Семинар «Искусство Public Relations: Психология&Философия»
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd
Ведущий рассылки: Леонид Жуков, lbg@rpri.ru
Участие в очной форме семинара – по согласованию с ЛЖ, бесплатно: (095) 248 1990.
(Краткое описание очной формы: я определяю этот семинар как дзэн-семинар или,
иными словами, научно-практический семинар по вопросам постановки целей и принятия
решений в сфере консалтинговой деятельности и, в частности, в PR как искусстве.
Семинар происходит в Москве)
PHI. ПОСТМОДЕРН: ТОТАЛЬНАЯ ДАННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Мир, сфера, горизонт, «вещь в себе», «мир как вещь в себе» – все эти понятия
означают одно и то же – возможность тотального бытия любой, взятой наугад вещи,
которая сейчас имеет свое место в системе, но в любой момент сама может стать
истоком другой, новой системы – индивидуальной системы (мира, сферы, горизонта…)
этой вещи.
И, собственно, это обстоятельство демонстрирует современное искусство со всеми
его бесчисленными новыми и новейшими формами и направлениями, пришедшими на смену
универсальным историческим периодам развития эстетики – классицизма, романтизма,
авангарда…
ДНЕВНИК. PHI. ФИЛОСОФ В ОТЛИЧИЕ ОТ КУЛЬТУРОЛОГА…
Философ в отличие от культуролога не обязан детально разбираться в той сфере
культуры, о которой он говорит.
PHI-PSY. «ТЕЛЕСНОСТЬ» РИТУАЛЬНОСТИ
Ритуальные формы, даваемые религией – молитвы, обряды и пр. – нужны духу примерно
по той же причине, по какой сознанию для его существования нужно тело.
– Ритуал – это форма телесности духа.
PHI-PR. ЧИТАЯ ВАТТИМО. ТЕНДЕНЦИЯ КАК ИДЕАЛ
– Война – это цивилизованное варварство. Это утверждение уже стало риторической
фигурой.
Так или иначе, общество основывается на ценности и, соответственно, порождает
идеал, который по-определению, поневоле навязывается всем, так называемым, «членам
общества», считают они сами себя таковыми или нет. Любой человек потенциально
является членом общества – некоего общественного центра – породившего тот или
иной идеал и, в пределе, по отношению к нему действует правило «кто не с нами,
тот против нас».
– …неудовлетворенность, которую мы испытываем перед миром образов масс-медиа,
возможно, вызвана не нашим желанием найти границы дереализации (эстетизации экзистенции,
- прим. ЛЖ), но тем, что дереализация не осуществляется свободно, поскольку она
все еще наталкивается на такие границы реальности, какими является рынок и «законы»
экономики. (Ваттимо Дж. Прозрачное общество. Пер.с ит./Перевод Дм. Новикова.
М.: Издательство «Логос». 2002.)
Однако проблема еще и в том, что идеал не обязан являть собою некую онтологическую
сущность – например, «законы» экономики – он может быть лишь тенденцией, направлением
движения к тому, что мыслится как «свобода» - например, к ваттимовской дереализации.
Однако, часто, если не преимущественно, как нас учит история, идеалы носят негативный
характер. Что называется, «хочешь мира, готовься к войне»; иначе говоря, считать
основой человеческого общества «войну всех против всех» более надежно, чем идеал
христианской любви к ближнему.
PSY-PR. ПЛАНИРОВАНИЕ «НА АВТОМАТЕ»
Из двух дел проще делать то, которое знаешь как. Отсюда тенденция планирования
– делать то, что знаешь и избегать или тормозить делание того, чего не знаешь.
MED. КОНЦЕПЦИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Область действия медицины то, что называется «внутренним миром». Таким образом,
медицинское действие нацелено внутрь. Но что есть мной «внутренний мир»? – Кинестетические
и кинетические ощущения, знание анатомии и, соответственно, представление об
устройстве своих внутренних органов, прочие знания биологии, химии, физики, имеющие
отношение к моей телесности, собственно медицинские знания, образы телесности
и т.д. Для того чтобы получить результат, я могу воздействовать на свой «внутренний
мир» извне – из «внешнего мира», и изнутри – от еще более глубокого внутреннего
ядра, от своего «я». Действие извне механистично, действие изнутри психологично,
идеально, (холистично?)
– Холизм – это сила «я».
– Механизм – это сила «объекта».
Мой «внутренний мир» является внешним по отношению к моему «я». Могу ли я, в
таком случае, выстраивать свои отношения с ним так же, как я выстраиваю свои
отношения с «внешним миром» ради получения того или иного результата? И если
да, что это значит? – Не означает ли это разработку определенной медицинской
концепции и технологии действий – способа лечения?
LVD. ВВЕДЕНИЕ
По сути дела отдельное литературное произведение (художественное) дает нам развернутый
образ одной идеи, впечатления, мысли – одного прозрения, инсайта, посетившего
однажды автора и давшего ему замысел всей вещи. В отличие от такого взгляда,
данный текст содержит десятки идей-замыслов, некоторые из коих обозначены соответствующими
кодами. Этот текст дает более полное представление о бергсоновской длительности
– полифоничной, противоречивой, эклектичной и гармоничной одновременно. И очень
важно, что он не замкнут формально, в нем нет окончательной точки, но есть целостность.
– Литературное произведение суть мгновенный срез длительности – одна мысль.
LVD. «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА» ПЕЛЕВИНА
Советская история создавалась как миф – иллюстрация идеологии, была мифом по-определению.
Пелевину осталось только подвести под него другой фундамент – вместо марксистской
буддистскую философию.
PHI. РЕПЛИКА. ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ
Проблема материи только в одном – в том, что ее материального ресурса всегда
не хватает для реализации ее идеального потенциала.
– Потенциал – возможности.
– Ресурсы – время, пространство, субстанция (физически, – масса).
– Взгляд экономиста: всегда чего-то не хватает – или денег, или времени, или
условий.
ОТКЛИК
ВЛАДИМИР КАРПИНСКИЙ (ВК). ЕЩЕ РАЗ ПРО СРЕДИННЫЙ ПУТЬ
Конечно, "срединный путь" - это стремление к равновесию _в целом_, а не просто
середина во всем. (Кстати, середина существует не всегда: ее нет, например,
в случае окружности). Итак, это не простая, а "золотая середина".
Конечно, совсем не предполагается, что нужно сидеть между двух стульев, делать
все наполовину или наполовину использовать свои способности. Действия могут быть
любыми, если они ведут к равновесию. В том числе, и к душевному равновесию. В
равновесии также легче запомнить пройденный путь. Тогда можно помогать другим
использовать свой опыт. Равновесие помогает экономить энергию.
Это относится и к бросанию курить. Для кого-то проще бросить сразу и тут же восстановить
равновесие здоровья. Но, как известно, для многих такой подход ведет к еще большим
проблемам со здоровьем и психикой.
Итак, получается, что прямого логического рецепта здесь нет. Работают практический
и исследовательский подход. Поэтому слово "путь" здесь тоже не лишнее: срединный
_путь_.
ЛЖ: Если только не превращать вышеозначенное «стремление к равновесию _в целом_»
в неколебимый жизненный принцип. Иначе говоря, не создавать идола. В этом смысле,
быть может, интереснее понятие спонтанности.
ВК: Да, конечно. Если только не превращать понятие спонтанности в неколебимый
жизненный принцип. Ведь даже отсутствие принципов - это тоже принцип! Итак, гибкость
практика (и опять "срединный путь"!) - в том, что иногда полезно быть спонтанным,
а иногда очень даже неплохо использовать принципы, законы и ограничения. Это
видно на примере разных наук и религий. Опять получается, что единого логического
рецепта нет... Вот ведь какая штуковина!
ЛЖ: Катц! («Катц!» - это бессмысленное восклицание, которое встречается иногда
в дзенских коанах, в диалоге мастера и монаха. Очень часто, так же коан оканчивается
фразой: «Монах ничего не ответил»).