Как понять себя и своих детей? Каждодневные подвиги, приносящие удовольствие.
Сережа появился у меня на приеме впервые, когда ему было восемь лет. Мальчика привела бабушка.
Ребенок был гиперактивен, движения были плохо скоординированы,
поэтому, когда он вошел в кабинет, все, что было на моем столе,
в считанные минуты было сметено на пол его размашистыми движениями рук.
При этом он повторял бесконечно две фразы: «когда пойдем?», «ещё
приходить?». Его мышление крутилось постоянно вокруг этих фраз. Причем
ответа он не слышал, точнее не воспринимал. И повторял свои вопросы
вновь и вновь.
Я тогда ещё была поражена терпеливо-спокойным отношением бабушки
к сложному поведению внука. Она спокойно поднимала вещи, упавшие
от неловких движений ребенка, спокойно и многократно отвечала на его
вопросы. И я подумала тогда, что хотя бы половины этого терпения
по отношению к нормально развивающимся подвижным и шустрым или
наоборот, медлительным детям, не хватает многим взрослым. Как выливая
нервозность на своих детей и внуков, спустя какое-то время они
удивляются, что ребенок стал нервным или агрессивным и ещё больше
ругают его, допуская вторую грубую ошибку в воспитании.