Семинар «Искусство Public Relations: Психология&Философия»
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd
Ведущий рассылки: Леонид Жуков, lbg@rpri.ru
Участие в очной форме семинара – по согласованию с ЛЖ, бесплатно: (095) 248 1990.
(Краткое описание очной формы: я определяю этот семинар как дзэн-семинар или,
иными словами, научно-практический семинар по вопросам постановки целей и принятия
решений в сфере консалтинговой деятельности и, в частности, в PR как искусстве.
Семинар происходит в Москве)
PHI. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. В ИНТЕНЦИИ МОЕГО ХОТЕНИЯ
Другой человек что-то делает, что-то не делает, а что-то не хочет делать. Последнее
обстоятельство обнаруживает оценочную систему моего желания, которая формирует,
в том числе, даже онтологический статус данности – в данном случае конституцию
другого человека (его физические качества и привычки), облегчающую ему одни действия
и затрудняющую другие. Очевидно, при взгляде из другой системы оценок образ человека
был бы другим.
PHI. ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, КАУЗАЛЬНОСТЬ, ХОЛИСТИКА
– Теория – созерцание.
– Практика – действие.
Кто с этим поспорит?
Разобраться в чем-то как в механизме (машине) – теория; но сконструировать, создать
что-то, что будет некоторое время существовать с большим или меньшим расходованием
ресурсов, сбалансировано или не очень и т.д. – это практика.
Твоя конструкция может быть технологией – сводом правил для уже имеющихся объектов,
либо новой сущностью – более или менее холистичной, более или менее устойчивой,
долговечной.
PHI. ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ВРЕМЯ
Разница между прошлым и будущим существенно меньше, чем между ними и настоящим.
В первом случае она формальна, во втором, – качественна.
Прошлое и будущее принадлежит сфере теории, в то время как настоящее лежит в
сфере практики. Теория занимается тем, что дано и что будет – причинами и следствиями,
принципами и предсказаниями; в то время как практика – тем, что есть. Практика
всегда объемнее теории. Или, переводя разговор в научную плоскость, чтобы соблюсти
чистоту теории, нужно в настоящем, при проведении эксперимента, применять специальную
непростую манипуляцию, позволяющую сохранить его чистоту (я бы назвал эту манипуляцию
«протоколом эксперимента»). Еще труднее разработать сам эксперимент, освободив
его от всех невидимых и неосознаваемых помех, привносимых ситуацией практики.
– MED. Я могу объяснить, зачем мне для улучшения моего здоровья нужна утренняя
гимнастика, но я не могу быть уверенным, что моим объяснением будет исчерпываться
все ее значение; более того, я не могу быть уверенным даже в том, что она вообще
полезна для моего здоровья (я имею ввиду, что вполне может быть так, что я веду
себя, как дурак, про которого говорят, что заставь его «богу молиться, он себе
и лоб расшибет»).
PSY-PHI. К ТЕОРИИ ТРЕНИНГА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
С точки зрения психических состояний (в частности, субъективного ощущения времени),
соответствующих тем или иным жизненным ситуациям, все они могут быть разделены
на несколько типов:
1. Норма. Время есть. Все идет как надо, я делаю, что хочу и должен делать. (Вариант:
«рациональное действие», действие по-плану).
2. Форс-мажор. Времени нет. Ничего не успеваю, слишком много всего сразу наваливается.
3. Революция. Время нового качества. На стыке форс-мажора и нормы. Инсайт, все
новое и удивительное, времени хватает и не хватает одновременно – не хватает
сразу на все, но и то, что уже есть, прекрасно.
4. Забвение себя. Время есть, но оно не мое. Я не принадлежу сам себе, действую
на автомате, следую неодолимому влечению или делаю нечто, не осознавая сил влекущих
меня к этим действиям (алкоголизм, наркотическая зависимость, азартные игры,
просто игры, телевизионные шоу, зависимости и пр.)
5. Замешательство. Нет ничего. Я не понимаю, что происходит и, соответственно,
не знаю, что делать? Замешательство – это граница, изнанка «революции».
Для каждой из этих ситуаций можно предложить определенную процедуру действий
(протокол, технологию, методологию). И для всех возможных вариантов – метапроцедуру,
например, позицию успеха: «Как бы я не поступил, я поступил наилучшим образом».
Каждый из этих типов отражает этапы циклов микро- и макроразвития личности: очередное
«рождение» (в микроварианте – инсайт), развитие новых способностей, рутину.
PSY-PHI. ВЕКТОР БЫТИЯ
Вектор поиска пищи голодного животного являет собою ту же силу, что дает направление
времени и движет физическими телами. Вектор времени = вектор силы = вектор агрессии.
PHI. СОБЛАЗН УНИЧИЖЕНИЯ. ВЕРА
– Ибо, когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно
было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины
ищут мудрости. А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов
безумие (Апостол Павел).
Соблазн уничижения – уничижение ради чего-то, уничижение как торг – я унижусь,
но взамен что-то получу – «жизнь вечную», мирские блага, позицию превосходства
(гордость) и пр. Однако истинное уничижение исключает эти мотивы – «уничижение
паки гордости». Христос демонстрирует абсолютное уничижение – ни ради чего, без
надежды, безнадежное. Спасает вера и ничто иное.
ВЕРУЮ ИБО АБСУРДНО. Самое лучшее, из известных мне, философское определение веры
у Ясперса – верую вопреки чему бы то не было – императив, сливающийся с кантовским
«категорическим императивом».