Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск третьей недели апреля 2010.

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

«Поймут меня с полуслова»

Что такое интервизия и зачем она нужна

(окончание, начало в предыдущих выпусках рассылки)

Двадцать лет спустя, теоретик с американского континента,

Цитируем по книге:

Огден Т. Мечты и интерпретации. Пер. с англ. А.Ф. Ускова. М: Класс, 2001.160 с.

Томас Огден (1997)

Со стр. 11

"Идея о том, что любой анализ должен быть прежде всего интересным, является для меня самоочевидной, так и революционной концепцией. Чтобы быть интересным, анализ должен быть свободным в своих "попытках" определять свой

Со стр. 12

облик и принимать тот облик, который участники могут для него изобрести. <…> Живой анализ временами неосознанно протекает как эксперимент, покидая хорошо исследованные воды предписанных форм; это беседа, питаемая любопытством и многообразием попыток; это предприятие, зависящее от искреннего обмена мнениями и сравнения точек зрения. Анализ, превратившийся в рутинную форму, в котором от аналитика анализируемому передаётся "знание" - неинтересен; это уже более не эксперимент, поскольку ответы, хотя бы и в общем виде, известны с самого начала."

"Например, аналитик не планирует играть роль в перверсной сцене в аналитических отношениях. "Сюжет" или форма перверсного сценария является отражением внутреннего объектного мира анализируемого и выражается в форме бессознательных межсубъектных отношений аналитика и анализируемого. Понимание значения формы почти всегда является ретроспективным, и эта форма, конечно же, очень личная для её авторов. Как аналитики и как анализируемые мы очень требовательны к себе, стремимся не полагаться на "заранее предписанные формы" <…>, более того, мы требуем от себя быть бессознательно доступными субъектами в бессознательных экспериментах другого. Мы как аналитики стремимся сделать себя бессознательно восприимчивыми к использованию нас для разыгрывания разнообразных ролей в бессознательной жизни анализируемого. Бессознательная восприимчивость такого рода (состояние "мечтания", по Биону), включает в себя (частичную) передачу собственной отдельной индивидуальности третьему субъекту, субъекту, который не является ни аналитиком, ни анализируемым, но третьей субъективностью, бессознательно генерируемой аналитической парой."

Со стр. 13

«Полноценно предоставлять себя не так просто – это эмоционально опустошающее предприятие, в котором и аналитик и анализируемый в определённой степени "теряют свою душу (mind)" (свою способность думать и переживать опыт в качестве отдельного индивида). Только в процессе завершения анализа аналитик и анализируемый «возвращают» свои отдельные души, но эти вновь обретённые души не являются теми же самыми душами, которыми эти индивиды обладали, вступая в аналитический опыт. Тех индивидов больше не существует. Аналитик и анализируемый, которые «восстановились» как отдельные индивиды, сами являются в значительной мере новыми психологическими единицами, созданными / изменёнными своим опытом участия в третьем аналитическом субъекте ("субъекте анализа").

Переживание анализируемым смерти аналитика перед планируемым окончанием плодотворного анализа (идею "плодотворного" анализа необходимо дифференцировать от иллюзорной концепции "завершённого" анализа, который приходит к успешному завершению после успешного "разрешения" трансферентных конфликтов и искажений) представляет собой не только переживание огромной личной потери, но, что не менее важно, переживание, похожее на помешательство. Смерть аналитика закрывает для анализируемого возможность полностью освободить свою душу (душу, которая не являлась его исключительной личной собственностью в течение определённого времени). Аспект души, который был (частично) "утерян", - это та часть души, которая возникла и развивалась в межличностном контакте. Это часть души, которая приобреталась анализируемым постепенно в ходе непрерывного аналитического опыта. <…> (Невозможная) ответственность аналитика за то, чтобы остаться живым на протяжении всего анализа, очень тяжела и составляет одну из профессиональных трудностей, которая, на мой взгляд, недостаточно осознаётся. Мы недооцениваем давление, создаваемое знанием аналитика (в основном бессознательным), что он (как почти любой родитель) имплицитно обещает то, что, по-видимому, не может гарантировать – оставаться живым достаточно долго для того, чтобы анализируемый (или ребёнок) выделил / создал собственную душу, способную создавать отдельное место для жизни вне совместного психологического пространства, в котором он вырос, хотя и не полностью отделённое от него.

Психоанализ – это искусство, требующее не только работы по созданию места, где могут жить аналитик и анализируемый, но также развития и использования языка, способного дать голос нашему ощущению жизни в этом месте, где бы оно ни оказывалось. Мы ждём от себя (и от своих анализируемых) попыток говорить собственным голосом и собственными словами, поскольку это

Со стр. 14

та основа, которая позволяет анализу быть человеческим событием. Парадоксально, но аналитику требуется много тренировки и опыта, чтобы его речь звучала и ощущалась спонтанно, незаученно, неусвоенно, чтобы она не была продиктована аналитическими условностями и предписаниями. И это не просто вопрос взросления аналитика с течением времени, лучшего знакомства с ролью аналитика и более комфортного ощущения себя в ней. Аналитик на каждой стадии своей карьеры может начать заменять звук собственного голоса и собственный выбор слов на застывшие формулировки "общепринятой" техники, определяемые принадлежностью к той или иной аналитической школе, а также сознательно или бессознательно имитировать своего аналитика (аналитиков), супервизора (ов) или других аналитиков, вызывающих у него в данный момент уважение, восхищение или идентификацию.

Самым большим достижением для аналитика является развитие способности "просто говорить" с анализируемым."

Со стр. 16

"В следующих главах будет обсуждаться то, что фундаментально аналитическая задача состоит в стремлении аналитической пары помочь анализируемому быть человеком в более полном смысле, чем он был способен ранее. Это не абстрактный философский вопрос; это потребность нашего рода человеческого, такая же фундаментальная, как потребность в пище или воздухе. Стремление стать человеком является одной из немногих вещей в жизни, которые временами могут быть для человека более важными, чем личное выживание."

Конец цитат.

Мне приходилось уже затрагивать тему того, что никто не может знать всё, на каждого знатока найдётся более знающий, на каждого опытного есть опытный в большем, на каждого искусного в одном найдётся искусный во многом. Какой бы идеальный образовательный стандарт мы ни реализовали, через десять лет значительная часть багажа знаний окажется требующей модернизации, потому что устарела. Профессионализм клинического психолога определяется его способностью адекватно оценивать реальность и "контейнировать" аффекты клиентов, которые не способны "перерабатывать" самостоятельно сильные чувства. По механизму проективной идентификации клиенты "перебрасывают" аффекты в других людей, чтобы они пережили то же самое, обдумали пережитое и, обрамив чувства словами, сфокусировали восприятие клиента и тем самым создали для него возможность осознания.

Интервизия – это готовность к со-творчеству с коллегами, в надежде, что "аналитический третий" интервизии создаст возможность додумать недодуманное или догадаться, схватить неуловимое в опыте терапии с трудным клиентом.

Эссе было перепечатано в http://community.livejournal.com/rabota_psy/60122.html

С уважением,

доктор Бермант-Полякова

психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное