Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск четвёртой недели апреля 2010.

О.В. Бермант-Полякова, 2009

Из разговора с коллегами на Одноклассниках:

И.Е. Мне кажется,

если каждый усовершенствует тот кусок работы, который делает ежедневно - толк будет. Если я, например, из потока студентов смогу 10 человек обучить так, что они будут уметь качественно делать свое дело - я считаю свою миссию выполненной. Если вы умеете только одной диагностической методикой пользоваться - не надо все человечество переделывать, освойте ее на профессиональном высоком уровне и еще коллег научите - толку больше будет.

О.В. Хочу откликнуться на происходящее в теме "Психотерапия и общество" и на дискуссию, можно ли подготовить грамотного психолога без того, чтобы показывать ему пациентов психиатрической клиники. В этой ветке я уже цитировала теоретические положения о показывании/рассказывании, showing/telling, и о том, что оба способа передачи знаний равнозначны. Да, в медицинском институте учат, показывая, условно говоря, врачу сто раз покажут: это блондинка и сто раз покажут: а вот это брюнетка, и он на всю жизнь знает, кто перед ним, блондинка или брюнетка. Психологи читают книги о структуре, длине и способах окрашивания волос, и дать чёткое определение блондинки и брюнетки затрудняются. Или пишут дипломную работу и в хорошем обзоре литературы показывают, как определяли "блондинка" и "брюнетка" разные теоретические школы.

Естественнонаучное знание легко превращает человека в объект, на котором показывают, гуманитарное знание дорожит субъектом и рассказывает,объясняет, а не являет. Вопрос, нужно ли психологам,получая клиническую специализацию, мимикрировать под естественнонаучную манеру в духе "С волками жить, по-волчьи выть", звучит в постах последних дней риторически. Тем не менее показать можно и без клиники. Давайте сделаем так.


Мой тезис - профессионализм психолога определяется его личностной зрелостью (интегральное понятие для саморегуляции, способности управлять своими чувствами, рефлексировать, обучаться, принимать ответственность, поддерживать глубокие и разнообразные отношения, соотносить свои поступки с идеалами и этическими критериями, подробно об этом в постах на английском языке).

Профессионализм клинического психолога в дополнение к вышесказанному определяется его способностью "контейнировать" аффект. Психически больной человек не способен "перерабатывать" самостоятельно сильные чувства, он по механизму проективной идентификации "перебрасывает" их в других людей, и они уже обдумывают чувства "для него" и возвращают ему словами обратной связи. На этом работает милье-терапия.

Для ленивых: я нашла для вас ссылку, где объясняется, что такое милье-терапия, читайте http://www.pedlib.ru/Books/3/0294/3_0294-375.shtml

Теперь собственно об идее. Показывай не показывай психологу пациентов, если вы не можете контейнировать отщеплённые другими аффекты, осознавать их и в тактичной форме предлагать обсудить происходящее, то есть возвращать отщеплённое содержание пациенту, - вам лучше не работать с психически нарушенными людьми.

Здоров или нарушен психически тот или иной человек? Это вердикт, который тесно связан со способностью адекватно оценивать реальность. Если бы в 1970-м году некто прижал к уху коробочку из пластмассы размером с два спичечных коробка, говорил в неё и на вопрос окружающих, чем он занят, сообщил советскому психиатру, что разговаривает с мамой в Америке, - вы сделали бы вывод, что это невозможно и способность адекватно оценивать реальность у человека утрачена. Сорок лет спустя сотового телефона нет разве что у домашних собак, а прижать к уху сотовый телефон и поговорить с мамой в Америке, да ещё и сообщить об этом вслух представителям власти, - факт обыденной жизни, кооперативен, сотрудничает с врачом.

В Израиле в 1997 году по постановлению суда у врача отобрали лицензию за рекламное объявление в газете, запретили практиковать. Затем Нетаниягу реформировал социалистическую экономику, и теперь реклама специалистов медицинских и околомедицинских специальностей официально разрешена. С реализацией правительственной программы "Компьютер каждому школьнику"интернет появился в каждой израильской семье, ипрофи свободно рекламируют самих себя, не рискуя лишиться лицензии.

Понятия о нормальном и ненормальном, допустимом и недопустимом изменяются, и ситуация в России тоже изменяется.

Только наши внутренние требования к высокому уровню профессионализма и этические идеалы, на которые мы ориентируемся, остаются неизменными: относись к ближнему так, как хочешь, чтобы относились к тебе. У нас на АП благодаря Владимиру Юрьевичу Слабинскому есть прекрасная ветка, где детально рассмотрены самые разные ситуации в профессиональной жизни, рекомендовано для прочтения.

Никто не может знать всё, на каждого знатока есть ещё более знающий, на каждого опытного, есть опытный в большем, на каждого искусного в одном найдётся искусный во многом.Какой бы идеальный образовательный стандарт мы не реализовали, через десять лет значительная часть багажа ЗНАНИЙ окажется требующей модернизации, потому что устарела.

Профессионализм клинического психолога определяется его способностью адекватно оценивать реальность и"контейнировать" аффекты. Именно это, а не знания, я бы поставила во главу угла.

Олег Носков 18 сентября писал здесь в теме:

" То есть мне кажется,что перспективнее было бы совершенствовать методики обучения восприятия живого человека живым человеком,чтобы из этого человека получался совершенный специалист (как в хирургии, где каждый хороший хирург прошел стадию вышивания хирургической иглой на пяльцах),и здесь огромное поле деятельности для психологии,в том числе чтобы обосновать пределы возможностей человека специалиста(как это делается в космической медицине). Упрощение деятельности и перекладывание ее сложной части на технику конечно общий тренд цивилизации, но есть эмерджентность в некоторых видах деятельности, которая пока невоспроизводима при исключении из нее человека. Конечно понятно,что "обьективизация" нужна для решения разнообразных юридических, страховых и еще разных дел, но она другим боком умертвляет то, что может сделать только человек человеку по- человечески."

Мне созвучны его слова. Мы же люди, не камни...

Эссе было перепечатано в http://community.livejournal.com/rabota_psy/7071.html

С уважением,

доктор Бермант-Полякова

психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное