Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Аудит Жизни

  Все выпуски  

Аудит Жизни


Аудит Жизни   Принципиально новый подход к решению жизненных проблем

 

Авторские курсы
Виталия Мануковского:

Аудит Жизни
Счастливая женщина

Выход из кризиса

Отзывы


Нажмите на ссылку,
чтобы прочесть
подробные описания курсов
 

Важные статьи:

Где искать настоящие желания?
Гипотезы, которые не подтвердились
Хватит пить денатурат!
Кому не надо покупать мои курсы
Путь пары
Единственный секрет счастья
Настоящая проблема
Что скрывает настоящую проблему?
Деньги и любимое дело
Неизбежность результата
Исполнение желаний
Желание и получение
Ловушка по имени "цель"

Читайте другие статьи

Реальная польза

Пишите письма

 
 

Два письма о школе

 

Здравствуйте!

Интересная тема возникла во второй моей рассылке, где я отвечаю на письма читателей. Сегодня у нас будут два письма оттуда. Тема вечная и вечно будоражащая - школа. :)

Но сначала напомню - осталось восемь дней, чтобы подать заявку на новый курс "Без проблем". А это, кроме шуток, самый доступный способ получить мою помощь в решении ваших проблем с самого начала моей деятельности. Месяц интенсивной работы с вашей проблемой гарантированно поможет вам ее решить. Если, конечно, вы хотите ее решить. В этот месяц вы можете обращаться ко мне столько раз, сколько вам потребуется. Стоимость курса так мала, что приобрести его может любой. И любая. :) Прием заявок заканчивается 1 марта. Подробности - здесь. Присылайте заявки.

А теперь письма. Письмо первое, с которого все началось.

 

"Здравствуйте, Виталий.

Скажите, ваши дети ходят в школу? Как вы относитесь к такому образованию? Мне что-то страшно туда сына отдавать... Особенно, когда такое давление извне "ВСЕ дети ОБЯЗАНЫ ходить в школу", как режим какой-то..."

 

Школа и образование - это вещи малосвязанные. Да, в школе детям пытаются впихнуть какую-то информацию, которую по ошибке называют знаниями. Но суть школы - совсем другая. Школа - это место, куда сдают детей, чтобы их родители могли работать.

Школа нужна, чтобы дети не были предоставлены сами себе, не шлялись по улицам, а были в одном помещении, под присмотром, подчинялись дисциплине, и выполняли то, что им говорят. Школа - это смесь тюрьмы легкого режима и фабрики по изготовлению из живых людей заготовок для будущей работы винтиками в различных механизмах.

Больше всего меня смешат заявления, что школа и ее "образование" учат ребенка думать. Ребенок сам думать умеет так, что взрослым и не снилось. Младший мой сын, которому шесть лет, сейчас сам стал читать, знает и пишет буквы и цифры давно, САМ освоил сложение и вычитание. То есть, сам для себя его придумал, подумал и понял, как складываются и вычитаются цифры. Это очень непросто, поверьте.

Арифметика сложнее алгебры, потому что алгебру легко понять, можно просто объяснить, как взаимодействуют множества, но арифметика - это абстракция покруче. Причем вам просто ее в голову вдалбливали, заставляли запоминать, а он из своей головы это извлек. Вот это называется - думать.

Так же, он сам придумывает игры и реализует их, может запросто компьютерную игру перевести в реальность, понимает и рассуждает о многих непростых вещах, и так далее. И это без какого-либо впихивания в него информации или "обучения" извне. Все сам, только на тяге. Разумеется, все, что ему требовалось, мы рассказывали, но именно по его требованию, когда он ХОТЕЛ узнать или научиться, как делать.

В школе происходит обратный процесс, ребенка там отучают думать. Все вопросы, которые ему следует задать, заранее прописаны в учебниках. И ответы заранее известны. И это одни и те же вопросы и ответы ДЛЯ ВСЕХ. И никакого извлечения из головы, ПРИДУМЫВАНИЯ, только тупое впихивание информации внутрь.

Говорить о какой-то тяге при обучении в школе просто смешно. Тягу у ребенка тут же блокируют. Кого волнует, чего ты хочешь и что тебе интересно? Вот тебе математика, вот русский язык, вот история с географией - сиди, изучай. И так целых десять лет.

В результате нет никого, кто делает то, что его интересует и в той последовательности, которая нравится. Тех, кто проносит тягу к чему-то через школу - считанные единицы. Тех, кто сохраняет интерес к думанию и обучению - нет почти вообще. Все строго по плану, одно и то же получают и те, кому интересно, и те, кому не интересно, и те, кто уже все поняли на год вперед, и те, кто никогда не поймут.

