Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Знакомство с гештальтом выпуск 5


Информационный Канал Subscribe.Ru


Гештальт
Выпуск 5

Читая Перлза…

«Гештальт ориентирует, прежде всего,  на то, чтобы человек научился опираться
на себя самого.

Брать ответственность – значит отвечать, то есть реагировать, и при этом
самостоятельно выбирать свои реакции (отклики). Уметь отвечать = иметь свободу
выбора. Отказываясь от ответственности, вы отказываетесь от своей способности
реагировать, отвечать на происходящее, от свободы выбора.

Гештальт-терапия не сводится к поиску причины какого-то поведения. И даже порой
вредно искать причину, поскольку, найдя причину, скорее всего, вы выразите много
негатива в ее адрес, но это никак не изменит течения вашей жизни сейчас, в настоящем»

Система индивидуального пользования

Предвижу, что не у всех вызовет удовлетворение тот образ, которым я буду пользоваться
при иллюстрации внутренней психологической жизни человека, тем не менее, для
метафоры я не нашла ничего более подходящего, чем сравнение с персональным компьютером.
И это ни в коем случае не отражает мой подход к  человеку как какому-то механистическому
существу, которого можно разобрать по винтикам, настроить или как-то использовать.
Отнюдь. Мой выбор пал  таким образом только лишь в связи с наглядностью и понятностью
для многих современных людей процессов, происходящих в компьютере. И я считаю,
что человек уже достаточно глубоко изучен для того, чтобы можно было предложить
какую-то более-менее целостную картину внутренних и внешних человеческих взаимосвязей,
понятную даже неопытному пользователю 
Воспримите этот «шарж» юмористически.
Итак, мы все немного похожи на компьютер. 
Наше сходство начинается с того, что рождаемся мы на свет, хоть и индивидуально
обусловленные генами, однако, достаточно «чистые» для подавляющего
количества информации, которую в нас загружают день за днем в течение всего детства,
и которую мы потом используем на основе психологических программ, заложенных
в нас «старательными» взрослыми. БОльшая часть наследственной информации,
которую мы привыкли считать передавшейся нам через гены, на самом деле усвоена
нами в самом раннем детстве через процесс общения с близкими. И это составляет
канву наших личностей и жесткую систему жизненного сценария, которая, будучи
не отслеженной, преспокойно воспроизводит в нашей жизни сюжеты из жизни наших
близких.
Всю эту систему индивидуального пользования – нашу «материнскую плату»,
«программное обеспечение» и огромное количество единиц информации
мы получаем в основном в младенческом возрасте и преимущественно от родителей.
Мозаика этого набора так же уникальна, как генетический код в каждом из нас,
однако принципиальная схема у нас у всех одинаковая и устроены мы все одинаково,
а потому абсолютно одинаково используем этот набор в своей жизни. Отличаются
только картины наших жизней, однако полотно, кисти и краски у всех одни и те
же. И в этом есть огромный плюс: на основании известного сходства мы можем научиться
управлять своим компьютером самостоятельно, создавая уникальные картины своей
жизни, подсказанные своим индивидуальным воображением. Поскольку законы, по которым
развиваются процессы внутри нас, одинаковы для всех, то точно есть и одинаковые
принципы для разрешения тех или иных задач. А способы каждый выбирает сам в зависимости
от того, какой его загрузили программой.

Упражнение на осознавание

Продолжение.

1.      Представьте себе события сегодняшнего дня, вообразив, что там, где вы сказали
«да», вы сказали «нет». Что бы это было? Если бы вы были
мужчиной, а не женщиной (или наоборот), если бы вы были толще или худее, чем
на самом деле, старше или моложе, выше или ниже ростом?
2.      Любое прибавление – где-нибудь вычитание. Вспомните что-нибудь, что
вы получили и подумайте, откуда это было взято? Что, если бы вы этого не получили?
А что, если бы вы получили что-то, что вам не досталось?
3.      Если внимательно рассмотреть, что происходит, когда вы трактуете две ситуации
как противоположные, то вы увидите, что вы помещаете их в некоторый контекст,
который включает обе ситуации. Практикуя дальше это упражнение, постарайтесь
точнее придумывать контекст. Например, «свежий» противопоставлен
«тухлому» в контексте «яйцо», в контексте «ветер»
- «умеренному». Создание точного контекста улучшит вашу ориентацию.
Вы начнете без специального усилия замечать связи, которые раньше приходилось
искать.
Обратите внимание, как качество ситуации – отталкивающей или привлекательной,
счастливой или трагической – зависит от контекста. Если мысль о потере
вызывает огорчение, придумайте, кто бы мог испытать радость от вашей потери.

Когда вы делаете упражнения, важно понимать, что вы делаете, как вы делаете,
и что это вам реально дает. Реально вам и в этот момент, а не другим людям и
не по слухам. И отсюда вы можете видеть, эффективно ли это для вас и что вам
нужно для того, чтобы это было эффективно.

В выполнении упражнений важно, что бы вы почувствовали, что это именно вы испытываете
нечто, чем бы оно ни было. Заметьте, какие трудности или препятствия вам мешают
во время выполнения упражнений, что заставляет вас их заканчивать (это могут
быть разные состояния, переживания, чувства или мысли). Осознавайте, какие мысли
у вас возникают об упражнениях.
 Может быть, вы воспримите их как борьбу за перетягивание каната, «кто
кого», и будете защищаться. Тогда вы ни на йоту не сдвинетесь в вашем осознавании.
Задача упражнений – осознать, какова ваша актуальность, можете ли вы действительно
чувствовать ее, чувствовать ее своей. Здесь нет задачи проверить, способны ли
вы на нечто или нет – каждый способен до определенной степени.

Вся информация про летние интенсивы!!! – напишите письмо и вы ее получите.

Все вопросы, мнения, пожелания, ругательства и пр. присылай на n_rubshtein@mail.ru
- мой адрес и заходи на http://rubstein.dancesport.ru"; - мой сайт, там можно
узнать, как записаться на индивидуальную консультацию.

Проживайте свою жизнь сами!
Не доверяйте этого делать другим!
Нина Рубштейн

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное