Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели мая 2008 года.

Как и обещала на семинаре, в ближайших выпусках рассылки я познакомлю вас с основными правилами, по которым растили в царской семье мальчиков-цесаревичей, и с предметами, которые были включены в их образовательную программу. Хочу обратить ваше внимание на то, что взрослое окружение ребёнка составляли родители, кормилица, воспитатели и свет, в друзья были допущены только дети заслуживших доверие семьи особ. Круг чтения контролировался старшими. Приоритетами в воспитании были физическое и нравственное здоровье, учтивость и светское обращение, и лишь потом – учение.

Цитируем по книге:
Российские самодержцы (1801-1917) . Отв. Редактор А.П. Корелин. – 2-е изд. – М: Междунар. отношения, 1994. 400 с.
Полный текст http://rozamira.org/lib/names/a/alexander_I/alexander_I-sakharov.htm

С. 28
Екатерина боготворила внука, по её настоянию он был назван в честь Александра невского, который был его святым, она усердно занималась его воспитанием, сама составила для него «Азбуку», в которой были даны не только конкретные указания воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания. Воспитание Александра было основано на принципах естественности, разумности, свободы человеческой личности, нормального, здорового быта. Вот как характеризовал эту необычную «Азбуку» биограф Александра I М.И. Богданович.

В Наставлении «о сохранении здоровья» царственных питомцев императрица предписывала, чтобы их платье было как можно проще и легче, чтобы пища была простая и, «буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба». Далее сказано6 «чтоб не кушали, когда сыты и не пили, не имея жажды, и чтоб, когда сыты, их не потчевали пищей или питьём, чтобы не пили холодного вспотевши или когда разгорячены, а вспотевши, не пили иначе, как скушав наперёд кусок хлеба».

Императрица желала, чтоб юные князья и летом, и зимой оставались как можно чаще на свежем воздухе, на солнце и на ветру, а зимой по возможности реже возле огня и чтоб зимой в их комнатах было не более 13 или 14 градусов по Реомюрову термометру. (Примечание: По шкале Цельсия это 17 градусов) Далее в Наставлении сказано: «На загар лица и рук не смотреть… вспотевши, не ложиться на мокрой траве». Весьма полезным считала императрица, чтобы дети учились плавать. Приказано им было спать «не мягко», а на тюфяках, под лёгкими одеялами, летом - ситцевыми, подшитыми простынёю,

С.29

А зимой – стёгаными, ложиться и вставать рано. Предписано весёлым играм детей не мешать и «малых неисправностей при игре не унимать». Государыня полагала. Что «дав детям в игре совершенную свободу, можно узнать нрав и склонности их». Далее сказано: «Не оставлять их никогда праздными».

По мнению императрицы, следовало избегать употребления лекарств и обращаться к помощи врача только в случае действительной болезни. «Когда дети больны, приучать их к преодолению страданий терпением, сном и воздержанием. Каждый человек подвержен голоду, жажде, усталости, боли от недугов и ран и потому должен переносить их терпеливо. Помощь в таких случаях необходима, но надлежит подавать её ладнокровно, без торопливости».

В особой главе «касательно умонаклонения к добру» императрица предлагает действовать на мораль детей, давая им чувствовать при всяком удобном случае, что прилежание и хорошее поведение награждаются любовью, добрым именем и славой, а нерадение и дурные поступки влекут за собой стыд и презрение. «Стараться при всех случаях вселять в детях человеколюбие и даже сострадание ко всякой твари…» Обман и неправда и в игре не должны быть терпимы, как бесчестное и постыдное дело. «Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего. Чтобы они почувствовали, какова несправедливость».

Екатерина пишет «об истинном познании Бога», присовокупляя, что «когда речь идёт о Законе ( о христианской вере), тогда неинако отзываться при детях. Как с достодолжным почтением».

По словам императрицы, «телесная сила обнаруживается в преодолении труда, а душевная твёрдость – в подчинении своих желаний здравому рассудку, и потому

С. 30

С самого детства необходима привычка следовать указаниям рассудка и справедливости». Должно приучать воспитанников к беспрекословному повиновению. «Да будет то, - пишет императрица, - что бабушка приказала, непрекословно исполнено, что запретила, того отнюдь не делать, и чтобы казалось детям столько же трудно то нарушить, сколько переменить погоду по их хотению… Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать советов здравого рассудка и справедливости. Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать…»

«Кто не слушается, - продолжает Екатерина, - тот болен, и должно поступать с ним как с больным, лишив развлечений и забав, свойственных здравому, пока болезнь его кончится с возвращением здравого рассудка, т.е. с послушанием и покорностью».

Императрица требовала, чтобы царственные дети не только не мучили и не убивали животных, например, птиц, бабочек, мух и т.п.. но чтобы имели попечение о принадлежащих им собаках, птицах, белке и даже о цветах в горшках, поливая их. Всё оставляемое ими без призрения приказывала отбирать от них.

Ложь и обман запрещались как детям, так и приставникам, даже и рад шутки. Приказано было: «Если кто из воспитанников солжёт, то в первый раз выказать удивление тому. Как поступку странному, неожиданному и неприличному, если же опять солжёт, то сделать виновному выговор и обходиться с ним холодно и с презрением, а буде, паче чаяния, не уймётся, то наказать, как за упрямство и непослушание».

Императрица предписывала: «Отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры и чтобы никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился». «Главное достоинство наставления детей, - продолжает Екатерина, - состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в нашем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми, в добронравии, чистосердечии, в удалении гневной горячности, боязливости и пустого подозрения…»

(Примечание. Вспоминаются теория объектных отношений, которую сейчас активно преподают, и принцип американской психологии взаимоотношений Я – ОК, Ты – ОК, который объясняют на психологических тренингах).

По словам императрицы, «истинная смелость состоит в том, чтобы пребывать в том, что долг человеку предписывает».
(Примечание. Слов про зрелость структур Супер-Эго тогда ещё не знали, но личностную зрелость представляли себе совершенно так же, как и современная психология).

С. 31

По её мнению, надлежало отдалять от детей всё то, что могло бы испугать их, но если они чего боятся, то приучать к таким предметам исподволь, сперва издали, а потом, подходя ближе, стараясь рассеять их опасения доказательствами, доступными детскому понятию, но «основанными на истине», либо обратить их страх в шутку. С такой же целью было приказано приставникам не выказывать опасений при громе, буре и в других случаях и приучить детей не бояться пауков, мышей, собачьего воя, качки кареты или лодки, а также чтобы они видели, как лягают и топают ногами лошади, а подходили к ним. Приказано также приучать детей ходить по таким местам, где они могут споткнуться без опасных последствий, если кто из них упадёт, не спешить без нужды на помощь и дать время встать самому, в случаях же, когда нужна помощь, подать её, не торопясь.

Насчёт учтивости императрица полагала, что «она основана на том, чтобы не иметь худого мнения ни о себе самом, ни о ближнем… Человеколюбие, уважение ближнего, внимание к каждому да послужат основаниями учтивости».

«Противны учтивости: во-первых, природная грубость и невнимание к тому, что другим нравится или не нравится, во-вторых, пренебрежение к людям, выказываемое взглядами, словами, поступками и движениями, в третьих, насмешки, умышленные споры и противоречие, в четвёртых, привязчивость и пересуды. Но и лишняя учтивость несносна в обществе… Приучать детей. Чтобы не перебивали никому речи, не спешили сказывать своё мнение, не говорили слишком громко или утвердительно, а просто, не возвышая голоса».

Насчёт поведения императрица полагала, что оно во многом зависит от общества, в котором будут дети, и потому следует быть весьма осторожными в выборе окружающих их людей. По мере приближения воспитанников к юношескому возрасту показать им мало-помалу свет, каков он есть, и стараться внушить им «осторожность от пороков и порочных людей». А чтобы «не быть обманутым в свете», говорит Екатерина, нужно знать свет.

«Необходимо уменье различать свойства людей и в каких случаях прилично не обращать на то внимания… В ком нет ни добродетели, ни учтивости, ни доброго поведения, ни знания людей и вещей, тот никогда не будет достоин почтения».

С.32

По мнению императрицы, главное дело приставников состояло в том, чтобы дать питомцам здравое понятие о вещах и внушить им правила добродетели, послушание императрице, почтение к родителям своим, любовь к истине, благоволение к человечеству, снисхождение к ближнему, показывать им всё, как оно есть и как быть должно. Учение же должно было служить единственно к отвращению праздности, к развитию природных способностей и для привычки к труду. Приказано было «учить детей в те часы, когда они сами изъявят к тому охоту, не более получаса сряду (Примечание. Великим князьям в то время было: Александру – семь. А Константину – пять лет) и оканчивать прежде, нежели станут скучать. За учение не бранить, но если учится хорошо – похвалить… страхом научить нельзя, ибо в душу, объятую страхом, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать».

Окончание в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное