Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рассылка сайта   "Интегральная психология"

Сам себе психолог
или методика выживания в эпоху кризиса

Выпуск 66


Здравствуй, дорогой читатель!

   У нас на сайте появилась новая рубрика «Что такое общность душ или коллективное бессознательное?».
Зачем нам нужна эта рубрика и эта тема? С одной стороны, она несет в себе некий таинственный мистический оттенок, это какая-то реальность, которую мы не можем пощупать руками и увидеть. С другой стороны, как оказывается, она постоянно воздействует и влияет на нас. А значит, познакомиться с ней просто необходимо.


Футбол, футбол...

i-psy.ru    Совсем недавно отгремел чемпионат мира по футболу, который просто, как цунами, захватил в свою воронку буквально весь мир. Огромное количество людей во всех уголках света слились на какой-то период в эмоциях, чувствах, мыслях, желаниях. На улицах городов происходили буквально языческие вакханалии по поводу происходящих игр.
   А в чем же секрет, в чем причина небывалого успеха этой древней игры?
В терминах теории коллективного бессознательного футбол можно рассмотреть, как древнюю борьбу, в которой соревнуются лучшие мужи своих племен за право обладания чем-то безусловно ценным. Футбол это всегда битва, где выживает сильнейший. В саге "Смерть Конхобара" говорится следующее: «Был в то время у уладов обычай вынимать мозг из головы каждого мужа, убитого ими в поединке. Мозг этот смешивали потом с известью, делали из него крепкий шар и играли». Отрубленная голова являлась символом лишения мощи и силы противника.
   Именно в таком виде футбол существует и сейчас. Безусловно, в ходе своей истории эта борьба совершенствовалась технически (играют теперь не отрубленными головами, а мячом; не голыми ногами, а в бутсах; не на безграничном пространстве, а на строго очерченном зеленом газоне) и, если можно так сказать, этически (ее облагородили за счет введения строгих правил, запрещая не то что бороться насмерть, а вообще наносить увечья друг другу). Но символы-то остались! И они живут в коллективном бессознательном: по-прежнему соплеменники одной команды желают смерти (физической!) поклонникам другой; по-прежнему забивание мяча в ворота свидетельствует доказательством чисто мужской силы в сексуальном плане. Архетипы или даже их можно назвать животными инстинктами, с неимоверной силой на протяжении веков пробуждаются из нашего бессознательного и управляют нами, как куклами...
   По статьте Никишина Д.В. «Психоанализ футбола»



«Что такое общность душ или коллективное бессознательное?».

i-psy.ru    Мы начнем знакомство с коллективным бессознательным с самого известного и популярного разработчика этой темы Карла Густава Юнга и в качестве вступления приведем его цитату, которая сегодня очень популярна в сети интернет:

«Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности».
Jung C.G., «Memories, Dreams, Reflections». p.220. — 1962

Целью развития человека Юнг считал достижение Самости.
Самость (Selbst) по Юнгу - это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики.
Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней.
Итак, если попытаться перефразировать Юнга, то можно сказать, что для полноценного развития нам необходимо интегрировать сознание с бессознательным.

Юнг выделяет два уровня бессознательного. Он писал, что непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании. Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень - коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.
Юнг проанализировал сновидения и фантазии своих пациентов и выявил в них образы и идеи, которые никак не вписывались в личностный опыт человека, поскольку они были гораздо шире его возможностей. Затем оказалось, что этот слой бессознательного напрямую связан с мифологическими и религиозными мотивами, которые Юнг обнаружил в культурах древнейших цивилизаций, разделенных между собой во времени и пространстве.
К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, "далеко превосходящая сознательный ум". Они улавливают некие "праформы". Эти "праформы" всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир.
Впоследствии эти "праформы" были названы "коллективным бессознательным". Состояние же транса Юнг характеризовал как специфическое единство рационального и иррационального, обладающее способностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Юнг выявил, что существует немалое количество символов (образов), присущих всем древним культурам и находящихся в нашем с вами коллективном бессознательном.
Чаще всего архетипы могут проявляться в снах и видениях, когда сознательная часть психики не подвергает их обработке. Это неясные, малопонятные образы, которые ощущаются, как что-то безгранично превосходящее человеческую личность. Выражаясь в человеке архетип активизирует определенные поведенческие схемы, делает психику чувствительной к информации определенного типа.
Именно прорывом архетипов К. Юнг объяснял кризис европейской культуры в 20—30-х годах, "закат Европы", выразившийся прежде всего в приходе нацистов к власти и второй мировой войне. К. Юнг считал это закономерным следствием развития европейской культуры, ее технического прогресса в овладении миром с помощью совершенствования технологии и упадка символического знания.

К. Юнг вошел в историю науки также изучением случайных совпадений одномоментных событий, не связанных друг с другом. (Например, смерть родственника и одновременно тревожный сон; совпадения событий у близнецов, длительное время не имевших контактов друг с другом; проявление сверхинтуиции, как это было со шведским философом Сведенборгом, почувствовавшим на большом расстоянии пожар у себя в доме.) К. Юнг объяснял это синхронностью и связывал с архетипами, проявлявшимися одновременно ментально и физически. В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.

Уникальные труды К. Г. Юнга позволяют взглянуть на многие загадочные феномены нашей жизни в новом свете: например, источник особой одаренности и талантливости выдающихся художников и писателей можно увидеть в этой колоссальной общей «копилке человечества», которую Юнг назвал коллективным бессознательным. В таком случае их талантливость можно объяснить особой чувствительностью к этому пласту, особой степенью настроенности, чуткости, так что это общее коллективное бессознательное проявляется через них. Или феномен предчувствия или ощущения происходящего события без явного знания о нем так же говорит нам о том, что существует некая связь между событием и ощущающим его на растоянии человеком.

Юнг также говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом: «в процессе индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание - это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это функция отношений с миром объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром». «Индивидуация означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия» (К.Г. Юнг, 1928).

Все эти факты являются неопровержимым доказательством одной важной для нас вещи, а именно, наличия какой-то глубинной связи соединяющей в себе все и вся, наличие какого-то единого общего корня или общей души, если можно так назвать это образование. Причем, как следует из наблюдений Юнга, она живет и развивается по своим законам, независимо от того, что люди приходят и уходят. И каждое поколение и каждый отдельный человек вносит свой вклад в это общее развитие.
А что внесем в это развитие мы, читатель? Футбольные оргии?
А может быть, читатель, мы сможем когда-нибудь выйти из этого «эгоистического комка личных желаний» к «широкому миру объективности» и реализовать «более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия»?


Пишите нам: psy@i-psy.ru

Удачи вам и большого желания к жизни!

Конец 66 выпуска

"Интегральная психология"



В избранное