Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели января 2013 года.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог. Из диалогов с ними мне стало известно о том, что идёт подготовка к принятию Федерального Закона, который урегулирует психологическую деятельность, и я посвятила несколько недель тому, чтобы подготовить свой проект ФЗ, современный и учитывающий международный опыт регулирования работы психолога.
Вы получите двенадцать выпусков рассылки «Интерпретация проективных тестов» подряд, в них глава за главой будет опубликован ПРОЕКТ Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» в редакции О.В. Бермант-Поляковой, после чего вернусь к публикации цикла эссе в обычном графике выпусков раз в неделю. Я надеюсь, что проект Федерального Закона послужит делу улучшения психологической помощи в стране, гражданкой которой я являюсь.

© Бермант-Полякова О.В., 2013

П Р О Е К Т
Редакция 13 января 2013 года
Федеральный закон Российской Федерации
"Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации"

Статья 34. Психологические услуги по лечению
1. Психологическая услуга по лечению представляет собой комплекс психологических действий, осуществляемый работником психологического бюро в рамках плановой психологической помощи.
2. Лечение проводится по заранее известному плану работы, составленному на основе данных предварительно проведённой психодиагностики.
3. Лечение показано по направлению лечащего врача в случае психиатрического заболевания подопечного.
4. Целью лечения является устранение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний подопечного, восстановление или улучшение его психологического здоровья, трудоспособности и качества жизни.
5. Лечение проводится средствами включённого наблюдения, беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества на протяжении курса встреч работника психологического бюро с подопечным.
6. Работник психологического бюро в конце курса встреч представляет отчёт о проделанной работе в письменной форме.
7. Право оказывать психологические услуги по лечению даёт лицензия на разговорные виды непосредственной психологической деятельности или лицензия на телесно-ориентированные виды непосредственной психологической деятельности.
8. Рабочее время, необходимое для подготовки отчёта, входит в сметный расчёт платы за психологическую услугу по лечению.
9. Государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие гражданам социально-психологические услуги «4.3.3. Психологическая коррекция», «4.3.4. Психотерапевтическая помощь» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг» обязаны отчитываться перед Федеральной службой государственной статистики по статье «психологические услуги по лечению».

Статья 35. Психологические услуги по восстановлению психологического здоровья
1. Психологическая услуга по восстановлению психологического здоровья представляет собой комплекс психологических действий, осуществляемый работником психологического бюро в рамках плановой психологической помощи.
2. Восстановление психологического здоровья проводится по заранее известному плану работы, составленному на основе данных предварительно проведённой психодиагностики.
3. Восстановление показано в случае соматического заболевания подопечного, ухудшающего его психологическое здоровье.
4. Целью восстановления является стойкое улучшение психологического здоровья подопечного, его способности понимать самого себя, умения заботиться о самом себе и адаптироваться к изменяющимся условиям сексуального или семейного или учебного или профессионального или внутригруппового или межгруппового взаимодействия между людьми.
5. Восстановление проводится средствами включённого наблюдения, беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества на протяжении курса встреч работника психологического бюро с подопечным.
6. Работник психологического бюро в конце курса встреч представляет отчёт о проделанной работе в письменной форме.
7. Право оказывать психологические услуги по восстановлению даёт лицензия на разговорные виды непосредственной психологической деятельности или лицензия на телесно-ориентированные виды непосредственной психологической деятельности или лицензия на разговорные виды психологической деятельности посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
8. Рабочее время, необходимое для подготовки отчёта, входит в сметный расчёт платы за психологическую услугу по восстановлению.
9. Государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие гражданам социально-психологическую услугу «4.3.1. Социально-психологическое и психологическое консультирование» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», обязаны отчитываться перед Федеральной службой государственной статистики по статье «психологические услуги по восстановлению».

Статья 36. Психологические услуги по поддержанию психологического здоровья
1. Психологическая услуга по поддержанию психологического здоровья представляет собой комплекс психологических действий, осуществляемый работником психологического бюро в рамках плановой психологической помощи.
2. Поддержание психологического здоровья проводится по заранее известному плану работы, составленному на основе данных предварительно проведённой психодиагностики.
3. Поддержание показано в случае хронического психиатрического или соматического заболевания подопечного, ухудшающего его психологическое здоровье.
4. Целью поддержания является облегчение проявлений заболевания, сохранение способности понимать самого себя, умения заботиться о самом себе и адаптироваться к изменяющимся условиям сексуального или семейного или учебного или профессионального или внутригруппового или межгруппового взаимодействия между людьми.
5. Поддержание проводится средствами включённого наблюдения, беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества на протяжении курса встреч работника психологического бюро с подопечным.
6. Работник психологического бюро в конце курса встреч представляет отчёт о проделанной работе в письменной форме.
7. Право оказывать психологические услуги по поддержанию даёт лицензия на разговорные виды непосредственной психологической деятельности или лицензия на телесно-ориентированные виды непосредственной психологической деятельности или лицензия на разговорные виды психологической деятельности посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
8. Рабочее время, необходимое для подготовки отчёта, входит в сметный расчёт платы за психологическую услугу по поддержанию.
9. Государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие гражданам социально-психологические услуги «4.3.7. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения», «4.3.9. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», обязаны отчитываться перед Федеральной службой государственной статистики по статье «психологические услуги по поддержанию».

Статья 37. Порядки оказания психологической помощи
1. Психологическая помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания психологической помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми психологическими бюро, а также на основе стандартов психологической помощи.
2. Порядки оказания психологической помощи и стандарты психологической помощи утверждаются настоящим Федеральным Законом.
3. Порядки оказания психологической помощи определяют виды лицензий на психологическую деятельность, этапы оказания плановой и экстренной психологической помощи, правила организации психологической помощи, стандарт материально-технического оснащения рабочего места работника психологического бюро, а также показатели результативности психологической помощи и рекомендуемые штаты психологического бюро в расчёте на тысячу человек населения.
4. Психологической деятельностью имеют право заниматься физические лица, получившие одну или несколько из нижеперечисленных лицензий:
1) лицензия на разговорные виды непосредственной психологической деятельности;
2) лицензия на телесно-ориентированные виды непосредственной психологической деятельности;
3) лицензия на разговорные виды психологической деятельности посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
4) лицензия на популяризацию психологических услуг.
5. Плановая психологическая помощь осуществляется в одиннадцать этапов:
1) обращение гражданина в психологическое бюро, разъяснение гражданину его прав и обязанностей как подопечного, открытие дела на имя гражданина или анонимно, подписание добровольного информированного согласия на психологические действия;
2) первичный приём в психологическом бюро, сбор и анализ жалоб подопечного, оценка его анамнеза и заключение о степени затруднения в самообслуживании и социальной адаптации и о тяжести состояния, принятие решения о профиле психодиагностики;
3) первичное выполнение подопечным Я-структурного теста Аммона по стандартной методике Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева для оценки степени достижения запланированного изменения на пути к психологическому здоровью;
4) курс встреч с психологом для психодиагностики;
5) подготовка психологом психодиагностического заключения; 6) подготовка работником психологического бюро плана формирующей, лечебной, восстановительной или поддерживающей работы на основании психодиагностического заключения;
7) курс встреч с работником психологического бюро для реализации плана;
8) повторное выполнение подопечным Я-структурного теста Аммона по стандартной методике Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева для оценки степени достижения запланированного изменения на пути к психологическому здоровью;
9) подготовка работником психологического бюро отчёта о проделанной в рамках курса встреч работе;
10) сохранение в деле добровольного информированного согласия на психологические действия, текста психологического заключения, текста плана работы, текста отчёта о проделанной работе, заполненных форм Я-структурного теста Аммона, иных рабочих материалов, отчётной финансовой документации (кассовых чеков), письменного заявления подопечного с просьбой предоставить копию психодиагностического отчёта или отчёта о проделанной работе, если гражданин изъявлял такое желание, письменного согласия на разглашение профессиональной тайны и иной документации;
11) оформление отчёта для Федеральной службы государственной статистики.
6. Отчётная документация о проделанной работе хранится в архиве психологического бюро пятнадцать лет и уничтожается работником психологического бюро в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.
7. Популяризация психологических услуг это деятельность по связям с общественностью, которая служит гражданам основанием для суждений и выбора, в том числе интервью работника психологического бюро в средствах массовой информации и блогах, периодические публикации, участие в радио и телепередачах, видеоматериалы, размещение информации на радио, телевидении, в сети «Интернет», рассылка информации любыми средствами и иные средства публично выступать в качестве профессионала в сфере охраны психологического здоровья.
8. Популяризация психологических услуг лицензируется Федеральным регистром работников психологических бюро как отдельный вид психологической деятельности.
9. Непосредственная экстренная психологическая помощь осуществляется в восемь этапов:
1) подготовительный этап (подбор группы, назначение старших, распределение обязанностей, определение смен, проведение инструктажей, отработка техник, правила собственной безопасности, получение первичной информации с места чрезвычайной ситуации (далее – ЧС);
2) организационный период (представление группы руководителю штаба по ликвидации ЧС, организация взаимодействия со штабом и назначение дежурного, оценка сложившейся ситуации, оценка фактов, влияющих на состояние людей в конкретной ЧС, выделение пострадавших, определение мест их сбора, постановка задач, подготовка предложений в штаб о проведении необходимых мероприятий, привлечение дополнительных сил работников психологических бюро, распределение сил имеющихся врачей, психологов, социальных работников, назначение ответственных за проведение инструктажей, проведение инструктажей, организация информационного обеспечения населения, организация телефона «горячая линия», отслеживание динамики состояния людей, работа с негативными эмоциональными переживаниями, связанными с пережитыми событиями, размещение собственной группы, решение вопросов обеспечения группы);
3) период ожидания развязки и работа в толпе в ситуации с неизвестным исходом (оценка ситуации, оценка наличия и силы стрессовых факторов, влияющих на состояние людей, постановка дополнительных задач, взаимодействие со штабом по ликвидации последствий ЧС, с представителями администрации, проведение инструктажей, взаимодействие с телефоном «горячая линия», отслеживание динамики состояния людей, выявление и снятие острого стрессового расстройства, работа по профилактике посттравматического стрессового расстройства, работа со слухами и их предотвращением, предупреждение массовых реакций в толпе в результате эмоционального заражения, сопровождение общего сбора родственников пострадавших);
4) сопровождение локализации ЧС (сопровождение эвакуации людей и оказание им экстренной психологической помощи, сортировка пострадавших, организация и проведение социально-психологического просвещения пострадавших и их родственников, проведение социально-психологической просветительской работы в местах размещения эвакуированных, направление нуждающихся в плановой психологической помощи в муниципальные психологические бюро по месту жительства);
5) сопровождение процесса опознания (подготовка предложений в штаб по организации психолого-психиатрической помощи населению, обеспечение процесса опознания необходимым количеством машин скорой помощи, гробов, резиновыми перчатками, обустройством мест для ожидания, представителей компаний ритуальных услуг, сортировка тел, план раскладки тел, отслеживание динамики состояния людей, выявление и снятие острого стрессового расстройства, работа по профилактике посттравматического стрессового расстройства, поддержка людей в процессе взаимодействия со следователями, паталогоанатомами, организация взаимодействия с представителями посольств, представителями авиакомпаний, страховых компаний, адвокатских фирм, работа со слухами и их предотвращением, предупреждение массовых реакций в толпе в результате эмоционального заражения);
6) сопровождение траурных мероприятий (обход домов пострадавших, сопровождение родственников на место гибели близких, сопровождение митинговых мероприятий, отслеживание динамики состояния людей, выявление и снятие острого стрессового расстройства, предотвращение негативных последствий переживаемой эмоциональной и умственной дезорганизации, работа со слухами и их предотвращением, предупреждение массовых реакций в толпе в результате эмоционального заражения);
7) сопровождение процесса траурного захоронения (сопровождение митинговых мероприятий, подготовка необходимого количества машин скорой помощи возле кладбища, отслеживание динамики состояния людей, выявление и снятие острого стрессового расстройства, работа по профилактике посттравматического стрессового расстройства, предупреждение массовых реакций в толпе в результате эмоционального заражения, работа со слухами и их предотвращением);
8) заключительный этап (работа с отсроченными реакциями, подведение итогов работы, написание отчётов, выявление ошибок, подготовка методических рекомендаций, проведение обучающих семинаров, сборов).
10. Экстренная телефонная психологическая помощь:
1) осуществляется согласно Практическому руководству по экстренной психологической помощи;
2) оказывается по телефону работниками кризисных центров помощи женщинам, по «телефону доверия» суицидологической службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации круглосуточно, а также по телефону «горячей линии» службы экстренной психологической помощи населению МЧС России, находящемся в ведении государственного учреждения Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
3) государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие всем нуждающимся социально-психологическую услугу «4.3.8. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико- психологическая помощь» согласно ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», обязаны отчитываться о своей работе перед Федеральной службой государственной статистики.
11. Порядок организации психологической в психологических бюро при департаментах устанавливается настоящим Федеральным законом.
12. Порядок организации психологической помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
13. Порядок организации оказания психологической помощи задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста лицам, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
14. Материально-техническое оснащение рабочего места определяют:
1) стандарт обязательного оснащения кабинета психолога: изолированное помещение с оконным проёмом, письменный стол, компьютер, запирающийся шкаф для хранения отчётной документации и стимульного материала психодиагностических методик, издание практического руководства по психодиагностике, обязательного для всех психологических бюро в Российской Федерации, шкафчик для игр и расходных материалов, два кресла, часы, стимульный материал психодиагностических методик, игры, расходные материалы;
2) стандарт обязательного материально-технического оснащения кабинета работника психологического бюро: изолированное помещение с оконным проёмом, письменный стол, компьютер, запирающийся шкафчик для хранения отчётной документации, шкафчик для игр и расходных материалов, два кресла, часы, игры, расходные материалы;
3) cтандарт обязательного оснащения приёмной в муниципальном психологическом бюро: письменный стол, кресла для пяти посетителей, компьютер, принтер, офисный измельчитель бумаги, запирающийся шкаф для хранения отчётной документации и Книг учёта доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, телефон, факс, копировальный аппарат, контрольно-кассовая техника, сейф, расходные материалы;
4) cтандарт обязательного оснащения приёмной в частном психологическом бюро: запирающийся шкаф для хранения отчётной документации и Книги учёта доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, телефон, факс, офисный измельчитель бумаги, контрольно-кассовая техника, расходные материалы;
5) cтандарт дополнительного оснащения предусматривает оборудование, необходимое для осуществления психологической деятельности работниками психологического бюро с лицензией на телесно-ориентированные виды непосредственной психологической деятельности и лицензией на разговорные виды психологической деятельности посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе приспособления для обеспечения удобства инвалидов.
15. Денежные расчёты с населением за оказанные психологические услуги осуществляются переводом на банковский счёт или оплатой наличными, приём наличных денег производится с обязательным применением контрольно-кассовой техники.
16. Работник психологического бюро обязан пояснять в Книге учёта доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, содержание регистрируемой доходной операции как оплату услуг по диагностике или формированию или лечению или восстановлению или поддержанию или супервизии.
17. Показателями результативности психологической помощи гражданам в Российской федерации являются статистические наблюдения, свидетельствующие:
1) о ежегодной динамике обеспечения муниципальных психологических бюро исполнителями по договору подряда с учётом объёмов программы государственных гарантий оказания бесплатной плановой психологической помощи;
2) о ежегодной динамике доступности психологической помощи гражданам исходя из числа психологических бюро на территории субъекта Российской Федерации;
3) о ежегодной динамике количества оказанных гражданам психологических услуг по диагностике, формированию, лечению, восстановлению и поддержанию, в том числе психологические услуги по профориентационной диагностике и поддержанию в соответствии со статистическими наблюдениями Федеральной службы по труду и занятости и услуги, оказанные по лицензии на психологическую деятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
4) о ежегодной динамике качества оказанной гражданам плановой психологической помощи, исходя из оценки степени достижения запланированного изменения на пути к психологическому здоровью по данным Я-структурного теста Аммона;
5) о ежегодной динамике оказанной населению бесплатной экстренной телефонной психологической помощи силами работников кризисных центров помощи женщинам, «телефона доверия» суицидологической службы Минздравсоцразвития России и «горячей линии» МЧС России;
6) о ежегодной динамике оказанной населению бесплатной экстренной помощи посредством интернет-службы экстренной психологической помощи населению МЧС России;
7) о ежегодной динамике количества жалоб граждан в этические комитеты.
18. Рекомендуемые штаты психологического бюро в расчёте на тысячу человек населения:
*необходимы статистические данные о реальной ситуации в отрасли за период нескольких лет о соотношении спроса и предложения по видам психологических услуг, чтобы грамотно рассчитать.

Прочесть текст законопроекта ФЗ полностью Законопроект ФЗ "Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации" (1.2 Mb)

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



Наверх

В избранное