Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели июля 2012.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

В еженедельных выпусках бесплатной Золотой рассылки «Интерпретация проективных тестов» в 2012 году вы читаете тексты прошлых лет: мои комментарии из диалогов с топикстартерами в ру_психолог, они уже публиковались в архиве интернет-материалов в ЖЖ m-d-n; мои эссе, которые были опубликованы в открытом доступе в интернете на портале Проза.ру; мои статьи, напечатанные в московском журнале «Психотерапия» в 2011-2012 годах.

Весенне-летний семестр мы будем с вами говорить о любви : )

© O.V. Bermant-Polyakova, 2012

Взято со страницы http://proza.ru/2012/02/17/1291

© О.В. Бермант-Полякова, 2012

"Психоз для двоих"

Эмоциональная зависимость как пример работы психологической защиты "отрицание психотическое"

III

Любовь как сумма четырёх слагаемых

Любовь можно представить как сумму четырёх слагаемых: идеализации, нежности, уважения и страсти. Идеализация это "вы смотрите на партнёра снизу вверх, по-детски любите и обожаете", нежность это "вы смотрите на партнёра сверху вниз, по-матерински (по-отцовски) заботитесь о нём (ней) слабом и нуждающемся в заботе и защите". Уважение это отношения равных по уму, страсть это желание, влечение друг к другу, взаимная телесная привлекательность. Эмоциональная составляющая отношений, полнота чувства, возможно в союзе с партнёром, где проживаются все четыре.

Герой бунинского рассказа насилует девушку, отрицает свою вину, отрицает её чувства гнева, отчаяния, страха, стыда, приходит к ней ночь за ночью, потому что хочет её и внушает ей, что они "мы", хотя ни одной секунды не намерен оглашать их отношения ни в каком виде. "Вы меня погубили", - говорит ему Таня по выходе из микропсихоза. Он предпринимает новую попытку внушить, что у них есть "мы", хотя не уважает женщину, не идеализирует её, не заботится о ней, - он желает женщину телесно. И, безотчётно, упоён иллюзией, что властен над нею, что она будет думать как он сказал и делать то, что он прикажет.

Уважение это интеллектуализированная эмоция, удовольствие от того, что тебя признают равнодостойным человеком. Мы разные, но мы равны друг другу, ты уникальный, хороший, знающий, вежливый, и я уникальный, хороший, знающий, вежливый. В основе удовольствия - совпадение ценностных шкал. Мы равны, потому что у нас схожие ценности и мы оба хороши в том, что считаем ценным. Меня интересуют твои ценности, а тебя - мои. Уважение человека с другой системой ценностей не доставляет того удовольствия, как уважение человека с "нужной нам" системой ценностей.

Равного себе усаживают за тот же стол, его не потчуют подачками со стола. И в жизни, и в любви. "Довольствоваться малым" это похвальное умение, и скромность поощряют, это социально одобряемое качество, но в любви, - если любовь единственного и дорогого человека, "довольствоваться маленьким кусочком" это нужно быть во власти фантазии (иллюзии), что кто-то на небесах ведёт иррациональную бухгалтерию, и вам самоотверженность у этого стола "зачтётся". Микропсихоз "согласных на кусочек" состоит в ожидании "компенсации" в том или ином виде за умаление притязаний. То есть либо притязания очевидны и прямо заявлены (хочу всё, что на этом столе, все явства мои, и любимый мужчина тоже полностью мой, если о любви говорить), либо притязания обозначены очевидно как скромные-скромные, а неочевидно расчёт на вознаграждение "потом", после акта самопожертвования.

Почему бунинская Таня соглашается на отношения, в которых слиты любовь и боль, и где она и мужчина любольники, а не любовники? Она не прожила любви к себе. У Бунина в тексте: "сирота, без матери, отец нищий, беспутный мужик". Быть мамой это талант. Как разным людям разные таланты в разной мере даны, кто-то поёт хорошо, кто-то танцует, кто-то вышивает, а кто-то пироги печёт, - так и быть матерью, пестовать слабых, с терпением к их неразумению, это талант. И общество раньше знало, что родительскую пару матушка да батюшка, на случай если бесталанные родители и любить детей не могут, надо дублировать второй родительской парой, крёстная мать и крёстный отец. Это называлось кумовство, и запрет был строгий на сексуальные отношения между ними, как на инцест, то есть между кровно родными родителями и детьми. Целый пласт жизни вместе с революцией был отменён, а ведь не так и плохо, что в жизни кроме реальной мамы, допустим, неталантливой в материнском участии, есть крёстная мама, которую уже осознанно выбрали родные, чтобы поддерживала в жизни и давала то, что нужно каждому ребёнку - ощущение того, что жизнь в любви это единственно возможная для него жизнь.

IV

Cвященная корова сеттинга

Психотерапия это возможность посмотреть на свою жизнь с иных точек зрения, и на привычку подчинять жизнь рас-плану, быть одержимым идеей, тоже. Микропсихоз, с одной стороны, "сбивает настройки на можно и нельзя", а с другой, защищает его от встречи с сильными переживаниями и чувством безнадёжности и беспомощности. Детство с истязателями ведёт к тому, что человек приспосабливается к ситуации и живёт полупомешанным. Если про взрослого человека (нормативного, у которого зрелое супер-эго и сформированы представления о том, что такое хорошо и что такое плохо) мы можем сказать, что однажды он попал под влияние "не тех" людей, "встал на кривую дорогу", "сбился с пути", а потом "встал на путь исправления", то есть настройки на можно и нельзя сбились и потом восстановились, поэкспериментировал (с антисоциальными, наркотическими, промискуитетными, аферистскими, бандитскими занятиями) и как нырнул на дно, так и вынырнул на поверхность социума, добропорядочный гражданин, то про ребёнка, родители которого подвергают его жестокому обращению, мы так сказать не можем. Ему не сформировали супер-эго и способность быть честным с самим собой, отдавать себе отчёт в своих чувствах, называть происходящее своими именами. Побыть честным с самим собой можно в психотерапевтических отношениях.

Важно, чтобы отношения терапевт-клиент были уважительными. В терапии есть элемент доминирования и подчинения, правила работы, сеттинг, задаёт профессионал. Поэтому, когда клиент просит перенести встречу, потому что едет в отпуск (позволил себе удовольствие) - вы соглашаетесь. Клиент просит перенести встречу на другой день, потому что идёт с супружеской половиной на праздник - вы соглашаетесь. Вы из "определяющей формат" фигуры становитесь "принимающей формат" фигурой и, в опыте клиента, вы-терапевт можете быть разным и от этого небо не падает на землю. Бессознательно это открытие для принимающего лечение, что "За кем последнее слово" в отношениях двух людей не главное, не заставлением и не властью держится "мы" и то, что "между" людьми. Держится уважением друг к другу.

Вопросы

Есть ли у вас опыт детско-родительских отношений с человеком, которого вы не уважали или с человеком, который не уважал вас?

Есть ли у вас опыт любовных отношений с человеком, которого вы не уважали или с человеком, который не уважал вас?

Что вы думаете о превращении сеттинга в "священную корову" и о практике штрафовать клиентов за несоблюдение правил, удобных единственно терапевту?

Штрафует ли вас за пропущенные встречи ваш супервизор?

V

Вместо послесловия

В рассказе И.А. Бунина революция разлучает героев навсегда, мы не знаем, как сложились бы отношения героев, где она любит и подчиняется, а он властвует, но не любит, а потом она перестаёт подчиняться, а он начинает думать о любви, дальше. Бунинская Таня имеет смелость не просто назвать вещи своими именами, "погубил", а дать оценку "любви", "зря погубил". Она начинает борьбу двух воль, и он, теряя власть над нею, томится по ней и уже чувствует внутри себя, что "любит" её. Сильно и невысказанно.

Отношения, в которых есть параноидно-мазохистская динамика (это умные слова про отношения, где один партнёр ради упоения властью согласен быть холодным, другой партнёр ради того, чтобы упиваться любовью, согласен быть безвластным, и как только безвластный берёт власть себе, прежде холодный партнёр чувствует себя разгорячённым влюблённостью) начинаются в детстве, и начинаются с ощущения себя не-существующим, не-любимым. И "качели страсти", так называется вышеописанное в популярной литературе, смена параноидной динамики на мазохистическую, дают ощущение жизни, пульсацию крови. В финале рассказа "качели остановлены на взлёте", и талантом художника создан "дабл байнд трагизм" происходящего.

В реальной жизни те, кто от противостояния двух воль не испытывает удовольствия, быстрее понимают, что бегают по кругу, и быстрее приходят к вопросу, сколько времени они готовы отдать на бег. До 80 бегать, до 60, до 40 лет или можно уже прямо сейчас останавливаться. Тем, кто волевой лидер по характеру, неопытность мешает увидеть подмену. Любовь - это стараться сделать жизнь друг друга лучше. Каждый день. Потому что жизнь коротка.

Конец эссе.

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное