Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Test-point
Check-up, Prognosis and Feedback

© Бермант-Полякова О.В., Елокова И.С., Ефимова Д.Л., Малинин А.Л.

Введение

Как не бывает идеальных людей, так не бывает идеального теста ТАТ, где все картины с хорошими высокого уровня защитами и все импульсы под надёжным их контролем. Подавляющее большинство протоколов покажут вам слабость Эго в одной или двух картинах. Это похоже на несколько волн ухудшения-восстановления за протокол. В большинстве протоколов вам встретятся и популярные, и оригинальные сюжеты. Оригинальные ближе к неосознаваемым внутриличностным конфликтам обследуемого.

Рассказ по картинам ТАТ может отражать:
(1) актуально переживаемый клиентом конфликт, то, что волнует его сейчас,
(2) внутриличностный конфликт клиента, который он не осознаёт,
- в буквально-признательном, автобиографическом выражении,
- в проективном выражении, как приписанный персонажам другого, чем обследуемый, пола,
(3) отношение клиента к психологу, которое он не выражает прямо.

Протокол ТАТ можно сравнить с тортом. В основании – «тортница», картины стимульного материала, внутри каждой есть два-три провоцирующих стимула, на основании – «слоёный пирог», где слои популярных сюжетов – это общепринятые конфигурации совладания с агрессивными, сексуальными, нарциссическими, пугающими и искушающими импульсами, поверх – «крем», оригинальные сюжеты. Это внутриличностные конфликты обследуемого.
v
Вопросы, которые помогают при интерпретации проективного материала: 1) Имеется ли в наличии достаточно проективного материала? Больше пяти предложений,
2) Кто побуждает героя СНАЧАЛА действовать так, как он действует, Я (внутренние импульсы) или Другой (внешние стимулы)? Рассуждаем как киносценаристы, внешние наблюдатели,
3) Контролирует ли обследуемый свои эмоции? Судим по поступкам героя, 4) Принимает ли герой решения преимущественно зрелые, адекватные его интересам и нуждам других, или эгоцентричные, незрелые? Судим по соответствию поведения героя его возрасту,
5) Является ли мышление героя реалистичным или оно фантазийно/ абстрактно/ символично? Оцениваем происходящее с позиции правдоподобия, бывает ли так в жизни, социокультурная норма или сказка- небылица.

Клинический материал



Публикуется с согласия клиентки, женщины 30 лет, разведена, образование высшее, работает управленцем, деятельность в офисе. А-тест перед началом занятий с психологом, Б-тест спустя полгода еженедельных занятий с психологом.
Психолог, психотерапевт – Елокова Ирина Сарабиевна, Москва.

Подробности динамики в психотерапии не разглашаются.


Приглашаем психологов проинтерпретировать клинический материал самостоятельно и сравнить свои выводы с размышлениями профессионалов.

Картинка № 1-А
На картинке я вижу мальчика, который сидит над своей скрипкой и думает о своем будущем. До этого у него была в детстве мечта стать великим скрипачом. Но его родителям не нравился его выбор, что он хотел научиться играть на скрипке. Они его отговаривали, и мать сказала, что ему нужно идти по стопам своего отца, и стать директором его фирмы. Мальчик рос постоянно в напряженной домашней обстановке. И каждый раз когда он брал в руки свой смычок, он хотел доказать всем, что он сможет научиться красиво играть. Но после игры понимал, что не все так просто. И после очередного такого выступления он сильно перенервничал и уронил свой смычок на пол и над ним стали все смеяться. Он не выдержал такого позора и ушел в свою комнату. Положил свой любимый инструмент на стол и стал думать, что ему делать дальше. Он сидел и очень сильно переживал свой провал. Он думал о словах матери и о своем любимом занятии. Этот день стал переломным моментом в его жизни и, несмотря на свой провал, он, сидя над своей скрипкой, решил, что станет музыкантом, а не директором фирмы своего отца. В итоге он стал хорошим музыкантом, сам стал сочинять музыку и с гордостью выступал перед зрителями, давая свои собственные концерты. Когда он выступал, он думал об одном, что он смог доказать всем, в первую очередь своим родителям, что он достиг славы.


Картинка № 1-Б
На картинке я вижу мальчика, который только сидит и грустит около свой скрипки. До этого мальчик играл на концерте и пока шел, он упал. На скрипке порвалась одна струна, он очень расстроился и пошел домой. Когда он пришел домой, то захотел исправить свою поломку. Он расстелил на столике газету и нежно положил свою поломанную скрипку на стол, пытаясь натянуть струну. У него ничего не получилось. Он еще больше расстроился, сел за столик и начал печалиться о своей скрипке. Он сидел и думал, сможет ли папа починить его любимую скрипку. Он сидел около своего неисправного инструмента и мечтал о будущем, что когда он вырастет, то станет хорошим музыкантом. В итоге пришел домой папа, починил скрипку, и он с радостью стал играть дальше. Когда он вырос, его мечта сбылась, он ездил по всем селам и городам и давал свои концерты. Он был счастлив, что он стал музыкантом. Но случай с поломанной скрипкой ему запомнился, по сей день, и он стал очень бережно относиться к своему инструменту.

Популярные сюжеты в картине 1, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) учебные неудачи, невыученный урок,
(2) музыка и отношение к ней,
(3) до музыки нет дела, хочет играть в футбол

Картинка № 2-А
На картинке я вижу идущую девушку, проходящую рядом с полем. Она ходила к подруге за своей книгой и немножко задержалась. До того как она ушла к подружке, она поссорилась с родителями из-за того, что они не хотели ее отпускать. Она сделала назло родителям и ушла без разрешения. Пока она шла к подруге, чувствовала такую легкость и свободу от того, что один раз ей все таки удалось сделать так, как хочется ей, а не ее родителям. На картинке она проходит мимо поля, где отдыхали рабочие. Она посмотрела на них, и ей на мгновение показалось, что она 10 минут назад была как эти люди, лишенные свободы. Она с ужасом на них посмотрела и пошла дальше, жалея их, что они не смогли добиться своей свободы от этого тяжелого труда. Она прошла мимо них с гордо поднятой головой и думала о том, что никогда не станет ни под один вид рабства. Но этих рабочих очень часто вспоминала. В итоге ей исполнилось 18 лет, и она ушла от своих родителей и стала кинорежиссером, создавая в своих картинах именно то, что ей всегда нравилось. Она стала свободной.

Картинка № 2-Б
На картинке я вижу домик, поле, лошадь, мужчину и проходящую мимо женщину. А так же недалеко от женщины стоит девушка около скалы. До этого женщина шла домой от соседки, проходя мимо поля, она услышала лай собак и повернулась в эту сторону, думая, что собаки могут бежать за ней. Девушка около скалы стояла и отдыхала от тяжкого труда на этом поле. Она была дочерью того мужчины, сидящего около лошади. У них был перерыв. Женщина шла и думала о своей жизни и о том, что ей повезло, что у нее не такая тяжелая работа. Что ей не приходиться работать весь день на поле. Она радовалась, что у нее такой же крестьянки, как и эти люди, жизнь пошла в другом ракурсе. После этих размышлений она пришла домой счастливая и довольная с некоторой печалью за тех людей, что у них жизнь сложилась иначе и им приходиться зарабатывать себе на хлеб таким тяжелым трудом.

Популярные сюжеты в картине 2, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) неудачи учительницы или агронома по приезде в деревню,
(2) любовный треугольник,
(3) отношения неприязни поколений

Картинка № 3-А
На картинке вижу плачущего мальчика, который недавно потерял своего близкого друга. До этого они переходили дорогу на красный свет, и на них наехала машина, водитель транспорта был в нетрезвом состоянии. Он успел отскочить в сторону, а его друг погиб. Теперь он сидит и думает, почему погиб не он, а его самый лучший друг. Он чувствует боль и потерю. Он плачет, потому что он чувствует на себе вину за смерть друга. Он не хочет никого видеть и чувствует, как будто с гибелью друга и он перестал существовать. Прошло время, он подрос и нашел себе еще одного друга, который был очень сильно похож на прежнего. В итоге он даже выбрал ту профессию, которая нравилась его погибшему другу. Этот день был переворотом в его жизни даже в выборе своей профессии, потому что он всегда думал о друге и никогда не забывал и никогда его не забывал.

Картинка № 3-Б
На картинке я вижу очень уставшую девушку. До этого она потеряла свою лучшую подругу и оплакивает ее уход из жизни. Она мучается от того, что не смогла ей ничем помочь, так как была от нее сильно далеко. Ее подругу сбила машина, и она ей сразу же вызвала скорую помощь. Но врачам все равно не удалось ее спасти. Уставшая и печальная она пришла домой и увидев ее фотографию на стенке около кровати, на нее сразу же нахлынули воспоминания и она опустилась на пол с горькими слезами. Ей стало очень одиноко и она долго не могла успокоиться. Чувство вины не давало ей долгое время прийти в себя. Прошло время, и она немножко успокоилась, но никогда не забывала о своей погибшей подруги, но чувство вины у нее осталось до самой смерти.

Популярные сюжеты в картине 3 ВМ, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) социальное затруднение,
(2) смерть кого-то из близких,
(3) человек устал, набегался за день

Картинка № 4-А
На картинке вижу семейную пару, они поссорились. До этого жена пригласила свою подругу в гости и та начала учить ее мужа как он должен воспитывать своих детей, ее мужу это не понравилось и они поругались. После этих слов он почувствовал унижение, что она его унизила перед женой. Он подумал, что если сейчас она не уйдет, то уйдет он, и пошел сам ее выгонять. Но жена стала его упрашивать его, чтобы он забыл все, что ее подруга ему наговорила, так как это было неправдой. Она думала о том, чтобы ему сказать, чтобы он перестал злиться, и хотела не доводить до конфликта и утихомирить его. Она стала успокаивать своего мужа со словами, что она его любит и не хочет, чтобы из-за кого-то у них была ссора. В итоге ссора утихла. Он прислушался к жене, и они снова пошли пить чай уже вдвоем, который до этого недопили. Но этот случай муж помнит до сих пор, потому что был унижен и старается не сталкиваться с подругой жены.

Картинка № 4-Б
На картинке я вижу мужчину и женщину. До этого она всегда мечтала стать актрисой и, когда выросла, ее взяли сниматься в кино. Она играла свою первую роль семейной ссоры. Муж вернулся домой раньше времени и увидел, что жены нет дома. Он немного подождал, и в его голове начали роиться самые разнообразные мысли об измене. Через десять минут жена вернулась домой с продуктами питания и увидела, что он пришел раньше. Она подошла к нему и увидела, что его выражение лица было не очень довольным. Она спросила у мужа что с ним, и он отвернувшись от нее стал ей рассказывать о своих мыслях. Пока не увидел ее на пороге с сумкой. Но когда она вошла он понял что она ходила в магазин, но ему не очень хотелось просить прощения у жены за свои мысли. Он хотел уйти, так как чувствовал стыд за это, но жена его нежно вернула к себе. После она приготовила ужин, они поели и пошли спать.

Популярные сюжеты в картине 4, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) супружеская ссора на почве ревности,
(2) он терпел социальную несправедливость, она его утешает,
(3) случайная встреча, её оскорбили хулиганы, он рвётся мстить

Картинка № 5-А
На картинке вижу мать со своим ребенком. Мать читает ей лекции, как нужно себя вести. До этого они были в гостях, и девочка с другими детьми бегала по комнате и играла с ними в прятки. Родителям это не понравилось, им было стыдно за поведение дочери и они решили, что дома ее накажут и займутся ее воспитанием. На картинке девочка обижена из-за того, что ей не дали поиграть. Она взяла свою куклу, и пока мать ей читала лекции хорошего поведения, она отвернулась от нее, и сделала вид что ей это не интересно. Но она сидела и вслушивалась в каждое ее слово, чтобы услышать от матери то, что несмотря на этот поступок, мать ее все равно любит и у нее хорошая дочь. Но ничего подобного она так и не услышала. После того как мать закончила свои лекции, девочка ее хотела обнять, но мать одернула ее руки от себя и сказала, что никаких объятий не будет, потому что она наказана. И с этими словами мать ушла в другую комнату. В итоге девочка сильно обиделась на свою мать и сильно переживала из-за того, что ей казалось, что мать ее не любит. После этого случая она хотела побыстрее вырасти, и уйти жить самостоятельно, что впоследствии у нее и произошло. Она чувствовала себя окрыленной и свободной от своей матери. Этот день стал для нее переломным моментом в ее жизни. Так как до этого случая она думала, что всегда будет жить с родителями.

Картинка № 5-Б
На картинке я вижу женщину и ребенка – это мать с дочерью. До этого дочка уговорила маму пойти с ней погулять. Мать согласилась. Девочка взяла свою любимую куклу и с радостью выбежала на улицу. Пока она игралась с другими детьми, ее мать заговорилась с соседями настолько, что не заметила, как ее дочку толкнули прямо в лужу. Девочка упала в грязь, испачкала свое красивое платье, и куклу. Подбежав к матери, она с горькими слезами на глазах стала рассказывать о случившемся, но мать, не хотела ее слушать, когда увидела свою дочь такой грязной. Она ее завела в дом и, не спросив, что с ней произошло, стала ее отчитывать. Девочка с обидой в душе отвернулась от матери, и стала слушать ее недовольство. Мать наказала девочку, лишив ее двухдневной прогулки. После этого она стала с холодом относиться к своей матери. Она мечтала поскорее вырасти, чтобы уйти из родительского дома. Ей исполнилось 18 лет, и она ушла и стала жить самостоятельно, но любовь к матери у нее так и не появилась.

Популярные сюжеты в картине 7GF, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) мать читает нравоучительную книгу, дочь занята другим,
(2) одинокий ребёнок, которого отрывают от сверстников,
(3) первая влюблённость девочки,
(4) больная девочка и гувернантка

Картинка № 6-А
На картинке вижу двух братьев, один постарше лежит без сознания, а второй пошел вызывать скорую помощь. Другие двое - это люди, которые хотели спасти больного. Один из них имел медицинское образование. До этого братья шли по улице и не заметили кусок железки. Старший брат споткнулся и упал прямо на него, которая ему вонзилась в бок. Он потерял от боли сознание и прохожие – эти два человека, принесли его первый встретившийся дом и стали сами вытаскивать эту палку, а младшего брата они отправили вызывать скорую помощь. Пока он искал телефон, думал о брате. Какие последствия могут быть после этого, и почему он не увидел этот кусок железки. Он думал, что если бы он был бы повнимательнее, то его брат не лежал бы сейчас на том столе без сознания. Он винил себя и чувствовал таким ничтожным и никчемным. В итоге и его брат вылечился. Он ему признался о своих переживаниях, и старший брат ему сказал, что он ни в чем не виноват, а случаи в жизни бывают разные. Младший брат успокоился и после этого жил спокойно от своих чувств и ложной вины.

Картинка № 6-Б
На картинке я вижу трех мужчин и одного мальчика. До этого отец развелся с его матерью очень давно, и они жили вдвоем. Отец мальчика работал на заводе в ночную смену, но после работы не вернулся домой. Ребенок стал искать своего отца и звонил на работу, но ему сказали, что его отец как всегда отработал ночную смену и пошел домой. Соседи заявили в милицию о том, что мужчина не вернулся домой. Через две недели позвонили и пригласили мальчика на опознание своего отца. Милиция привезла мальчика в морг, и он не увидел там своего отца. Внутри он чувствовал одиночество и маленькую надежду на то, что его отец не умер, но жив и он обязательно к нему вернется. Когда опознание закончилось, и он выходил из мрачного кабинета, патологоанатом и его помощник приступили к своей работе. Они начали выяснять, отчего умер этот человек. Прошло еще одна неделя, и отец вернулся домой весь побитый, но сын был доволен и счастлив. Эта была радостная встреча сына и отца. Отец вылечился и после этого случая сменил работу, и они уехали на новое место жительства. Но этот случай пережитого горя, эта утрата и одиночество, мальчику запомнилось на всю жизнь. Но после этого они были неразлучны.

Популярные сюжеты в картине 8 ВМ, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) операция на войне или в партизанском отряде,
(2) драма на охоте. Мальчик – сын раненого

Картинка № 7-А
На картинке вижу военного умершего человека и рядом стоящего врача, который не смог его спасти и закрывал ему глаза. До этого он был на войне получил сильное ранение и его привезли в госпиталь. Пока он лежал в сознании он пересматривал свою жизнь и понимал, что спасти его врачи не смогут. Он чувствовал боль от раны, но еще больше он не хотел умирать и этот страх не давал ему покоя ни днем, ни ночью. Он думал о том, почему так рано ему придется покинуть этот мир. В итоге он позвал к себе священника и начал ему исповедоваться за всю свою жизнь. Священник отпустил ему его грехи, но страх оставался все равно та как он не хотел умирать так рано. В этот же день ему стало хуже, и его повезли в операционную палату, операция продолжалась два часа, но его так и не удалось спасти.

Картинка № 7-Б
На картинке я вижу двух мужчин. Один который лежит намного старше того, который стоит рядом. Один военный, а другой врач. До этого, началась война, и его отправили в горячую точку. В бою его тяжело ранило осколком. Он попал в больницу и врач после операции не смог его спасти. Этот человек умер, а доктор закрывал ему глаза. Врач чувствовал на себе вину, что не смог спасти бойца. В итоге врач остался со своей виной за его смерть. Он думал, что мог сделать лучше операцию.

Популярные сюжеты в картине 12 М, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) болезнь, стоящий ухаживает за тем, кто лежит,
(2) сеанс гипноза (у заинтересованных в лечении),
(3) двое людей, оторванных от внешнего мира, вдали от населённых пунктов

Картинка № 8-А
На картинке вижу мужчину, который убил свою жену из-за ревности. До этого у них вышла ссора, так как ему сказали, что у его жены есть любовник. Он пол месяца ходил и обдумывал эти слова. Ему было обидно из-за того, что его предал самый близкий человек. С каждым днем у него ярость на жену увеличивалась и он начал обдумывать развестись ему с ней или нет. Жена сразу же увидела в муже перемены и стала спрашивать, что с ним случилось, что он такой угрюмый. Он ничего ей не ответил, и молча ушел из дома. В итоге он пришел домой очень поздно и в пьяном состоянии. Она уже спала и глядя на нее, в нем стала кипеть злоба, что она его предала, и в этот момент он захотел ей отомстить за измену, лишив жизни. Он взял нож и зарезал ее. Потом отвернулся, пришел в себя и понял, что он совершил убийство. Он сразу же протрезвел и начал плакать вытирать рукой свои слезы. Ему было очень обидно за себя и жалко ее. Он чувствовал на себе вину и стал думать, почему он не захотел с ней решить этот вопрос раньше, пока она была жива, но поддался своим агрессивным эмоциям. После этого его посадили в тюрьму. Так он и жил со своей виной все оставшееся время.
Картинка № 8-Б
На картинке вижу умершую женщину и ее мужа. До этого они позавтракали, и жена отправила мужа на работу. Вечером, когда муж возвратился домой, он увидел на кровати свою жену. Он подумал, что она просто спит, но когда зашел в комнату он увидел ужасную картину, его жена лежала на кровати и с ее руки стекали капли крови. Он отвернулся от этого зрелища, и заплакал, глаза закрыв рукой. Он чувствовал свою вину в том, что не смог защитить свою жену. Грабители изнасиловали и убили его жену. Он очень скорбел о своей жене, так как любил ее. После он похоронил жену и никогда не больше не женился. Он помнил и любил свою жену и поэтому не захотел смотреть на других. В итоге он так и остался один до самой старости.

Популярные сюжеты в картине 13 MF, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) убийство из ревности,
(2) первая сексуальная связь юноши,
(3) болезнь любимой женщины, отчаяние,
(4) смерть или самоубийство женщины,
(5) усталость, срочная работа, невозможность лечь спать

Картинка № 9-А
На картинке вижу девушку, которая хочет выпрыгнуть с пятого этажа. До этого у нее был молодой человек, который ее бросил. Она не смогла это вынести. И побежала домой со слезами. Она чувствовала на себе унижение и предательство. Она бежала и не могла успокоиться, думая что ее жизнь на этом оборвалась, она прибежала домой долго плакала и все думала что он ее использовал. Она не могла понять, как он мог с ней так нечестно поступить. Теперь она чувствовала себя брошенной, одинокой и ненужной. После этого она стала думать, что ей теперь не хочется жить, и она захотела выпрыгнуть из окна, и лишить себя жизни из-за того чтобы он чувствовал вину за ее смерть, и тоже стал мучиться из-за этого, так, как сейчас мучиться она. Она все решила, залезла на окно чтобы с него спрыгнуть но так и не смогла, потому что ей помешала маленькая девочка, которая на нее смотрела с соседнего балкона. В итоге у нее прошли мысли о самоубийстве и она захотела жить по новой. Она закончила Институт, нашла работу, вышла замуж и жила очень счастливо.

Картинка № 9-Б
На картинке вижу девушку, которой надоело жить. До этого она мечтала вырасти и стать полезной для общества, помогать людям. Мечтала стать врачом. Но когда она не смогла поступить в медицинский Институт после окончания школы, так как у нее не было хорошей материальной базы, то у нее рухнула вся ее мечта. Она пришла домой с чувством одиночества и непонимания, почему ей достался в жизни именно такой жребий. После этого ее сильно наказали родители, потому что не хотели чтобы их дочь училась на в медицинском училище. Она отдала за экзамен деньги чтобы ее приняли, так как по другому там не принимали, но средств было немного и она не смогла поступить. После этого у нее произошел срыв так как ее не приняли и не возвратили обратно средства которые она отдала. Дома ее сильно поругали родители, обзывали что она бестолковая и ничего не может добиться в жизни. Что по ней, говорили родители, плачет тюрьма. Она пришла в свою комнату, закрыла дверь, выключила свет и села в угол обхватив колени своими руками. Ей было обидно слышать эти слова и она чувствовала внутри что ее никто не понимает и она всеми отвергнута. Она не выдержала своих слез и залезла на окно чтобы покончить эту никчемную жизнь. Она выпрыгнула из окна но очнулась в больнице с переломами ног, рук с повреждением позвоночника. Она лежала вся в гипсе, и ей было горько из-за того, что она даже не смогла умереть и ей придется жить на этом свете. В итоге она выросла, стала помогать людям и без медицинского образования, но эта боль того дня, как стрела осталась в ее сердце.

Популярные сюжеты в картине 14, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) человек работал, утомлён, открыл окно,
(2) юноша вернулся со свидания, его переживания,
(3) человек, мечтающий о будущем,
(4) человек не ночевал дома, вылезает из темноты к свету

Картинка № 10-А
На картинке вижу две женщины – это мать с дочерью. Девушка не смогла дойти до своей комнаты и упала в обморок. Мать в это время оказалась рядом с ней и на картинке ее поддерживает. До этого девушка перестала есть и села на диету, потому что считала себя слишком полной. Она отказывалась от еды продолжительное время и стала слабеть. Ее организм ослаб, что она не смогла дойти до собственной комнаты и упала в обморок. На картинке мать стоит очень расстроенная и смотрит на девушку, потому что до этого много раз ее предупреждала, что она потеряет когда ни будь сознание. Так и произошло. Мать стоит печальная, так как ее ребенок, довел себя до такого состояния, и думает о том, что будет с ней дальше, если она не начнет нормально принимать пищу. Мать чувствует на себе вину потому что не смогла ее от этого уберечь. Мать положила ее в больницу, с девушкой начали работать психологи, и она пошла на поправку. В итоге она выписалась из больницы и стала по-другому, с уважением относиться к матери, поняв, что мать ее любит.

Картинка № 10-Б
На картинке я вижу девушку и женщину. Скорее всего мама и дочка. До этого девушка пришла домой и у них произошла ссора, мать дала дочери пощечину и девушка убежала из дома. Она шла по мокрой улице и у нее текли горькие слезы от непонимания. Она шла и думала, что мать давно перестала ей уделять свое внимания, стала к ней очень строго относиться, и она чувствовала обиду по отношению к себе. Она шла, и казалось один дождь понимает ее слезы, так как вместе с ней заливался слезами. Она смотрела в небо, и черные облака делились с ней каплями своиз слез. Она долгое время не показывалась дома. Но когда она устала жить на улице, она вернулась домой похудевшая и очень ослабленная. Она зашла в дом и практически на руках у матери потеряла сознание. Мать вызвала скорую помощь, отвезла ее в больницу, девушка выздоровела, и у них наладились отношения с матерью. Они простили друг друга за тот день и больше его старались не вспоминать. В итоге это им обоим послужило хорошим уроком, чтобы обходить острые углы в разговоре друг с другом.

Популярные сюжеты в картине 18 GF, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) одна женщина упрекает другую и вымещает на ней своё горе и гнев,
(2) болезнь, несчастье с человеком, желание оказать помощь другому,
(3) отмщение сопернице, душит из ревности

Картинка № 11-А
На картинке вижу какие-то развалины и лес. Людей нет, потому что они пошли рубить деревья, но поставили чайник, чтобы попить чай на перерыве. До этого администрация решила сделать хорошую дорогу в этом месте, а деревья мешают этому плану. Рабочих послали убирать деревья, поэтому их нет на картине. На картинке все мрачно, потому что одно дерево упало на рабочего и его увезли в больницу с переломом руки. Прошло время его выписали, но он уже не смог вернуться на прежнюю работу, так как его рука была сильно повреждена. В итоге деревья срубили, построили хорошую дорогу и все были довольны тем, что они сделали и всегда вспоминали это с гордостью.

Картинка № 11-Б
На картинке вижу что-то непонятное то ли это лес. А все-таки, это лес и рельсы. Рабочие прокладывают через лес железнодорожные пути. До этого в администрации города отдали приказ построить пути через лес, так как это будет самая короткая дорога в другие города. Рабочие с нехотением поехали очищать участок и прокладывать рельсы. На картинке их невидно, потому что они ушли рубить лес, но чайник поставили на костер чтобы сделать перерыв за чашечкой горячего чая. В итоге они проложили железные пути через лес и все остались довольны, кроме самих рабочих. Для них это был тяжкий труд так как они работали без выходных.

Популярные сюжеты в картине 11, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) место, где прошли геологи, туристы, альпинисты,
(2) сказка, легенда,
(3) из истории, описание руин, разрушенного замка,
(4) реалистическое описание природы

Картинка № 12-А
На картинке вижу человека поднимающегося на канате. Это учитель он показывал своему классу, как нужно подниматься по канату наверх. До этого он мечтал стать преподавателем физкультуры и его приняли в школу, и он на первом занятии говорил ученикам, что они будут сдавать по этому упражнению экзамен. На картинке он говорит, как нужно забираться наверх по канату и сам показывает, как это делается. Он довольный и думает о том, что он достиг того, о чем мечтал в детстве. Он чувствует гордость, что ему удалось этого добиться, хотя никто кроме него в это не верил. Этот день для него был самым лучшим, потому что он впервые пришел в школу как преподавать и его взяли без проблем. В итоге он стал хорошим учителем, и дети его любили так как он мог найти подход к каждому ребенку, не обделяя никого своим вниманием.

Картинка № 12
На картинке я вижу молодого человека, который лезет наверх по канату. До этого учитель физкультуры сказал, что сегодня все мальчики должны сдать экзамен. Мальчик по имени Петя очень переживал, что он не сможет залезть до конца, потому что это у него редко получалось. Но когда пришла его очередь, он со страхом что не сдаст экзамен полез наверх, закрывая при этом от стыда глаза. Он добрался до самого верха и понял, что у него получилось. У него было внутри чувство гордости за себя, что он смог перебороть свой страх и дойти до цели. В итоге это был самый первый день, когда Петя поверил в себя и свои силы, после чего стал самым опытным спортсменом в этом городке.

Популярные сюжеты в картине 17 ВМ, покрывающие отклик на стимул (Томкинс, 1947):
(1) циркач на репетиции,
(2) спортсмен на тренировке,
(3) побег из заключения

Обсуждение

Обсуждение ведут психодиагносты трёх стран, Израиля, России и Португалии, коллеги Елоковой Ирины Сарабиевны:
Бермант-Полякова Ольга Викторовна, психолог, психотерапевт, Тель-Авив
Ефимова Дарья Леонидовна, HR-консультант, психолог, тренер, Москва
Малинин Артур Леонидович, психолог, психотерапевт, Лиссабон

Публикуется в сокращении. Вниманию читателей предлагается обсуждение двух провокаций теста ТАТ (нарциссической и сексуальной) из двенадцати (авторитеты, агрессия, гомосексуальность, депрессия, суицид, страх, темнота, неизвестность, диада, триада, эмоциональное отвержение).

Дарья Леонидовна: Давно не видела ярвис-протокол (Сокращение слов young right-full verbal subject, обозначает вербальных клиентов имущих классов, сленг). Проективного материала достаточно по каждой картине в двух предъявлениях.
Артур Леонидович: Возможно, в трансференсе с Ириной, так как знает её по предыдущему сотрудничеству, и оттого откровенна сразу в А-предъявлении. Поддержу, проективного материала достаточно, можно думать дальше.
Ольга Викторовна: В 17 ВМ, в ответ на нарциссическую провокацию, «стал самым опытным спортсменом в этом городке». Если и ярвис, то амбивалентна к своему right-full статусу.
<…>
Ирина Сарабиевна: Прогноз благоприятный, я спрашивала про формат дальнейшей работы.
Артур Леонидович: Долгосрочная поддерживающая.
Дарья Леонидовна: Фьюжн (от английского fusion, сплав, слияние).
Ольга Викторовна: Я колеблюсь между краткосрочной инсайтной и долгосрочной поддерживающей. Ваши аргументы озвучите, Артур Леонидович?
Дарья Леонидовна: Я бы начала с секвенции.
Ольга Викторовна: Принимается.
Дарья Леонидовна: В первой у нас провоцирующие стимулы «Отдалённые авторитарные фигуры и авторитеты, нарциссическая провокация», клиентка отзывается на оба сразу.
Нарциссическая провокация работает первой, мечтает стать не просто скрипачом, а великим, сюжет фактически про нарциссический дефицит, родители не верят в ребёнка и не инвестируют в него. Грандиозный успех оборачивается грандиозным провалом на публике, и компенсация тоже грандиозная, в итоге давал собственные концерты, - то есть стал не преподавателем в музыкальной школе и не скрипачом в симфоническом оркестре, а прославленным солистом.
Ольга Викторовна: Компенсация не работает, нарциссический дефицит не отпускает. Скрипач-солист у неё думает не о творчестве или концерте как событии, а о родителях, которым наконец-то что-то доказал.
Дарья Леонидовна: Если бы компенсаторные механизмы работали, психолог бы не понадобился. Центральный динамический конфликт она обнажает уже в первой картине, не вижу смысла детально рассматривать остальные. Нарциссический дефицит прорабатывается в разговорной терапии, вопрос, как Ирина сумеет телесность в вербальном формате проинвестировать?
<…>
Артур Леонидович: Много мы видели протоколов, где секвенция с улучшением? Единицы. Клиентка в трансференсе позитивном до того, как ей предъявили таблицы, Ирина подтвердила мою догадку. Перечитайте рассказ по семнадцатой, где вторая нарциссическая провокация, сюжет: успешное выступление перед публикой и герой сам себе родительская фигура – учитель. Она, Дарья Леонидовна, в контакте с конфликтом с самого начала и сама его разрешает уже в А-тесте.
Ольга Викторовна: Это и даёт терапевту основания помыслить в направлении краткосрочной инсайтной, чтобы углубить понимание.
>…>
Ирина Сарабиевна: Ретест после двадцати встреч.
Артур Леонидович: Результат очевиден.
Ирина Сарабиевна: Она в контакте с депрессивным способом переработки опыта, ей грустно и она вспоминает, а не доказывает снова и снова. Грандиозные мечты обрели реалистичные пропорции, музыкант в ретесте ездит по сёлам, сеттинг соперничества с родительскими фигурами сменился сотрудничеством. Я довольна, как она продвигается. Проблема, идти в долгосрочную с риском регрессии и зависимости, или в краткосрочную? Риск поспешить и сделать наспех?
Дарья Леонидовна: Здравствуй, амбивалентность (смеётся).
Ольга Викторовна: «Эти ноги нас кормят» - «Так укрой же их потеплее» (смеётся).

<…>
Артур Леонидович: И в семнадцатой компенсаторнаяидентификация с идеальной фигурой, учителем, сменяется принятием себя молодого неопытного перегруженного стыдом и страхом. Ретест по нарциссическому кругу проблем показывает устойчивую позитивную динамику. Чего не скажешь об отклике на сексуальную провокацию, коллеги. Там непаханое поле.
Ольга Викторовна: Оригинальный сюжет во второй, оригинальный сюжет в четвёртой, популярный сюжет в двенадцатой и популярный в тринадцатой. Секвенция с улучшением в А-тесте. Смотрим ретест. Вторая – то же самое, четвёртая – уже популярный сюжет, двенадцатая – популярный, тринадцатая – популярный. Структурно подвижки есть.
Артур Леонидович: Смещение активнее стало работать, психологические защиты высокого уровня, и новые способы разрешить конфликт я вижу. То сам убил и в тюрьме сидит, изолированный от сексуальных контактов, а то грабители изнасиловали и убили, а муж соблюдает обет воздержания. Может ведь и разрешить себе не соблюдать.
Ирина Сарабиевна: На мужскую фигуру смещён внутренний конфликт клиентки, мне кажется, хранить самой себе данный обет или не хранить. За фантазией об изнасиловании обычно стоит бессознательный запрет получать удовольствие в сексе: «не виноватая я, он сам пришёл».
Ольга Викторовна: В А-тесте никакого намёка на сексуальные контакты между мужчиной и женщиной. В Б-тесте намёки заметны невооружённым глазом.
Дарья Леонидовна: «Символический sexual intercourse» во второй без отклика, отрицает, «Прямая сексуальная провокация» в четвёртой в формате законного брака, «Страх гомосексуального соблазнения» в двенадцатой отношения иерархичны, табуированы и завершены, «Прямая сексуальная провокация» в тринадцать MF в формате законного брака и отношения завершены. Согласны? И как «закрытый» вопрос в формате краткосрочной инсайтной «открывать»? На вербальном материале, без доступа к телесному опыту? Моё предложение – идти в фьюжн, отправлять на телесно-ориентированную и потом брать на продолжение.
<…>
<…>
Ирина Сарабиевна: ОК.

Июль 2009, Москва


Наверх

В избранное