Каждый
из нас хотя бы раз в жизни задумывался о сущности окружающих его вещей. Я имеют
в виду не то, из чего состоят объекты, зачем они нужны, как созданы и какова их
роль в мире.
Я
говорю о куда более загадочных вещах – об одушевленности материи.
Бесспорно,
что часть материи одушевлена – это, по крайней мере, мы с вами – люди-человеки
с высоокоогранизованной психикой и сложной нервной системой (самой сложной из
известных на сегодня, не считая нервных систем посланцев других миров, если
таковые имеются).
Тут,
я думаю, все понятно и просто. Ведь нам еще в школе активно рассказывали, что у
человека, мол, психическая жизнь самая многогранная и высокоорганизованная –
может оно и так, но сейчас речь не об этом.
Все
это как-то уложилось в голове, люди свыклись с такой мыслью, а тут еще и
приплели понятие «душа», которое обозначает неизвестно что.
В
самом деле, вы лично можете дать определение столь странному понятию?
Обоснованное, недвусмысленное и так, чтобы и ребенку было понятно? Наверное,
нет.
Вот
и я тоже, будучи психологом по образованию, отучившись Nлет,
изучая, так сказать, душу (“psyche” – душа),
так и не могу сказать, что же это такое.
И
изучать ее пробуют, и замерять – а получается ерунда какая-то: то она есть, то
ее нет, а когда и вовсе замеряется и изучается все что угодно, но только не
душа (а скажем, психические процессы и нервные импульсы их обеспечивающие).
А
раз мы (люди) толком не знаем, что такое то, что названо «душой», то как мы может
отказывать другим объектам в одушевленности?
Положим,
некоторые из вас согласятся, что душа или ее упрощенное подобие могут быть (или
есть) у животных, а то и вовсе у растений.
Кто-то
из вас, наоборот, ни в коем случае с этим не согласится – и все будут в итоге
правы… Потому что никто не знает, что такое душа, и каждый может вкладывать в
нее свое понимание.
В
психологии, кстати, существует 4 принципиальных подхода к «присвоению» души:
1.
Панпсихизм – идея всеобщей одушевленности (в том числе «неживых» объектов);
2.
Биопсихизм – признает одушевленным все живое;
3.
Нейропсихизм – лишь те живые существа, что обладают нервной системой;
4.
Антропопсихизм – психика (и душа) есть только у людей.
Причем
первые два подхода в рамках классической психологии даже не принимаются во
внимание ввиду своей «мифологичности».
Ученые
их как бы отбрасывают по умолчанию. И действительно, каким же образом душой
может обладать то, что совершенно не похоже на человека??!! Ерудна какая, даже
рассматривать не будем…
А
между тем, все не так однозначно. Люди, по моему глубокому убеждению – далеко
не единственные носители души и это понимание скорее присуще детям, в то время
как взрослые с головой окунаются в неприкрытый материализм, практически не претерпевший
изменений со времен Карла Маркса.
Так,
обратимся к интересным аспектам исследований детей, проведенных в своем время
величайшим франзузским психологом Жаном Пиаже.
Будучи
сторонником концепции детского развития на основе развития мышления, он изучал
проявления и особенности детского мышления от рождения до ранней юности и
пришел ко многим поразительным заключениям, способным удивить неосведомленных
людей даже в наше время (исследования проводились преимущественно в середине
прошлого века). В частности, Пиаже предположил и доказал то, что мышление детей
не имеет «количественных» отличий от мышления взрослого, что мышление детей
нельзя назвать недоразвитым по отношению к взрослым.
Пиаже
установил, что существует качественное своеобразие мышления у детей. К чему я
все это веду?
Веду
я к тому, что помимо прочих особенностей, Жан Пиаже выделил две интересные
особенности детского мышления:
Анимизм. Он
представляет собой тенденцию маленьких детей считать все объекты одушевленными,
наделенными жизнью и сознанием, а особенно те, которые самостоятельно
движутся (начиная от луны и речки, и заканчивая автомобилем).
Артификализм. Это
понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека, все
существующее рассматривается как созданное человеком или для человека. Так
ребенок считает, что Солнце есть для того «чтобы нам светло было», а река
– «чтобы лодки плыли».
Ну
и что с того? – скажете вы. Подрастут дети и будут думать правильно. Да,
взрослые их научат тому, что у камней, книг, машин и мобильных телефонов души
нет. Да, детям расскажут, что Солнце существует вовсе не для того, чтобы «нам
светло было», а существует объективно и независимо от нашей воли и вообще –
зарождение жизни на земле случайно. И так далее и тому подобное…
Итог
– вырастает еще один материалист, а ведь он, вероятно, в начале своей жизни
постиг глубочайшие тайны: он увидел одушевленность во всем, что его окружает;
маленький человечек усмотрел то, что мир существует для нас, для людей. Он
почувствовал, что МЫ – люди главные в этом мире и все в нем сделано для нас и
по нашей воле, причем не только на Земле, но и далеко за ее пределами (Луна,
Солнце).
Так
почему же мы навязываем маленькому первооткрывателю с еще чистым разумом, не
испорченным обществом, его догмами и заржавевшими взглядами совершенно
непроверенные взгляды, чуждые ребенку?
Вы
на самом деле ЗНАЕТЕ, что у монитора, на который вы сейчас смотрите, нет души?
Вы уверены, что стул, на котором вы сидите – не более чем кусок дерева
(пластика, металла) особой формы?
Если
Ваш ответ – Да, я предполагаю, что вы можете как-то его обосновать.
Не
можете? Вот и нечего нести околесицу и забивать непроверенными предположениями
голову другим людям, а самое главное – детям.
Разрешите
им думать так, как они считаю верным, ведь дети – самые неиспорченные существа.
Маленькие дети могут открыть такое, что для ригидного (негибкого) ума взрослого
будет просто непостижимо, либо покажется полной ерундой.
Однако
задумайтесь: возможно, ерундой является то, как думаете вы, а не то, как думает
ребенок!
Великий
царь призвал к себе своих мудрецов. Он приказал им:
—
Придумайте для меня изречение, которое умиротворит меня. Когда я буду грустить,
оно принесёт мне радость, а в минуты счастья напомнит о печали. Оно должно быть
не слишком длинным, поскольку я хочу всегда иметь его при себе.
Мудрецы
посовещались о царском указе и предались глубоким размышлениям. Наконец, они
вернулись к царю и поднесли ему маленькую шкатулку. В ней находилось кольцо, на
котором были начертаны такие слова: «И это тоже пройдёт».
На
сегодня это все, благодарю за то, что Вы со мной!
Как
всегда, мой ящик psychologovnet@yandex.ru к Вашим услугам;
всю гневную, благодарственную, вопрошающую и иную корреспонденцию смело
направляйте на него!
До
следующей встречи!
Ваш Дмитрий Науменко.
P.S.:
Если Вам нравится эта рассылка, я
буду Вам очень признателен, если Вы порекомендуете ее своим друзьям и коллегам.
Просто дайте им ссылкуна мой сайт – http://psychologov.net
Copyright (C) 2007-2008 Psychologov.net. Все права защищены. http://www.Psychologov.net
Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке (в полном объёме или частично) без предварительного уведомления.
Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано, пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.
Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru, ICQ: 490-283-360