Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Выпуск третьей недели июня 2008.
Тема летнего семестра в учебном плане рассылки «Интерпретация проективных тестов» по-иностранному называется «Супервизия». По-русски это, наверное, будет звучать как «В помощь наставнику молодёжи». Как всегда, каждая из тем – а всего их будет двенадцать – продублирована на форуме «Дети рисуют семью» в соответствующей категории.
Что делает супервизор? Он учит (1), поддерживает (2), консультирует (3) и даёт оценку (4). Поскольку в чужом глазу соринка всегда заметнее, чем бревно в собственном, разбираться в сильных и слабых местах мы начнём не с себя, а с окружающих и поведём речь о психологах, которые проводят тесты и о социальных работниках. В ближайших выпусках рассылки мы познакомимся с одним из лучших экспертов – Роем Шефером.

Блестящий знаток теста Роршаха, психоаналитик, главный клинический психолог Йельского медицинского университета Рой Шефер однажды иронично описал преимущества и недостатки каждого типа психолога-психодиагноста. Отрывки из книги Shafer Roy. Psychoanalytic Interpretation in Rorschach testing. NY:Grune&Stratton, 1954 цитируются по книге: Arbitrum Liberium. Арбитрум Либериум. Свобода выбора пути. Сводный каталог русскоговорящих специалистов в области медицины и психологии. Подарочное издание для участников конференции 26 апреля 2007 года. Тель-Авив, 2007. 198 с. ISBN 978-965-7272-19-0
Впрочем, проницательный взгляд психоаналитика легко применить к разговору о том, какой вы врач, педагог, социальный работник, руководитель – или шире, представитель профессий, где взаимодействие с другими людьми является главным.

«Садистский тип

Психолог-садист. Психиатрия и медицина в целом могут рассматриваться как авторитаризм и главенство над относительно беспомощным «больным». Cитуация тестирования так же представляет собой безопасную и социально санкционированную тиранию.
Садистская социальная ориентация может означать вынюхивание «слабых», «поддельных», «унизительных» аспектов жизни ненавидимых Других. Рабочие взаимоотношения приобретают черты садизма, когда психолога переполняют глубоко лежающие в переносе переживания стыда, униженности и потребности доказать собственную значимость родителям и сибсам (братьям и сёстрам).
Психолог-садист имеет склонность писать односторонние отчёты, которые звучат как заявления или приговоры. Он проходит мимо очевидных свидетельств хороших способностей, приспособительных возможностей и сильных сторон пациента.
Наряду с этим следует сказать о том, что психодиагност в своей работе часто сталкивается с серьёзной психопатологией. Способность их непредвзятого обсуждения требует некоторой агрессивной свободы называть вещи своими именами.
Если психолог способен вытерпеть своё раздражение и осознать враждебность по отношению к пациенту, которого описывает в отчёте, он более свободно сможет назвать шизофреника шизофреником и психопата психопатом, говорит Шефер. Он не станет применять «бронебойные» интерпретации к лёгкому случаю, но он конечно же не станет чураться конфронтирующих интерпретаций.
Ему будет легче распознать скрытый садизм в соглашательской манере пациента и увидеть издевательство над собой в обсессивных муках совести невротика. Его нелегко будет взять в оборот и подчинить манипуляциям слезами, улыбками и тяжёлыми вздохами. Психодиагност сможет даже получать некоторое удовольствие от соревнования со своим оппонентом.»
Может ли социаль
ный работник садистски выполнять свои обязанности? Вопрос, на мой взгляд, риторический. Где чаще встречается садистский тип? Он с удовольствием работает в составе комиссии (ваады), где бичует «несотрудничающих» родителей и бессознательно упивается своими властными полномочиями. И если бы только ограничивался словами: запугивал и шантажировал разлучением с детьми, а то ведь принимает решения...

Материал подготовлен для интернет сообщества «Равное родительство» http://community.livejournal.com/childrn_divorce/19839.html

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное