Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели сентября.
Ну вот, в Россию я слетала, мастер-класс и супервизии провела, родных обняла, с друзьями и коллегами повидалась. Выступила даже с публичной лекцией в актовом зале ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА, ЮРГИ. За её организацию отдельное большое спасибо Ачиной Алисе Владимировне.
Общение со студентами и молодыми психологами-практиками, как всегда, внесло коррективы в мои учительские планы. Разбор Роршах-шкал по статье Маслинга решила я временно отложить, чтобы поговорить о психологии, приближенной к жизненной практике и поделиться с вами находками, которые прошли, на мой взгляд, проверку временем, и которые рекомендую вам взять на заметку.

Начнём с замечательной книги В.И. Гарбузова «Нервные дети».
Цитируем по:
Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача для матерей. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
С. 14-16
«Все основные, эволюционно отобранные и генетически закреплённые физические и психические качества человека полярны. Это всегда один из двух крайних вариантов или усреднённый% гиперстеническая конституция – широкоплечие люди, астеническая – узкоплечие и нормостеническая – среднее между ними, высокие, малорослые и среднего росла, быстрые, медлительные и средние по темпу, скоротси, интровертные (замкнутые), экстравертные (общительные) и амбивертные (среднее), доминирование левого или правого полушария и равнозначная функция обоих полушарий головного мозга, агрессивные исследователи, миролюбивые обживатели завоёванных первооткрывателями земели и среднее между ними, и т.д.
Для выживания общности людей были в равной степени необходимы сильные, естественно проигрывающие в ловкости, ловкие, естественно проигрывающие в силе, и средний между ними вариант. Сообщество людей с одинаковыми данными имело бы меньше шансов на выживание. Вот и рождались и продолжают рождаться на свет настойчивые и покладистые, торопыги и неспешные, говоруны и молчуны, широкоплечие, коренастые и тонкие, ловкие, а также усреднённые варианты.
Так в процессе эволюции сложились три индивидуальных стиля приспособления и три соответствующих им конгломерата качеств, три темперамента: холерический, сангвинический и флегматический.
У читателя может возникнуть вопрос: «А меланхолический темперамент?» Но сообществу людей для приспособления и преодоления экстремальных ситуаций не нужны были качества, характеризующие меланхоличность: слабость, тормозимость без приспособительного смысла, апатичность, замкнутость на себе, пессимистичность. И, с нашей точки зрения, меланхолического темперамента нет. Есть лишь меланхолический характер.
Человек ХОЛЕРИЧЕСКОГО темперамента по природе своей неутомим. Природа, отведя ему роль первооткрывателя, борца, мужественно встречающего опасность и стойко переносящего лишения, наделила его могучим энергетическим потенциалом. Если человека холерического темперамента не «перевоспитывали» и у него характер соответствует темпераменту, то он упорен, настойчив и неуклонно целеустремлён. Натиск его неудержим. Если он чего-то добивается, его не отвлечь, так как воля его непоколебима. Он идёт прямо, тараня преграды, не сворачивая с пути и не отступая. Холерик добирается до своей вершины любой ценой. Узел он не развязывает, а разрубает, как Александр Македонский. Всё у него мощно. Если он сердится, то с гневом, его трудно утихомирить. Это человек одной страсти, одной идеи, одной любви. Холерик верит в свою силу и потому не ведает страха. Породив его борцом, воином, природа мудро притушила в нём инстинкт самосохранения. Холерик побеждает силой, натиском и безудержной смелостью. Таким он извечно был нужен своему роду, племени, таким он и сегодня нужен людям. Если попытаться охарактеризовать холерика одним образным понятием, то он – «человек-такн». Да, с ним нелегко, но без такого не победить в экстремальной ситуации. Уже в раннем возрасте холерик начинает проявлять свой темперамент, и родители, воспитывая ребёнка, учитывают это, мудро направляют развитие врождённых особенностей, чтобы при холерическом темпераменте он всё-таки не был «танком», был бы и в меру гибким, компромиссным, достаточно сдержанным, безусловно гуманным человеком.

Человек ФЛЕГМАТИЧЕСКОГО темперамента медлителен в движениях, он тугодум, молчун. В нём есть сила, но она рассчитана на неспешность. Он ещё более неутомим, чем холерик, если его не торопить. У него формируется упорный характер, если его воспитывают правильно, но это упорство терпеливого. Узел он развязывает долго, но развяжет обязательно. И у него сильная воля, но его воля – воля трудолюбивого, та, с которой при неудачах без лишних слов, эмоций вновь и вновь действуют. Флегматик обязательно дойдёт до своей вершины, но не надрываясь, опять же неспешно, рассчитывая силы. Преграды трудяга-флегматик точит, как капля камень. От борьбы, если возможно, он уходит, уступая право на неё холерикм и сангвиникам. Но, поставленный перед необходимостью борьбы, он не отступает и способен измотать не только сангвиника, но и холерика. Тут, как говорится, «коса находит на камень».
Флегматик однозначно миролюбив. Чтобы вывести его из терпения, нужно приложить большие усилия. Если он взрывается, то гнев дотоле тихого, невозмутимого флегматика страшен. Однако такое – редкость. Чаще, если его допекают, он молча и навсегда уходит. Свои решения он никогда не меняет. Радость и горе флегматик переживает долго, затаённо, без лишних слов или вовсе молча. И он тоже однолюб. Естественно, флегматик замкнут. Он, как и холерик, уверен, что сделает, преодолеет, устоит. Природа предназначила его для осёдлой, будничной жизни. Это «пахарь». Он тысячелетиями обеспечивал жизнестойкость своего рода, племени. После пожара, стихийного бедствия он терпеливо восстанавливал разрушенное. Флегматик выживал, служа опорой для других. Он оказывался уязвимее при угрозе, но его спасал обострённый инстинкт самосохранения. Осторожный, рассудочный, он никогда не рисковал. Это флегматик склонен семь раз отмерить, прежде чем отрезать. С ним надёжно, хотя тоже нелегко, ибо его молчаливость может восприниматься как бесчувственность. Ребёнок-флематик – тихоня. Родителей, если они не флегматики, безмерно раздражает его медлительность, однако он из тех, кто тихо едет, но дальшебудет.»

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
Д-р Ольга Бермант-Полякова
Психолог, психотерапевт


Наверх

В избранное