Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рассылка сайта  "Интегральная психология"

Сам себе психолог,
или методика выживания в эпоху кризиса

Выпуск 53


Здравствуй, дорогой читатель!

Давай сегодня поговорим о счастье! И проведем маленький эксперимент: - "Я бы хотел, чтобы вы подумали о самом чудесном переживании или переживаниях в вашей жизни; о самых счастливых моментах, моментах экстаза, моментах восторга… Прежде всего, перечислите их, а затем попытайтесь рассказать мне, что вы чувствуете в эти "пиковые" моменты, чем ваши чувства отличаются от всего, что вы испытываете в другие моменты, в какой мере вы становитесь другим человеком…, в какой мере другим представляется вам окружающий мир". Этим словами начинал свой эксперимент А.Г. Маслоу, в котором он исследовал феномен "Пиковых переживаний человека". Давайте и мы сегодня присоединимся к этому эксперименту.


Хроники кризиса

Нет в жизни счастья


Редакция газеты "Деловой Петербург"

Главный психиатр Петербурга Сергей Литвинцев, по сообщению СМИ, так прокомментировал результаты свежего опроса ВЦИОМ: 72% россиян–респондентов, объявившие о своем счастливом состоянии, скорее всего, просто больны: "Есть в психиатрии так называемый синдром маниакального состояния. Больные им люди чувствуют эйфорию без причины, у них улучшается настроение".

"Со статистикой, конечно, трудно спорить, но я не очень верю, что 72% россиян чувствуют себя счастливыми. В стране кризис, времена трудные", — заметил главный психиатр. Однако с российской статистикой порой не только можно, но и нужно спорить. Тем более с той, которая по–прежнему (как, кстати, и психиатрия) во многом базируется на советской методологии и обслуживает государственные интересы.

У нынешней власти есть все социально–политические основания искусственно повышать количество счастливых россиян (по данным ВЦИОМ, за последние полгода их количество увеличилось на 3%, с 69% до 72%) : не уставай говорить "халва" — может, во рту слаще и станет.

В чем главный психиатр Петербурга, вероятно, прав, так это в том, что действительно большинство сограждан не похожи на счастливых людей.

Счастливый человек вряд ли будет пытаться задавить пешехода на переходе, вряд ли будет пытаться унижать и порабощать себе подобных. В России слишком высокий уровень агрессии, который ставит под большое сомнение наличие в ней 72% счастливцев.


Источник


Поиск выхода

Но, счастье есть! Его не может не быть!

Современная психология предполагает, что человеческие потребности, страхи и интересы всегда должны быть отправной точкой восприятия. Общепринятый взгляд на восприятие зиждется на предположении, что познание есть вспомогательный механизм приспособления и что оно до определенной степени должно быть эгоцентричным. Такая точка зрения предполагает, что на мир следует смотреть только с точки зрения интересов воспринимающего и что ощущения должны быть организованы вокруг эго, как центрального и определяющего ядра.

Результаты исследований А.Г. Маслоу указывают на то, что восприятие человека может подниматься над эго, быть бескорыстным и неэгоцентричным. Для самореализующихся людей это нормальное явление, а у среднего человека это может происходить периодически, во время пиковых переживаний. Восприятие может быть сосредоточено не на эго, а на воспринимаемом объекте. Человек как бы воспринимает нечто, обладающее своей собственной независимой от воспринимающего реальностью. При эстетических и любовных переживаниях вполне возможно настолько "раствориться" в объекте, что наше "я" исчезает в буквальном смысле.

Некоторые авторы, занимающиеся эстетическими и мистическими переживаниями, чувствами материнства и любви, зашли настолько далеко, что утверждают, будто при пиковых переживаниях мы можем говорить даже об отождествлении воспринимающего и воспринимаемого, об их слиянии в новой и высшей целостности, в сверхорганизованной системе.

Именно такого рода восприятие, позволяющее выйти за рамки своего эго, приносит человеку ощущение настоящего счастья!

Пиковое переживание есть нечто, само по себе оправдывающее свое существование, нечто самоценное. Респонденты Маслоу все как один утверждали это, описывая свои любовные, мистические, эстетические, творческие переживания и вспышки озарения. Многочисленные авторы, пишущие на темы эстетики, религии, творчества и любви, единодушно определяют эти переживания, как ценные настолько, что ради этих мимолетных моментов стоит прожить всю жизнь.

Эмоциональная реакция на пиковое переживание имеет особый привкус удивления, благоговения, почтения, смирения и подчинения величию переживания. Иногда к ней примешивается испуг (хотя и приятный) от невыносимой интенсивности ощущений. "Подопытные" Маслоу говорили об этом так: "это слишком для меня"; "это больше, чем я могу вынести"; "это слишком прекрасно". Ощущение может обладать такой остротой, что может вызвать слезы, смех, или то и другое и, как это ни парадоксально, может иметь что-то общее с болью. Впрочем, это желанная боль, которую зачастую называют "сладостной". Это может зайти настолько далеко, что возникает мысль о своего рода смерти. Типично такое описание: "Это слишком прекрасно. Я не знаю, как я смогу это выдержать. Я могу сейчас умереть и это будет прекрасно". Вероятно, что отчасти это означает отчаянное нежелание спуститься с этой вершины в долину обычных переживаний. Вероятно также, что здесь имеется аспект глубокого переживания своей ничтожности по сравнению с величием переживания.

Отличительной чертой всех изученных случаев характерного пикового переживания была дезориентация во времени и пространстве. Если точнее, то в эти моменты человек субъективно находится вне времени и пространства. Поэт или художник в порыве творчества забывает об окружающем его мире, и время для него останавливается. Многие люди, особенно влюбленные, рассказывали о полной утрате ощущения протяженности времени. Складывается такое впечатление, что люди в этом состоянии каким-то образом оказываются где-то в другом мире, в котором время одновременно и останавливается, и движется с огромной скоростью.

В то же время и восприятие окружающего мира отличается от восприятия в обычном состоянии. Человек смотрит на мир с особой точки зрения и может видеть лучшую его сторону. Сам, окружающий человека, мир видится ему нейтральным или хорошим, а зло, боль или опасность кажутся результатом неумения увидеть мир в его целостности и единстве. Человек ощущает как недостаток – восприятие мира только с эгоцентрической или слишком низкой точки зрения. (Разумеется, речь идет не об отрицании существования зла, боли или смерти, а, скорее, о примирении с этими явлениями, понимании их необходимости.)

То же самое можно сказать и по-другому - сравнив это с одним из аспектов понятия "бог", присущим многим религиям. Боги, которые могут всецело созерцать и объять Бытие и, стало быть, понимать его, должны воспринимать его как доброе, справедливое, необходимое, "зло" же должны воспринимать как продукт ограниченного или эгоистичного видения и понимания. Будь мы богоподобными в этом смысле, мы тоже обладали бы вселенским пониманием и никогда бы ничего не осуждали и не презирали, ни от чего не приходили бы в ужас и ни в чем бы не разочаровывались. Мы могли бы испытывать только сострадание, любовь к ближнему, милосердие и, возможно, печальное или веселое удивление (в высоком смысле этого слова) от несовершенства других людей. Но ведь именно так нередко относятся к миру самореализующиеся люди, и все мы так относимся к миру в моменты наших пиковых переживаний.

Разумеется, мы должны понимать, что такое богоподобное, вселенски терпимое, отношение обрести не так-то просто. Однако, мы можем подойти к нему более или менее близко. Хотя нам никогда не стать богами в этом смысле, мы можем более или менее часто быть более или менее богоподобными.

Иными словами, любой человек, во время любого пикового переживания временно обретает качества, которые Маслоу находил у самореализующихся людей. Это не только самые счастливые и волнующие моменты в жизни человека, но также и моменты величайшей зрелости, индивидуации, реализации - короче говоря, самые здоровые моменты.

Это позволяет нам дать новое определение самоактуализации, чтобы самоактуализация не казалась пантеоном типа "все или ничего", в который могут попасть только очень немногие люди, не ранее шестидесятилетнего возраста. Мы можем определить ее, как эпизод, или "прорыв", в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино.. доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей, и т.д. Во время этих "прорывов" он становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком.

* - в тексте использованы материалы из книги А.Г. Маслоу "Психология Бытия"

Пишите нам: psy@i-psy.ru


Удачи вам и большого желания к жизни!

Конец 53 выпуска


В избранное