Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели апреля 2010.

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

«Поймут меня с полуслова»

Что такое интервизия и зачем она нужна

(продолжение, начало в предыдущем выпуске рассылки)

"Терапия", или "аналитический третий", это трудный материал для размышлений, а потому одна из первых задач – нахождение слов, которые смогут полно, точно, понятно и соответственно передать опыт бытия в ней.

Я взяла на себя труд познакомить вас с текстами-образцами интерсубъективного подхода, французской и американской школы, где вводятся понятия

1) Парадоксальная система
2) Ревери (ударение на последний слог)
3) Ситуация траура
и предложить объяснение по-русски словами обыденной речи, так что

идея П. Хайманн это "на ловца и зверь бежит"

1) это про "то, что было сказано, и то, что сказалось"
2) это про "меня думает мысль"
3) это про "точку перехода", догадку.
Богатый лексикон, созданный психоаналитиками, нужно знать. Надеюсь, чтение будет для всех нас fruitful & insightful, плодотворным и озаряющим.

Цитируем по книге:

Французская психоаналитическая школа / Под ред. А. Жибо, А.В. Россохина. СПб: Питер, 2005. 576 с.

Мишель де М’Юзан (1977). Контртрансфер и парадоксальная система. Стр. 193-205.

Со стр.193

"С давних пор меня удивляет один феномен, с которым каждый практикующий врач сталкивается в своей деятельности и который имеет место в уме аналитика в процессе его работы. В то время как аналитик слушает своего пациента с характерным для данных обстоятельств вниманием, он отмечает в себе психическую деятельность, отличающуюся от всех других, являющихся обычными в этой ситуации, включая аффекты. Внезапно возникают странные представления, фразы, неожиданные в грамматическом отношении, абстрактные формулы, красочные образы, более или менее офомленные фантазмы, - список не ограничен, но, что очень важно, так это отсутствие ясной связи с тем, что происходит в данный момент на сеансе."

Со стр. 194

"Представления, о которых идёт речь, возникают неожиданно, в какой угодно момент сеанса, иногда с самого начала сеанса. Примечательно то, что они не вызывают ни страха, ни неудовольствия, каким бы ни было их содержание. Это особенно удивляет аналитика, тем более что он должен, разумеется, задаваться вопросом о проявлении некоего бессознательного конфликта, аффекты которого, по-видимому, былои заторможены в их развитии. Он испытывает в этом случае неуловимое изменение сознания, что-то вроде очень лёгкого волнообразного движения, которое парадоксальным образом не сопровождается снижением внимания. Родство этого опыта с некоторыми состояниями деперсонализации – очевидно."

"Но, если это так, откуда появляются эти мысли, образы, слова, которые толкают аналитика к мимолётному отчуждению. Мы вправе предположить, что они соответствуют психическим процессам, развёртывающимся у анализируемого и ещё не выявленным. Это бы объяснило замечательную черту феномена в целом, а именно тот факт, что он опережает как то понимание материала, которое вытекает из логической дедукции, так и фантазмы, которые пациент в состояни формулировать.

Мы помним, что Паула Хайманн представила в 1949 году на XVI Международном психоаналитическом конгрессе свою работу, где она ясно показывает значение контрпереноса как инструмента понимания пациента.

По её мнению, аналитик заимствует из бессознательного своего пациента более острое бессознательное восприятие, которое опережает то, что может позволить какая бы то ни было сознательная концептуализация ситуации. К тому же, автор интересуется, главным образом, аффективным состоянием аналитика,

Со стр. 195

И чувствами, которые в нём вызывает пациент, откуда и проистекает её рекомендация присоединить к парящему вниманию нечно вроде свободной эмоциональной чувствительности, что идёт в русле её борьбы против образа идеализированного, бесстрашного, отстранённого и почти уже бесчувственного аналитика.

Эта работа, безусловно, сделала эпоху, многие аналитики последовали этим путём. Но феномен, о котором говорю я, - это нечто другое."

Со стр. 198

"По этому поводу замечу мимоходом, что в данном феномене особо задействуются прегенитальные представления, и это убеждает меня в мысли, что, на самом деле, лучшими показаниями к анализу являются, может быть, не всегда неврозы, а ещё достаточно плохо изученные пограничные состояния.

Такой действительно поражающий протеизм и даже дерзость, о которой я только что говорил, не дают нам возможности отыскать то, что неоспоримо свидетельствовало бы о вмешательстве личной фантазматики. Но самое главное, на мой взгляд, заложено не в этом, а в почти пророческом характере этой настоятельно возникающей продукции, что подтверждалось неоднократно.

Как правило, пациент припоминает в рамках одного сеанса, но постфактум, сновидение или событие, более или менее давние, о которых он никогда не думал, или которые были вытеснены, и которые превосходно соотносятся с мыслью, возникшей у меня. Последняя имеет ту особенность, что предвещает и одновременно формирует важные моменты бессознательного мира, анализируемого так, что ведёт прямо к интервенции, наделённой реальным динамическим значением. Должен сказать, что мне бы и в голову не пришло так детально описывать этот феномен, если бы я постоянно не изумлялся предсказаниям, к которым он меня неизбежно приводил, и той решающей ролью, которую он тем самым играл в интерпретации."

Со стр. 199

"Этой первичной деятельности аналитика, опережающей все другие, знакомые нам, следовало бы дать название. Чтобы противопоставить её как функционированию состояния бодрствования, так и работе сновидения, и имея в виду хорошо известные исследования о снах, я называл бы её парадоксальным мышлением."

"Фактически, я могу констатировать, что некоторые из этих парадоксальных мыслей гомогенны и связаны между собой; также я склоняюсь к мысли, что они наверняка являются видимой частью гораздо более широкого феномена, развёртывающегося незаметно, в стороне от других психических процессов и обладающего непрерывностью. Именно это я назвал парадоксальной системой, системой, конечно, труднодоступной, но которая нам иногда даётся в предчувствии."

Со стр. 200

"Исследуя различные виды сопротивлений, которые обычно противопоставляются парадоксальной системе, я пришёл к убеждению, что они существуют только потому, что сама система зависит, с одной стороны, от очень архаичного опыта, соответствующего становлению субъекта, и, с другой стороны, от простейшего механизма, глубоко укоренившегося в нашем существе и неотделимого от нашей плоти. Рассматриваемая под углом этого первичного механизма парадоксальная система ведёт нас прямо в пространство биологии – пространство, куда мы, конечно, не решаемся выйти, хотя Фрейд нам ясно указал туда дорогу."

Со стр. 204

"Помимо очень своеобразного влияния парадоксальной системы на интерпретацию нужно также упомянуть об одном из её самых замечательных воздействий на положение пациента. Я всегда с большим интересом отмечал то, что иногда говорят нам пациенты: "Вы не здесь", или же "Я не чувствую вас больше, где Вы?" Им случается даже думать, что аналитик просто-напросто умер в своём кресле, сзади. Замечания такого порядка не обязательно выражают агрессивность анализируемого; не всегда их также можно отнести к рассеянности и к уклончивости аналитика. Доказательство этому то, что они возникают именно тогда, когда аналитик захвачен парадоксальными мыслями, которые как раз в самой высшей степени касаются самого пациента. Таким образом, хотя именно в этот самый момент аналитик занят пациентом, пациент искренне переживает мгновение траура, что выявляет другую функцию парадоксальной системы."

Со стр. 205

"В момент, когда парадоксальное функционирование запускается, анализируемый может иметь чувство, что он теряет часть своих инстинктов, потому что другой увлекает его за собой, исчезая. Но как только аналитик возвращает наибольшую часть ускользнувшего нарциссического либидо пациента, как только он восстанавливает цену объекта и озвучивает желание, то то, что было угрозой, становится шансом для анализанта, чтобы овладеть какими-то влечениями, задействованными в ситуации траура, органично присоединить их к своему существу и обогатиться в смысле наивысшей аутентичности."

Двадцать лет спустя, теоретик с американского континента,

(окончание в следующем выпуске рассылки)

Эссе было перепечатано в http://community.livejournal.com/rabota_psy/60122.html

С уважением,

доктор Бермант-Полякова

психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное