В этом номере рассылки я предлагаю Вам небольшое эссе Георга Гегеля. Большинство
подписчиков, несомненно, слышали о немецком философе, но вряд ли кто-то читал оригинальные
тексты. Текст Гегеля интересен тем, что показывает, как наши обыденные представления
часто бывают прямо противоположны реальному положению вещей и дел.
Г. В. Ф. Гегель
КТО МЫСЛИТ АБСТРАКТНО?
Мыслить? Абстрактно?
Спасайся, кто может! у наверняка завопит тут какой-нибудь наемный
осведомитель, предостерегая публику от чтения статьи, в которой речь пойдет про
метафизику . Ведь метафизика укак и абстрактное (да, пожалуй, как и мышление
) у слово, которое в каждом вызывает более или менее сильное желание удрать подальше,
как от чумы.
Спешу успокоить: я вовсе не собираюсь объяснять здесь, что такое
абстрактное и что значит мыслить . Объяснения вообще считаются в порядочном обществе
признаком дурного тона. Мне и самому становится не по себе, когда кто-нибудь начинает
что-либо объяснять, у в случае необходимости я и сам сумею все понять. А здесь какие
бы то ни было объяснения насчет мышления и абстрактного совершенно излишни: порядочное
общество именно потому и избегает общения с абстрактным , что слишком хорошо с ним
знакомо. То же, о чем ничего не знаешь, нельзя ни любить, ни ненавидеть. Чуждо мне
инамерение примирить общество с абстрактным или с мышлением при помощи хитростиусначала
протащив их туда тайком, под маской светского разговора, с таким расчетом, чтобы
они прокрались в общество, не будучи узнанными и не возбудив неудовольствия, затесались
бы в него, как говорят в народе, а автор интриги мог бы затем объявить, что новый
гость, которого теперь принимают под чужим именем как хорошего знакомого,у это и
есть то самое абстрактное , которое раньше на порог не пускали. У таких сцен узнавания
, поучающих мир против его желания, тот непростительный просчет, что они одновременно
конфузят публику, тогда как театральный машинист хотел бы своим искусством снискать
себе славу. Его тщеславие в сочетании со смущением всех остальных способно испортить
весь эффект и привести к тому, что поучение, купленное подобной ценой, будет отвергнуто...
Кто мыслит абстрактно? у Необразованный человек, а вовсе не
просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком
просто, слишком неблагородно (неблагородно не в смысле принадлежности к низшему сословию),
и вовсе не из тщеславного желания задирать нос перед тем, чего сами не умеют делать,
а в силу внутренней пустоты этого занятия.
Почтение к абстрактному мышлению, имеющее силу предрассудка, укоренилось
столь глубоко, что те, у кого тонкий нюх, заранее почуют здесь сатиру или иронию,
а поскольку они читают утренние газеты и знают, что за сатиру назначена премия, то
они решат, что мне лучше постараться заслужить эту премию в соревновании с другими,
чем выкладывать здесь все без обиняков.
В обоснование своей мысли я приведу лишь несколько примеров, на
которых каждый сможет убедиться, что дело обстоит именно так. Ведут на казнь убийцу.
Для толпы он убийца у и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый,
интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так?
Убийца у красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли называть
убийцуукрасивым? Сами, небось, не лучше! Это свидетельствует о моральном разложении
знати, добавит, быть может, священник, привыкший глядеть в глубину вещей и сердец.
Знаток же человеческой души рассмотрит ход событий, сформировавших
преступника, обнаружит в его жизни, в его воспитании влияние дурных отношений между
его отцом и матерью, увидит, что некогда этот человек был наказан за какой-то незначительный
проступок с чрезмерной суровостью, ожесточившей его против гражданского порядка,
вынудившей к сопротивлению, которое и привело к тому, что преступление сделалось
для него единственным способом самосохранения. Почти наверняка в толпе найдутся
люди, которыеудоведись им услышать такие рассуждения у скажут: да он хочет оправдать
убийцу! Помню же я, как некий бургомистр жаловался в дни моей юности на писателей,
подрывающих основы христианства и правопорядка; один из них даже осмелился оправдывать
самоубийствоуподумать страшно! Из дальнейших разъяснений выяснилось, что бургомистр
имел в виду Страдания молодого Вертера .
Это и называется мыслить абстрактно у видеть в убийце только
одно абстрактноеучто он убийца, и называнием такого качества уничтожать в нем все
остальное, что составляет человеческое существо.