Ну и так далее, говорить можно много, все эти проблемы давно понятны. Самым же главным уродством, разумеется, является насилие над человеком, которое лежит в основе современной школы. Которое кого-то ломает и заставляет подчиняться всю жизнь, кого-то делает бунтарем, революционером, или просто разрушителем. А кто-то остается на всю жизнь разочарованным, недоверчивым, неспособным к радости и счастью. Большинство, конечно, покорно делают всю жизнь, что им скажут "старшие" - родители, жена, начальник, или государство. Чего школа и добивается.

Про выход из этой ситуации я говорить не буду. Вам решать. Выход всегда есть, и если он вам нужен, вы его найдете. Свое же отношение к затронутому вопросу я выразил недвусмысленно. :)

А вот второе письмо, отклик на первое.

 

"Здравствуйте, Виталий!

Я Вам пишу - не то, чтобы о проблеме, а меня "зацепила" Ваша рассылка про школу. Я с Вами, в основном, согласна, но мне Ваша рассылка напомнила о том, что... у нас была хорошая школа! Правда, только в последних классах. Мне уже стала невыносима прежняя школа, и вот - я перешла в другую, по своей инициативе. Уговорила тогда маму этим заняться. И вот, получилось очень удачно. Верней, 8 класс был и там - не очень. А вот выпускные, 9 и 10 я до сих пор вспоминаю почти что как рай.

У нас в школе было несколько хороших учителей. Но самое главное, что там было хорошо - это дух свободы... Когда я училась в последних классах, 9 и 10, там ввели значительные преобразования во всю систему обучения. Во-первых, возможно стало изучать ряд предметов по своему выбору. Оставался обязательный набор предметов - математика, литература, история, и ещё несколько. А остальные предметы - можно было изучать по своему выбору, правда, набрав некоторый минимум часов. В эту необязательную категорию попали физика, химия, астрономия, иностранный язык, биология.

И, во-вторых, не стало обязательного посещения школы. Верней, "официально" я уже не очень помню, как это формулировалось. Но факт то, что можно было совершенно спокойно посещать или не посещать практически любое количество дней, потому что это и просто стало обычным и естественным, никто за "прогулы" не преследовал и не карал; и была зачётная система. То есть "учить уроки" не нужно было каждый день; а готовились к определённому дню и сдавали зачёт по изучаемому материалу.

И не было необходимости ходить каждый день в школу. Верней, кто совсем уж пропускал по месяцу - у тех могли быть некоторые неприятности с завучем, классный руководителем. Но, в целом - пойти только на те предметы, которые нравятся, или - пропустить несколько дней, это стало совершенно обычным и естественным в нашей школе.

Я именно по тяге изучала предметы. Мне всегда нравилась литература, а в последних классах - история (во многом, думаю, благодаря тому, что были очень хорошие учителя по этим предметам - они помогали именно поддерживать тягу, становилось ещё интересней, а не наоборот). Чаще всего, к классической литературе выносят, увы, устойчивое отвращение, именно - из школы. У меня - совсем наоборот. Я, даже готовясь к экзаменам, в подробностях и Лермонтова перечитала, Гоголя и др. Не для того, чтобы "сдать экзамен", а именно - хотелось их читать.

Плюс к тому, некоторое время меня тянуло просто "запоем" изучать физику и химию в школе (хотя из химии уже мало что помню). Ну и времени свободного оставалось много. Обязаловки-то не было никакой, в основном, было всё довольно легко и приятно. Даже те предметы, которые не нравились, не особенно тяготили, потому что их старались интересно преподавать, уже одно это как-то приятно. Именно в этот период я прочитала Ницше, почти всего... И вообще, книги, которые нравились. И музыку нашла, которая нравится лично мне.

Я стихи учила наизусть по своей доброй воле. Верней, я их даже не учила специально, они сами запоминались, от многократного прочтения, от того, что много раз возвращалась к одному и тому же автору. Стихи - Блока и Маяковского (раннего). Но это даже одноклассников тогда удивило, что я так много стихов Блока знаю, хотя в обязательную программу не входило их учить. Эти стихи - до сих пор помню, и иногда возвращаюсь к ним (мысленно -:) ).

Так что, последние два года школы вспоминаю с большой симпатией. Но наша школа, скорее, исключение:(. Чтобы кто-то в похожем ключе вспоминал школу, даже не припомню... Редко у кого хотя бы немного приятные воспоминания о школе. Мне, можно сказать, повезло. Увы. В нашей же школе, через несколько лет произошли изменения в худшую сторону; как потом узнала от девушки, с которой учились в одном классе, она закончила пединститут, и в нашей бывшей школе некоторое время работала. В общем, даже не захотелось вникать в подробности, изменения произошли в худшую сторону, и, главное, ничего не осталось от того духа свободы, и школа сама пришла в разорение."

 

Да, о таком я даже не слышал. И был бы очень рад, если бы так было в моей школе, хотя бы в последних классах. Хорошо понимаю восторг автора письма. Но, по сути, эти изменения - просто послабления в тюремном режиме. Была тюрьма строгого режима, а стала менее строгого. Обязательство учиться осталось. Остались обязательные предметы. Остались оценки. Только исполнение этих обязанностей переложили с учителей на учеников. :) Теперь они сами должны себя заставлять и контролировать.

И я понимаю, почему эксперимент прекратился. Потому что учеников "без тяги" было гораздо больше. И они не учились. Не хотели сами себя заставлять и контролировать. Потому учебный процесс сошел на нет. А позволить это был нельзя.

По такой схеме работает школа в США. Кто не хочет учиться - просто отбывает время, не учится, и ничего не знает. Но формально образование получит. Учатся только те, кого или родители контролируют, или они сами хотят учиться дальше и поступить в колледж. Основная же масса не учится ничему, и всех это устраивает. У нас не устроило, потому описанный в письме эксперимент прекратили.

Хорошо, что у автора письма была тяга к каким-то предметам. Но легко представить тех, у кого никакой тяги нет. Причем, не только у двоечников. Например, у меня ее точно не было в большинстве предметов. Ну какая тяга, если есть план и обязанность? Да, я и так много читал, но в школе я должен был читать то, что было по плану, а не то, что хотелось. Откуда тут может взяться тяга?

Многие вещи, например, Достоевский и Толстой, вообще противопоказаны юношам и девушкам в 15-16 лет. В последних классах мы изучали "Преступление и наказание" и "Войну и мир", к примеру. Одна из самых тяжелых и болезненных книг Достоевского, в чем-то, можно сказать, отвратительная. И огромная, колоссальная сага Толстого, которая детскому уму просто чужда. Ну зачем этим грузить бедных детей?

Я помню, что прочитал "Идиота" в 20 лет, и он мне очень понравился. Так я на пять лет повзрослел, пережил первые влюбленности и кое-что в жизни испытал. В 22 я прочел "Анну Каренину" и был просто в восторге. Но как можно оценить и проникнуться историями об очень взрослой и непростой жизни в 15 лет, я не понимаю. И потом, что можно в литературных произведениях "изучать"? Их читать надо и наслаждаться, и потом, максимум, при желании, обсуждать. Мы же писали всякую фигню про лишних людей и лучи света в темном царстве. Зачем?

Самые светлые впечатления у меня остались только от современных книг для юношества, которые мы читали и рецензировали вне школьной программе, на факультативе. И это последние классы, когда дети уже хоть как-то слегка повзрослели, а если заглянуть в более раннюю программу, то волосы дыбом становятся. До восьмого класса, если вы вспомните, мы изучали поэзию и жизнь Пушкина и Лермонтова, например. Пушкин, конечно, гений, и писал легко, но при этом его "Евгений Онегин" - серьезнейшая и заведомо взрослая вещь. Читать ее в 12-13??? Да даже и в 15 рано.

А жизнь Пушкина? Его на дуэли убил предполагаемый любовник его жены. Он же  предполагаемый любовник Геккерена. Как это все рассказывать детям? И надо ли им знать все эти мерзкие подробности? И если не надо, то может, надо все это выкинуть нафиг, а не пытаться цензурировать? А Лермонтов с его фирменной мрачнятиной по всем фронтам? Повеситься же можно от его "Героя нашего времени", если близко к сердцу принять. Редкой тяжести произведение.

Но это опять частности. Главная мерзость школы (если отбросить, что школа является тюрьмой для ребенка) в том, что в школе надо читать и учить то, что надо, и там тебя оценивают. И первое, и второе формируют из свободного человека, которым является любой ребенок, невротика, полностью зависящего от "вышестоящих". Который привык (и привык очень серьезно, десять лет закрепления привычки - не шутка), чтобы ему говорили, что делать, и знает, что "плохая оценка" - это стыд, позор и трагедия. То есть, недовольство вышестоящих для него главнее того, что чувствует он сам. Главнее во много раз, причем. Это просто ужасно. Это мерзейшее издевательство над человеком, и колоссальна вина тех, кто в нем участвовал.

Я ненавижу, когда меня оценивают. И моя жена тоже. Любой человек, имеющий достоинство, этого не переносит. Оценка унижает. Оцениваются всегда какие-то глупости, которые ничего не говорят о главном. На экзаменах в школе в основном оценивается способность к запоминанию, а не твоя сообразительность, смекалка, умение думать и решать новые задачи.

Или оценивается скорость запоминания или способность повторить. Что тоже глупость полная. Моя жена занималась в детстве хореографией, и танцевала очень хорошо. Но далеко не всегда могла повторить СРАЗУ какие-то новые элементы. За что регулярно получала унижения от их руководительницы. После чего она приходила домой и без ученического стресса вспоминала и повторяла этот элемент. И на следующий день показывала его лучше всех. И теперь уже ставилась в пример другим, и выбиралась на самые ответственные показы программы. Но не унижать ее в самом начале эта дура-хореограф не могла. Какое же обучение без унижения?

Человеку тонкой (а на самом деле - нормальной) душевной организации, который все чувствует, и не стал роботом, тупо и бестрепетно все повторяющим - в системе оценок очень плохо. И ему остается либо трепать себе нервы и терпеть унижения каждый раз, или выйти раз и навсегда из системы оценок.

То, что было в школе, я изрядно забыл, но опыт оценивания у меня был совсем недавно. В 40 лет я пошел учиться вождению, чтобы получить права. И заново перенес то, что было со мной давным-давно. Понятное дело, что мой недалекий инструктор, попытавшись вести себя со мной, как привык, получил в обратную так, что все оставшееся время был безукоризненно вежлив. Но все равно, когда ты учишься и совершаешь ошибки, находиться под надзором того, кто считает себя выше тебя - вещь малоприятная.

Притом, что выше он только в одном, да и то на время. Сегодня я езжу лучше почти всех, кто меня тогда оценивал, хотя мой стаж не сравнить с их стажем. В остальном же они не могут похвастаться ни умом, ни достоинством, ни богатством души. :) Очень часто, если не всегда, оценки делаются людьми не самых лучших душевных качеств. Просто потому, что человек с душой не пойдет в оценщики. Никакому нормальному человеку не нужно возвышаться над другими, унижая их.

Этот феномен "маленькой власти" широко известен. Какой-нибудь вахтер, форменное ничтожество, обладающее только одной властью - не пустить тебя куда-то, будет этой властью пользоваться и глумиться над людьми. Потому что ничтожество. Которому кажется, что унижая других, он сам возвышается. На мгновение он чувствует себя не рабом, а властелином. Но только раб хочет стать властелином. Нормальному человеку власти не нужно.

Когда интернет стал повседневностью, эти вахтеры (причем совсем молодые) стали модераторами форумов и сообществ. Как увидите в описании сообщества - модератор всегда прав - знайте, это сообщество управляется вахтерами. Они крайне не уверены в себе, они боятся, что ты объяснишь им их неправоту. Потому они сразу, по умолчанию, всегда правы. :) Не знаю, как можно так позориться и выдавать с потрохами свое ничтожество?

А ведь учителя, за редким исключением, считают себя выше своих учеников. И что из этого может получиться хорошего? Ничего хорошего и не получается. И это не какой-то сбой, а закономерность. И никакими "реформами школы" это не исправить. Да и не будет никто исправлять. Обществу нужны послушные невротики, очень надо закрывать вакансии шестеренок и винтиков.

Вот такое дополнение к рассказу о сути школы спровоцировало полученное письмо. Добавлю еще вот что. Если бы я не ходил в школу, а только читал и изучал то, что мне нравилось, я бы стал собой гораздо раньше. Мне не пришлось бы преодолевать то, что насаждала школа. А знал бы я никак не меньше, чем сейчас. Ничего из того, чем меня пичкали в школе, и что мне не было нужно или интересно, я не помню. А мог бы просто НЕ ЗНАТЬ, не тратя время и силы на бессмысленное и бесполезное запоминание. Ну а возможность не быть оцениваемым вообще не имеет цены. Как и отданное этому время жизни. Жаль, что я не мог тогда освободить себя от этих гадостей.

На этом все. Через восемь дней исчезнет шанс получить предельно доступную помощь в решении ваших проблем. Последний день приема заявок на курс "Без проблем" - 1 марта. Присылайте заявки.

 

Счастливо!
Виталий Мануковский,
lifeaudit@mail.ru

 

22.02.2013

 

Авторские курсы Виталия Мануковского - что это такое, как их заказать и оплатить:
Аудит Жизни, Счастливая женщина, Выход из кризиса, Отзывы прошедших курсы


В избранное