегда с некоторой подготовкой (есть ещё термин "предварительная игра", прелюдия, но это из несколько иной области). К человеку подходят и просят: "Дай закурить", а если при этом хотят снять часы, то сперва интересуются, сколько времени. Его могут спросить, какая погода нынче в Антарктиде и как он относится к президенту Абабуа, могут заметить, что он напрасно одел очки, всё равно темно; можно и просто нечаянно толкнуть, потом ещё раз нечаянно толкнуть, а потом бить. Короче, сперва создаётся сценарий битья, а потом бьют. Избиваемого сперва обязательно вводят в роль (разумеется, избиваемого), а потом бьют. И себя непременно, обязательно вводят в роль (разумеется, бьющего), а потом бьют. Помните? "Волк и ягнёнок" o вот-вот, без сценария бить не полагается, просто так бить неудобно, просто так бьют только психи, которых за это бьют.
А деловые вопросы и всевозможные философские замечания представляют собой не что иное, как способы вызова на роль. Человеку дают приглашение на избиение, на которое он должен как-то ответить и которое ещё не очень правильно называется провокацией o какая там провокация, человека бьют. Сценарий же всегда многовариантный и гибкий, как мозг гения, творческая фантазия бьёт опять же ключом.
Вот только пять вариантов из исследованных двухсот с лишком. Серия "Дай закурить".
Вариант +10.
- Дай закурить.
- Не дам.
- Не дашь?! Ах ты+(бьют)
Вариант +13.
- Дай закурить.
- У меня нет.
- Врёшь.
- Не вру.
- Покажь карман.
- Не подумаю.
- Не подумаешь?! (бьют)
Вариант +17.
- Дай закурить.
- Пожалуйста.
- Ты чего рваную даёшь, ты+
- Вот целая.
- Сырая, давай посуше.
- Пожалуйста.
- Та это же... Тьфу..., - это же блевотина. Это ..., а не сигарета.
- Да что вы, бог с вами, какая же блевотина?
- Такая же, как и ты! (бьют)
Вариант +18.
- Дай закурить.
- Сейчас (жертва лезет в карман за пачкой, в это время бьют).
Вариант +19.
- Дай закурить.
- А ведь вы меня хотите побить.
- Какой догадливый. (бьют).
Вы уже поняли, в чём дело? Просто так не бьют, просто так только убивают, а приглашение на битьё требует вежливого ответа, то есть творческого соучастия в битье самого избиваемого. Когда человека бьют, его сперва включают в поле взаимодействия, в поле ожидания, а потом бьют (включение в поле ожидания происходит и во всех иных ситуациях общения; женское кокетство, например, тоже типичный вызов на роль). Поведение избиваемого, равно как и бьющего, запрограммировано границами этого поля, и запрограммировано, надо сказать, с большой душевной щедростью: извинением ли, робким согласием, протестом или попыткой оттянуть время видимостью непонимания, избиваемый так или иначе сам ведёт дело к тому, что его бьют. Человеку сперва внушают, что он должен быть бит, а потом бьют. От него перед битьём что-то ожидается. И вот в этом вся соль битья o в процессе ожидания и обратной связи.
А вот некоторые варианты защиты, испробованные в том же исследовании и зарекомендовавшие себя как довольно надёжные. Я говорю сейчас о защите психологической, физическая сама собой, и здесь мне нечего добавить к тому, что уже разработано в таких превосходных системах, как самбо и каратэ. Но овладение приёмами, о которых я сейчас Вам расскажу, снижает необходимость защиты физической в среднем процентов на пятьдесят, да и к тому же здорово её облегчают, давая выигрыш во времени и в боевом духе.
Главная задача o сорвать сценарий, разрушить роли, сбить с толку, перехватить инициативу, навязать свой сценарий. Проще всего это достигается переключением внимания избивающего на собственную персону.
Всё та же серия "Дай закурить". Вариант А ("врачебный").
- Эй, стой. А ну-ка, дай закурить. (Вежливость обращения для диагноза уже вполне достаточна o приготовиться).
(Останавливаетесь сразу) - Не курю.
- Покажь карман. (При такой репризе всё ясно окончательно, наступайте).
- Что y вас с ухом? (носом, глазом, и т.п. Словно не слыша предыдущей реплики, со сдержанным интересом).
- Чего?
- Вот-вот. (Указывая на левое ухо, которое, как и правое, без зеркала не увидишь).
- Чего?
- Что такое рак, знаешь?
- Hy.
(Продолжая внимательно вглядываться в ухо; одновременно пружинит ударная нога). o Да, кажется, оно самое... Да не щупай, не прощупаешь, глубоко, в проходе... Операцию придётся делать.
- Иди на... Ты что, врач?
- Вот именно. Курить вредно. От курева рак.
Далее по ситуации, но сценарий практически сорван, инициатива перехвачена. Самое главное, конечно, мгновенный "диагноз" ситуации, а далее сразу включение заранее отработанного варианта, с поправкой на импровизацию. Вы должны опередить "партнёра" в любом случае.
Но как же это сделать при малом опыте и большом "мандраже"?
Быть Мужчиной o не избегать трудных ситуаций! Быть Ребёнком o тренироваться, играть! И лучше всего, конечно, с игровыми партнёрами. На наших ГИПовских мы применяем среди прочих и такой метод (его вполне можно отработать и дома с любым товарищем). Товарищ-Под-Вопросом подходит к Гражданину- Имярек всё с тем же "Дай закурить", но цель подхода ("бить или не бить") известна лишь ему самому. (Скажем, "бить" o в кармане чёрная карточка, "не бить" o белая). Цель Гражданина- Имярек o почувствовать настроение Товарища-Под-Вопросом и соответственно себя повести. Правильный диагноз вознаграждается игровым преимуществом.
Вариант Б ("оперативный").
- Дай закурить.
- Не курю (останавливаясь, твёрдо глядя в глаза). - Покажь карман.
(Решительно). -
Документы.
- Какие ещё документы? - Ваши документы (не повышая голоса, готовясь применить силовой приём).
Инициатива уже Ваша. При ответе типа "А ты покажь свои" Вам показывать нечего, кроме быстроты реакции, и заменить документ может хороший апперкот или удар каратэ; далее o по ситуации.
Вариант В ("сумасшедший").
- Дай закурить.
- "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог". Как пройти на Семёновскую? (При максимальной беззаботности тона поза пружинной готовности).
- Закурить дай, говорю+
- "Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил, выпил рюмку, выпил две, зашумело в голове". "Офелия, о нимфа, помяни меня в своих молитвах". "Бить знаменитых некрасиво, не это поднимает ввысь..." - и так далее (не забывая следить за движениями рук "партнёра").
Вариант Д ("глухой").
- Эй! Погоди-ка!.. Слышь?!
Вы не слышите, Вы глухой. Вы идёте дальше. Вас догоняют, хватают за рукав.
- Ты что, глухой, туды-растуды?..
Несуетливо останавливаетесь. Указываете на ухо, на этот раз на своё. Да, Вы глухой. Глухонемой, если угодно. Глухота, однако, не мешает, а помогает Вам быть чётко- внимательным. В следующую секунду Вам могут указать знаками же: "Дай закурить" или начать бить сразу (с глухонемым-то чего особенно церемониться), но сценарий уже сбит, и на Вашей стороне фактор неожиданности. Чаще всего при такой встрече всё-таки отстают.
Молодой Мужчина, Добрый Мужчина, Высокочтимый Рыцарь! Вы сами прекрасно понимаете, что и при всеобъемлющем опыте нельзя дать рецептов на все случаи жизни уже потому, что каждый по- разному способен их понять и применить. Разумеется, есть ситуации, в которых всё вышесказанное неприемлемо; есть положения, в которых сопротивление насилию невозможно, - даже каратисту высшего класса предписывается при грабеже под дулом пистолета отказаться от борьбы и отдать деньги (если "кошелёк или жизнь", то жизнь, если "жизнь или честь", то честь). Но даже в безнадёжных, казалось бы, случаях может выручить психологическая изобретательность.

...Продолжение следует.

Перейти в раздел...





Вы можете задать свой вопрос специалисту-аналитику здесь или прислать его по e-mail

Ведущая рассылки: Макарова Марина Викторовна


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.epsy
Отписаться

В избранное