Для успешной коммуникации важно уметь получать информацию о внутреннем мире человека. Мы уже рассматривали понятие ведущей модальности человека и способы присоединение к аудиалам, визуалам и кинестетикам.
Вкратце напомню, что обычно человек отдает предпочтение визуальному, аудиальному или кинестетическому восприятию мира. Аудиалы отличаются от визуалов и кинестетиков внешне и обычно используют слова, для них характерные (т.н. предикаты). Конечно, все значительно сложнее, но, тем не менее, при достаточной тренировке можно получать некоторое представление о человеке и делать определенные выводы. Так, например, если вы общаетесь с визуалом, то понятно, что информацию для него лучше готовить, используя записки,
рисунки и т.д. На слух он воспримет все гораздо хуже. И выслушав, может сказать: а у вас есть что-нибудь посмотреть по этому поводу? Поэтому, разговаривая с визуалом, не теряйте времени, подкрепляйте свои слова рисунками, схемами, подготовьте на листке резюме разговора. А определить, кто перед вами, можно не только по используемым словам, но и по внешнему виду и по дистанции, на которой человеку наиболее удобно находиться: визуалу нужно других посмотреть и себя показать, аудиалу важно все хорошо слышать, у
него, как и у кинестетика относительно небольшая дистанция общения . Если у вас есть возможность, то кабинет для переговоров должен предусматривать возможность увеличения или уменьшения дистанции общения.
В качестве напоминания, помещаю характерные для визуалов , аудиалов и кинестетиков слова и выражения. Внимательно прочитайте их.
Визуальные: перспектива, точка зрения, осветить , высматривать, показать, сиять, лучиться, искриться, тусклый, яркий, вялый, показной, цветистый, бросающийся в глаза, присматриваться, приглядываться, упускать из виду, выставить на вид, осматривать, показать
Интересно, вы заметили ошибки: некоторые слова попали не в свою категорию?
Во время беседы богатейшую информацию можно получить наблюдая за языком жестов. Конечно, лучше почитать об этом в иллюстрированной книге, но некоторые жесты будут рассмотрены ниже.
Особое внимание нужно обратить на сигналы: нравится / не нравится. Так, например, к сигналам «нравится» можно отнести улыбку, кивание, сокращение дистанции и др.
Если человек достаточно вас наслушался, то он может не вербально, т.е. без слов, показывать вам это. Например, он может потирать мочку уха, закрыть ухо пальцем или даже согнуть ухо, как бы перекрывая доступ ваших слов.(Визуал в этом случае может начать потирать глаза). Увидев такие жесты, вспомните о правиле: «Один рот, два уха». Т.е. вы должны говорить меньше, чем слушать.
Считается, что если ваш собеседник врет, то он более или менее явно будет прикрывать рот, который нагло выдает неверную информацию. И если ребенок сделает это наиболее заметно, то у взрослого человека, такой жест трансформировался в более элегантный, наверное, от частого использования: он на секунду дотронется до кончика носа, сделав вид, что как бы почесал его. Или будет обводить линию губ пальцами. Кстати, ваш собеседник может прикрыть себе рот ладонью, если вы «сморозили» глупость. Такой же жест может
появиться у человека, если он сказал вам непристойность. Если человек слушает вас и прикрывает рукой рот, он чувствует, как вы его обманываете. Этот жест будет более продолжительным, чем в предыдущих примерах. Нужно сказать, что появление жестов – это бессознательный процесс, который трудно контролируется. Но все же путем тренировки можно частично отказаться от жестикуляции или заучить жесты, которые будут считываться, как честные.
Информацию о собеседнике может дать даже рукопожатие. Если кратко: то, чем более открыто подает вам собеседник руку для рукопожатия, тем более открыт он сам. Прямое положение руки означает равенство положения, а рука сверху, говорит о том, что ваш собеседник считает себя хозяином положения. Крепкое рукопожатие до хруста пальцев, как и пожатие несогнутой рукой, присуще агрессивному человеку.
Открытые жесты – выражают честность перед собеседником и согласие с ним. Закрытые – наоборот.
Жесты оценки выpажают задумчивость и мечтательность. Hапpимеp, люди, опиpающиеся щекой на pуку, обычно погpужены в глубокое pаздумье.
Жест кpитической оценки - подбоpодок опиpается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы -ниже pта.
Hаклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитоpии головы не наклонены - значит гpуппа в целом не заинтеpесована тем матеpиалом, котоpый излагает учитель. Если вы сидите на скучной лекции, то, чтобы не раздражать учителя, наклоните голову и думайте о своем.
Почесывание подбоpодка используется, когда человек занят пpинятием pешения. Жесты с очками : пpотиpает очки, беpет в pот дужку очков и т. п. - это пауза для pазмышления.
Расхаживание - жест, обозначающий попытку pазpешить сложную пpоблему или пpинять тpудное pешение. Пощипывание пеpеносицы - жест, обычно сочетающийся с закpытыми глазами, и говоpящий о глубокой сосpедоточенности мысли.
Понятно, что в рассылке невозможно полностью перечислить и описать все жесты, ведь по этому поводу написаны целые книги. Поэтому, если вас заинтересовала информация, обратитесь к книгам и начинайте наблюдать за людьми и за собой.
В конце года принято подводить итоги.
Выделите время, вспомните прошедший год. Как бы со стороны оцените всё, что было сделано хорошего.
Переработаны методики курсов и тренинга 2004 года, лучшие упражнения оформлены в виде курса «Путь к себе», который изучает уже восьмая группа. О курсе "Путь к себе"...
Переработан и дополнен курс «Основы НЛП и психологии влияния», обучение прошли две группы. Курс "Основы НЛП" подробнее...
Разработан новый курс «Охотники за сновидениями», проходит обучение первая группа. О новом курсе...
Всего в 2005 году прошли обучение несколько сотен человек.
Подготовил 7 выпусков научных журналов, в качестве главного редактора.
Успешно завершил новый проект: создал новое направление в одной из крупных компаний.
Продолжаю занятия по ци-гун и практикам Мантек Чиа.
Завершил написание книги, в которой предлагаю упражнения курса «Гармония и Здоровье» и тренинга интуиции «Шестое чувство». Книга с названием «В поисках волшебства» выходит из печати в начале 2006 года.
В следующем году хотелось бы создать интерактивную версию тренинга интуиции «Шестое чувство», продолжить дистанционное преподавание и разработку новых курсов на основе духовных практик и психологических подходов.