Очень многое в жизни общества определяется
принятой в нем системой ритуалов. Например, прося в автобусе другого пассажира передать
в кассу оплату за проезд или закомпостировать талон, Вы уже заранее можете предсказать
его поведение. Он будет действовать по годами выработавшемуся стереотипу поведения
и выполнит полагающийся к случаю ритуал передачи талона.
Ритуалы присутствуют и в малых группах. Например, в группе подростков
ритуал первого приветствия при общении может заключаться в поднятии вверх мизинца
с произнесением слова "пум!", а среди народных депутатов - в рукопожатии и произнесении
"день добрый" с максимально умным выражением лица. И то
и другое - эквивалентные ритуалы, принятые в той или иной среде. Только усвоив
эти ритуа лы, можно стать в этой группе "своим". В противном случае ритуала действие
будет вызывать скрытое раздражение, и за ним будет следовать какая-либо санкция.
Даже если Вы никогда не обращали сознательного внимания на существование
ритуалов, Вы все равно чувствуете их существование. Например, оказываясь в новой
среде Вы всегда чувствуете себя неуверенно, потому что на каждом шагу все время приходится
думать, как поступить
, "как тут у них принято?"
Потому что поступив не так, как положено, Вы рискуете получить отрицательные санкции,
показаться "белой вороной", бескультурным типом и т.п.
По выполнению ритуалов очень просто отличить своего от чужого.
В больших группах их формализуют - например у пионеров или у масонов - и по их выполнению
безошибочно определяют своего, даже не зная лично.
Но есть и стереотипы поведения, реакции на различные ситуации,
которые не относятся к ритуалам, но тем не менее тоже представляют закрепленные и
общие для всех блоки поведения. Например, у членов группы может быть принято открывать
дверь в комнату ногой, и они это делают уже бессознательно, по привычке. Тихонько
открыв и закрыв за собой дверь, Вы нарушили этот стереотип.
Никто ничего на сознательном уровне не заметил, но каждый ощутил,
что вы сделали что-то не так. Возникает психологический дискомфорт от присутствия
чужака. Вскоре последуют санкции со стороны членов группы, диктуемые им какой-то
бессознательной неприязнью и совершаемые ими помимо их сознания. Они исходят не от
каждого из них, а от группы как системы, которая воздействует на Вас через посредство
своих элементов. Для Вас охлаждение отношений оказывается неожиданным и необъяснимым.
Лидер - хранитель групповых ритуалов и стереотипов. Он обязан
прежде всех их выполнять. Вносить в них изменения он может только постепенно, так
как всего его авторитета не хватит, чтобы круто поменять и переломить их.
Неудивительно, что стереотипы и ритуалы определяют очень многое
в поведении группы. В устойчивой внешней среде на них может приходиться до 3/4 поведенческих
реакций. Чтобы знать группу, необходимо сознательно изучить ее стереотипы и ритуалы
и пользоваться ими при планировании повседневных действий. Знание ритуалов необходимо
для управления группой.
Уважаемые читатели рассылки!
Мы включаем в состав рассылки элементы курсов "Школы эффективных
лидеров", которые могут на наш взгляд представлять интерес для широкой аудитории.
Мы заинтересованы в Вашей оценке их интересности и полезности, а также любых других
замечаниях, вопросах и предложениях, направляемых
ведущему. Ответы
на некоторые, интересные по той или иной причине, письма будут публиковаться в рассылке.
В рассылку также будут включаться материалы о Клубе эффективных
лидеров, Школе эффективных лидеров.Рассылка рассчитана на всех,
кто желает получить знания и умения, необходимые для реализации таких целей, как
завоевание лидерской позиции, влияние на других, эффективность выстраивания межличностных
контактов.