Иное делоуутонченно-сентиментальная светская публика Лейпцига.
Эта, наоборот, усыпала цветами колесованного преступника и вплетала венки в колесо.
Однако это опять-таки абстракция, хотя и противоположная. Христиане имеют обыкновение
выкладывать крест розами или, скорее, розы крестом, сочетать розы и крест. Крестуэто
некогда превращенная в святыню виселица или колесо. Он утратил свое одностороннее
значение орудия позорной казни и соединяет в одном образе высшее страдание и глубочайшее
самопожертвование с радостнейшим блаженством и божественной честью. А вот лейпцигский
крест, увитый маками и фиалками,уэто умиротворение в стиле Коцебу, разновидность
распутного примиренчества у чувствительного и дурного.
Мне довелось однажды услышать, как совсем по-иному расправилась
с абстракцией убийцы и оправдала его одна наивная старушка из богадельни. Отрубленная
голова лежала на эшафоте, и в это время засияло солнце. Как это чудесно, сказала
она, солнце милосердия господня осеняет голову Биндера! Ты не стоишь того, чтобы
тебе солнце светило,утак говорят часто, желая выразить осуждение. А женщина та увидела,
что голова убийцы освещена солнцем и, стало быть, того достойна. Она вознесла ее
с плахи эшафота в лоно солнечного милосердия бога и осуществила умиротворение не
с помощью фиалок и сентиментального тщеславия, а тем, что увидела убийцу приобщенным
к небесной благодати солнечным лучом.
у Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! у говорит покупательница
торговке.уЧто?укричит та.уМои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить
такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать
с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь, целую простыню на
платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры,
не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким у самое
место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала! у Корочеговоря, она и крупицы доброго
в обидчице не замечает. Она мыслит абстрактно и всеуот шляпки до чулок, с головы
до пят, вкупе с папашей и остальной роднейуподводит исключительно под преступление,
что та нашла ее яйца тухлыми. Все окрашивается в ее голове в цвет этих яиц, тогда
как те офицеры, которых она упоминала,уесли они, конечно, и впрямь имеют сюда какое-нибудь
отношение, что весьма сомнительно,у наверняка заметили в этой женщине совсем иные
детали.
Но оставим в покое женщин; возьмем, например, слугуунигде ему
не живется хуже, чем у человека низкого звания и малого достатка; и, наоборот, тем
лучше, чем благороднее его господин. Простой человек и тут мыслит абстрактно, он
важничает перед слугой и относится к нему только как к слуге; он крепко держится
за этот единственный предикат.
Лучше всего живется слуге у француза. Аристократ фамильярен со
слугой, а французутак уж добрый приятель ему. Слуга, когда они остаются вдвоем, болтает
всякую всячину, а хозяин покуривает себе трубку да поглядывает на часы, ни в чем
его не стесняя,укак о том можно прочитать в повести Жак и его хозяин Дидро. Аристократ,
кроме всего прочего, знает, что слуга не только слуга, что ему известны все городские
новости и девицы и что голову его посещают недурные идеи,уобо всем этом он слугу
расспрашивает, и слуга может свободно говорить о том, что интересует хозяина.
У барина-француза слуга смеет даже рассуждать и отстаивать собственное
мнение, а когда хозяину что-нибудь от него нужно, так приказания будет недостаточно,
а сначала придется втолковать слуге свою мысль да еще в благодарить за то, что это
мнение одержит у того верх.
То же самое различие и среди военных; у пруссаков положено бить
солдата и солдат поэтомууканалья; действительно, тот, кто обязан пассивно сносить
побои, и есть каналья. Посему рядовой солдат и выглядит в глазах офицера как некая
абстракция субъекта побоев, с коим вынужден возиться господин в мундире с портупеей,
хотя и для него это занятие чертовски неприятно.
Уважаемые читатели рассылки!
Мы включаем в состав рассылки элементы курсов "Школы эффективных
лидеров", которые могут на наш взгляд представлять интерес для широкой аудитории.
Мы заинтересованы в Вашей оценке их интересности и полезности, а также любых других
замечаниях, вопросах и предложениях, направляемых
ведущему. Ответы
на некоторые, интересные по той или иной причине, письма будут публиковаться в рассылке.
В рассылку также будут включаться материалы о Клубе эффективных
лидеров, Школе эффективных лидеров.Рассылка рассчитана на всех,
кто желает получить знания и умения, необходимые для реализации таких целей, как
завоевание лидерской позиции, влияние на других, эффективность выстраивания межличностных
контактов.