При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как стать счастливой женщиной?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Перспективы гештальт-метода в социологии и социальной терапии
Перед психотерапией встал новый вопрос: может ли теория пойти дальше так
называемого лечения и личностного роста и быть полезной для развития
общества?...
Мы больше не ограничиваемся только работой с больными. Традиционный
подход к психотерапии как к лечению теперь кажется очень
наивным.
И.Польстер, М.Польстер
И.Польстер
Перспективы гештальт-метода в социологии и социальной терапии
Гронская Ирина
Теория поля и, в целом, гештальт-методология получила наибольшее развитие
в области психотерапии. Однако представляется, что гештальт-парадигма
может быть эффективно использована и для анализа макросоциальных явлений.
Гештальт-анализ социальных процессов представляет не только сугубо
теоретический интерес, но может позволить эффективно планировать
социальные программы. В частности, в настоящее время дискутируется вопрос
о возможности и необходимости социально-терапевтических вмешательств в
России (2). Не претендуя на исчерпывающую полноту, попробуем дать анализ
русского национального характера (это актуально в связи с тем, что русский
этнос составляет большую часть населения России), опираясь на основные
концепции гештальт-подхода – теорию способов регулирования границы
контакта и теорию функций сэлф, которые, как известно применимы к анализу
не только индивидуальных организмов, но и групп, т.е. организмов,
являющихся социальными системами (3, 4).
Понятие «характер» используют для указания на какие-либо
устойчивые свойства человека или вещи. Когда говорят о характере нации,
подразумевается, что значительная часть ее представителей обладает
определенной констелляцией личностных черт, отличающих их от
представителей других народов. В гештальт-терапии характер
рассматривается
как набор фиксированных гештальтов (форм), утративших свою
контекстуальность. Характер проявляется определенными способами
регулирования контактной границы с миром, которые проявляются независимо
от контекста ситуации.
Для разработки конкретных социально-терапевтических программ
направленных на изменение психологии этноса необходимо ответить на два
вопроса: Каковы основные черты характера нации? Насколько данные черты
подвержены изменению?
Можно предположить, что конфлюэнтный и интроективный типы
регуляции контактной границы наиболее типичны для русского национального
характера.
Так о конфлюэнтных особенностях свидетельствуют следующие черты,
которые традиционно приписывают русскому народу: доброта и ее проявление к
людям любого племени, душевная открытость, мягкость, почти слабость
характера, жалостливость, отзывчивость к чужой беде, легковерие, обращение
со временем так, как будто оно не имеет границ, потребность в
принадлежности к большой группе (коммюнаторность по Н. Бердяеву). О
конфлюэнтном механизме также свидетельствует традиционно приписываемая
русским склонность к алкоголизации, к продолжительным застольям, дающим
ощущение растворения индивидуальной границы и единения с окружающими.
Тенденция к слиянию с группой подтверждается и русскими пословицами: «С
миру по нитке – голому рубаха», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
(7). Та легкость, с которой русский доверяет свое личное мало знакомому
человеку, шокирующая иностранцев, также подтверждает стремление к слиянию
с другим.
У русских людей очень силен интроективный механизм. Об этом
свидетельствует свойственная русским людям тяга к внешнему руководству,
вера в сильного лидера или «доброго дядю», который разрешит все их
проблемы. Несамостоятельность, усвоенная из модели воспитания, которая
сочетается с отказом от собственного самоопределения, также отмечена
фольклором: «Живи тихо – не увидишь лиха». Причем роль внешнего агента,
восполняющего дефицит собственной автономии, может выполнять как
политический лидер с авторитарными наклонностями, так и интенсивно
внедряемые идеологические либо культурные содержания (например, идеология
религиозных сект или американская массовая культура). Русский философ
И.Ильин так писал о национальной психологии: "Сам, не имея зрелого
волевого характера, русский требует воли от своего правителя. Он
предпочитает окрик, твердость - уговариванию, "дискуссиям", он
предпочитает самоуправство волевому ничтожеству. Ему нужна императивная
убедительность власти".
Интроективный тип характера русского человека проявляется и в
характере его религиозности. Признанный знаток русской души, Н.Бердяев,
характеризуя особенности религиозности русского человека, писал:
«Психологически русская ортодоксальность и есть целостность,
тоталитарность... В силу религиозно-догматического склада русские всегда
ортодоксы или еретики, раскольники. Всегда главным остается исповедание
какой-нибудь ортодоксальной веры, всегда этим определяется принадлежность
к русскому народу... Типичный русский не может долго сомневаться, он
склонен быстро образовывать себе догмат и целостно отдавать себя этому
догмату», - а также, - «Религиозная формация русской души выработала
устойчивые свойства - догматизм, аскетизм, способность нести страдания во
имя своей веры, какой бы она ни была, устремление к трансцендентному (то
к вечной жизни в ином мире, то к коммунизму - будущему этого мира)» (1).
Об интроективности российского населения, вере во внешнего
спасителя свидетельствует расцвет
целительства, а также методов лечения,
которые являются «дикими» с точки зрения современной науки, и не имеющих
распространения ни в одной другой стране – кодирования, массовых сеансов
гипноза.
С точки зрения развития контактных функций организма русской
нации, наиболее представленными
оказываются функция Ид и функция Персона,
но абсолютно не развитой остается функция Эго. В частности, о мощных
проявлениях функции Ид свидетельствуют такие традиционно приписываемые
русским черты, как отсутствие дисциплины и самодисциплины, неустойчивость,
непредсказуемость для других и самих себя, неспособность себя
контролировать, отсутствие меры во всем, анархизм, беззаботность –
надежда на пресловутое русское «авось», любовь к игрищам и гульбищам.
Поэтому не случайно, что для Европы Россия остается за рамками понимания и
вызывает опасения своей непредсказуемостью. Н. Бердяев писал в связи с
этим обстоятельством: «Россия все еще остается совершенно трансцендентной,
каким-то чудным Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим
своим варварством».
О проявлении функции Персона свидетельствует охарактеризованный
выше присущий русскому национальному характеру догматизм. Неспособность к
целенаправленной деятельности, трудности в принятии
самостоятельных
решений и поиск внешнего руководства свидетельствует о том, что фунцкция
Эго у русского народа серьезно повреждена.
Не будем останавливаться на исторических причинах такого
положения вещей – об этом написано достаточно. Больший интерес
представляет
возможность изменения этих психологических особенностей.
Представляется, что в плане социально-терапевтических
воздействий на российское общество целесообразной является организация
социально-педагогических программ, направленных на развитие личной
ответственности их участников. Естественно, что это социальное
воздействие
будет иметь локальный характер, но изменение устойчивых
характерологических особенностей сразу в масштабах всего общества, тем
более учитывая их исторически обусловленную стабильность, не
представляется возможным. Как известно, в современной теории поля
рассматривается концепция морфогенетических полей (6). Она предполагает,
что невидимые поля образуются и являются матрицей всякой будущей формы,
развития и образа действия. Они действуют во времени и пространстве.
Морфогенезис начинается с уже организованной системы, которая является
морфогенетическим зародышем. Изменения во всем поле происходят благодаря
эффекту морфического резонанса. Примером морфического
резонанса в мире
физики является вибрация струн музыкального инструмента в ответ на
специфическую звуковую волну. Задачей социально-терапевтических
мероприятий как раз будет создание такой морфогенетической системы.
Логично предположить, что наиболее перспективно направлять
социо-терапевтические воздействия на молодую часть населения.
Это связано
с тем, что молодежь наиболее восприимчива к изменениям, более активна в
социальных действиях и усвоенный ею опыт социальной терапии будет
оказывать долговременное воздействие на социальную среду.
Стихийно социально-терапевтическую роль играют некоторые
психологические тренинги,
ориентированные на население, преимущественно
гуманистического направления. Учитывая социокультурную ситуацию в
современной России, представляется, что роль социальной терапии также
выполняют системы психологического образования. Не секрет, что лишь
незначительная часть дипломированных психологов работают в последствии по
специальности.
Также сохранен пока социальный стереотип недоверия к
психологу и ассоциация его с психиатром: консультирование у которого
равнозначно признанию себя психически больным. Это на наш взгляд
сдерживает потребность населения в получении психологической помощи,
удовлетворяя ее путем получения психологического образования, что не
вызывает
социального осуждения.
Надеемся, что в этой статье нам удалось продемонстрировать, что
гештальт-методология, может быть успешно применена не только к анализу
поведения индивидов и малых групп, но и к анализу макросоциальных
процессов. Социально-терапевтические мероприятия мыслятся нами так же с
использованием гештальт-подхода как наиболее эффективного метода развития
личной ответственности.
Литература
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука,1990. –
С.9,18.
2. Григорьев С.И. Виталисткая
социология: парадигма настоящего
и будущего. – Барнаул: изд-во АРНЦ СО РАО, 2001. – С.164.
3. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: «Сенсор»,
2000. – 368 с.
4. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт
Общегуманитарных исследований, 2001. – 379 с.
5. Резник Р. Гештальттерапия: принципы, точки зрения и
перспективы. // Гештальт 95. Сборник материалов Московского Гештальт
Института за 1995 г. - Москва, 1996. – С. 6-12.
6. Робин Ж.-М. Экологическая ниша. Очерк о теории поля в
гештальт-терапии.// Гештальт 94.Сборник материалов Московского гештальт
института за 1994г. - Минск: ИПП Министерства экономики,1995. – С. 15-29.
7. Синкевич З.В. Социология и психология национальных
отношений: Уч. Пособие. – СПб: Издательство Михайлова В.А., 1999. – С.
99-120.
© Новосибирский Гештальт-Центр
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.geshtalt |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||