Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели октября.
Продолжаю делиться с вами находками, которые прошли, на мой взгляд, проверку временем, и которые рекомендую практическим психологам взять на заметку.

Цитируем по:
Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача для матерей. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
С. 19-24
«Темперамент как природное в человеке подавляется прежде всего неправильным воспитанием. В своей практике автор постоянно встречает четыре типа неправильного воспитания. Первый из них – НЕПРИЯТИЕ.
В личных отношениях человека к человеку огромное значение имеют неосознаваемые мотивы. Если говорить об отношении родителей к ребёнку, это любовь или её отсутствие. Отсутствие любви к ребёнку это и есть неприятие. Не любить своё дитя противоестественно. В этом нельзя признаться и самому себе. Такое безоговорочно осуждается всеми. Поэтому человек подавляет в себе осознание этого факта. Соответственно не осознаются и причины неприятия.
Неприятие может быть первичным, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным (не планировали его появление, хотели сначала «пожить для себя», беременность стала причиной вынужденного брака, в период беременности женщина развелась с мужем и ребёнок от него выглядит как нелепость и т.д.). ...
После родов, в первые месяцы жизни ребёнка, если он чем-то сильно разочаровал родителей, может возникнуть также неосознаваемое вторичное неприятие. Причиной его оказывается, например, появление девочки вместо ожидавшегося мальчика, или появление ребёнка, разительно непохожего на родителей, когда «неизвестно, в кого он» или, того хуже, «неизвестно, чей он» (с позиции ревнивого мужа, и тогда неприятие – у него). Причиной вторичного неприятия может стать и выявление некоего физического дефекта, смущающая «некрасивость» ребёнка, всё, что вызывает досаду относительно его данных. Вторичное неприятие иногда возникает намного позже (родители ребёнка развелись после его рождения, враждуют, а малыш похож на отца, обликом и поведением постоянно напоминает о нём, выявились умственное отставание, генетический дефект, ребёнок с невропатией измучил мать бессонными ночами, требовательным криком, а мать к тому же эгоистична, инфантильна, не созрела для материнства и не готова нести его трудности, мать одинока, а ребёнок стал препятствием для устройства личной жизни и т.д.).
При первичном и вторичном неприятии у матери наблюдаются настолько тугие соски, что ребёнку не удаётся высосать ни капли молока из «каменной» груди, а также «беспричинное» исчезновение молока у кормящей матери. При неприятии у матери глаза равнодушные, руки неласковые, жёсткие, в её голосе звучит раздражение, она не улыбается ребёнку и уход её за малышом – казённый.
Неприятие, исходящее от родителей, и особенно матери, порождает в ребёнке страх. При неприятии родителям часто не до ребёнка, на него почему-то постоянно не хватает времени, до него никак не доходят руки. Его передоверяют бабушке, под разными предложгами, всегда «объективными», отправляют к ней в другой город. И искренне верят, что это делается «для его же пользы», что ему там лучше. Его каждый год одного отправляют в санаторий, «чтобы он окреп». Но ребёнок воспринимает всё это однозначно: мама и папа хотят хоть на время от него избавиться, мама и папа им недовольны. Неприятие – самый драматичный тип неправильного воспитания. Дети рано или поздно осознают, что родители их не любят. Сделав столько потрясающее открытие, ребёнок, как и его родители, противится осознанию этого факта, тем более что прямо о нелюбви ему не говорят. Однако реальность рано или поздно открывает ребёнку глаза на истинное положение вещей....
В чём же выражаются неблагоприятные последствия неприятия? В одном случае при неприятии ребёнка сурово контролируют, жестко наказывают и он живёт в условиях строгого режима, в другом к нему относятся истерично, протестно и он растёт в атмосфере нескончаемых претензий, в третьем, наиболее частом, на него не обращают внимания, устраняются от его воспитания.
В первом случае темперамент подавляется полностью. Природные черты в ребёнке раздражают родителей, и они лепят его характер таким, каким, в их понимании, он ДОЛЖЕН быть. Во втором случае в ребёнка подавляются одни черты темперамента, чаще всего альтруистические, и соответственно заостряются другие – эгоцентрические, агрессивные. Подобное происходит в результате протестно-истерической реакции ребёнка на неприятие его родителями. Заострение одних черт темперамента при подавлении других, закрепляемое воспитателями в характере, размывает приспособительную суть темперамента. Так упорство холерика перерождается в пагубное упрямство, живость сангвиника в не менее пагубную неустойчивость, целенаправленная неспешность флегматика – в пассивность. В третьем случае темперамент как будто не подавляется. На ребёнка не обращают внимания и он, казалось бы, живёт и развивается в соответствии с натурой. Однако это не так. Отсутствие воспитания – тоже воспитание. Безнадзорность также воспитывает. Ребёнок становится равнодушным к другим, на ощущая внимания к себе. Иногда он реагирует на невнимание родителей истеричным, протестным поведением. ...
Неприятие ребёнка приводит в конце концов к неприятию родителей. Возникает взаимное отчуждение, что, в свою очередь, усугубляет взаимное неприятие. В характере одних детей формируются черты негативизма, особенно в отношении взрослых, и он поступает вопреки их советам и требованиям. Чертами характера становятся необязательность, безответственность, эгоизм, отсутствие серьёзных привязанностей, когда тот и приятель, кто с ним сегодня. Характер других формируется по истероидному типу со склонностью к бурным сценам протеста с «двигательной бурей», при которой наблюдается потеря самоконтроля, элементарной сдержанности, демонстративное поведение, возможны демонстративное нанесение порезов и столь же демонстративные попытки самоубийства. Характер отличают вызывающее поведение, эгоистичность, лживость, манерность, склонность всегда и во всём обвинять других, начиная от родителей и кончая всеми окружающими. Здесь особенно отчётливо видно, к чему приводит подавление в темпераменте его альтруистической сущности. Третий непринятый ребёнок протестно замыкается в себе, и тут возможны два пути: формирование пассивного, апатичного характера или эгоцентрической тенденции доминировать над другими, часто за счёт фанатичных усилий, когда пренебрегают здоровьем, надрываются, стараяьс непременно занять первое место в учёбе или спорте.Четвёртый не протестует, но в конце концов оказывается сломленным, и тогда у него формируется то, что определяют как «бесхарактерность». Пятый тоже не протестует, приспосабливается, и подростком проявляет себя как тревожно-мнительный тип. У шестого возникает невроз.
Неприятие всегда приводит к неуверенности в себе.
Осознать факт неприятия собственного ребёнка возможно. Надежда подвести родителей к такому осознанию и заставляет нас рассматривать данный тип неправильного воспитания столь подробно. Осознав факт неприятия, необходимо исключить его неблагоприятные последствия. Когда речь идёт о собственном ребёнке, не следует всё ему прощать, ни в чём ему не отказывать, пытаясь только примитивно искупить вину перед ним. Если родители осознают, что ребёнок не принят их сердцем, они могут и должны начать относиться к нему справедливо, терпеливо, тактично, контролируя своё поведение разумом. Уважением, внимание, понимание без виноватости – смягчают отсутствие любви, компенсируют ситуацию, когда «сердцу не прикажешь». К счастью, такое, чтобы в семье ребёнка не любил никто, бывает редко. Не любят родители, но горячо любит бабушка. Недовольны родители, зато лаской согревает сердце малыша тётя. Чем сильнее неприятие, тем невыносимее для родителей признать это. Но всё же многие приходят к осознанию печального факта. А осознав – получаю шанс исправить положение вещей.»

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
Д-р Ольга Бермант-Полякова
Психолог, психотерапевт


Наверх

В избранное