Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса
Выпуск 74
Здравствуй, дорогой читатель!
Интересный расчет: возможность управлять Вселенной или получить миллион долларов. Что бы ты
выбрал? И почему, интересно, для Григория Перельмана оказалось невозможно совместить два удовольствия в одно? И можно ли
сделать расчет на то, чтобы вообще не делать расчетов? Какая будет от этого выгода ? Поделимся с тобой своими идеями в
сегодняшней рассылке.
Уже год, как Григорий Перельман, доказавший теорему Пуанкаре, над которой бились десятки лет ученые со всего
мира, отказался от присужденной ему премии в миллион долларов!
Трудно сказать, что нас, обывателей, поразило больше: то, что наш ученый обошел всех других, или то, что он отказался от
астрономических денег!...
На вопрос, почему Перельман отказался от миллиона, он ответил: мол, что такое миллион долларов для человека, управляющего
Вселенной?...
...Как нам рассказал представитель спецслужб, разведчики не выпускают из виду Перельмана. Причем интересуются им не только наши
спецслужбы, но и других стран. Как объясняют, Григорий Яковлевич фактически шагает впереди сегодняшней мировой науки. Он постиг
некие сверхзнания, помогающие понять мироздание.
Наша Вселенная появилась во время взрыва. Фактически из точки. В точку ее и можно свести. Как это сделать - знает Перельман...
"В тисках собственной психики"
К.Г.Юнг говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем
более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом: "в процессе
индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное
сознание - это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда
нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это - функция отношений с миром
объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром" "Индивидуация означает
лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия" (К.Г. Юнг, 1928).
Насколько актуальным оказывается это открытие великого психолога сегодня и что это означает на практике? Давайте
разберемся.
Итак, Юнг говорит, что наше сознание "порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов" и представляет собой
"раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или
исправлении...".
Вот эта особенность устройства нашей психики и является причиной всех наших психологических проблем и ограничений.
Психика, по определению - это "системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом
объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего
поведения и деятельности. (Петровский, Ярошевский) [1]
Так вот, это самое "активное отражение субъектом объективного мира" происходит в "высокоорганизованной материи", т.е в нас, в
высшей степени субъективно и проходит сквозь призму описываемого Юнгом "эгостичекого комка личных желаний и страхов..."
И моя же собственная психика, путем такой вот несколько ущербной рефлексии строит для меня картину моего мира, где я все время
должен бороться за свое существование, стараться урвать для себя лучший кусок, защищаться, переживать за свое благополучие,
маяться своими уникальными комплексами неполноценности и прочими "радостями", которые знакомы каждому человеку.
Я получаюсь, как бы "зажат" в рамках своей психики, которая запрограммирована делать из меня этот "эгоистический комок" и
держать меня, как будто, в таком "узком месте". И самое главное – меня никто не спрашивает: хочу я или нет находиться в таком
состоянии "узости".
В противоположность свойству обычной человеческой психики "фильтровать" информацию "в своих интересах", человек может
надстроить над своей "природной" психикой дополнительную способность к восприятию всей остальной действительности, не связанной
на прямую с пользой для самого человека. Эта надстройка изначально отсутствует в сознании человека, но именно она позволяет
вырваться из "узкого места" в "широкий мир". Юнг называл эту способность "функцией отношений с миром объективности, выводящей
индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром".
Если попробовать проиллюстрировать этот принцип на простой картинке, то можно представить следующее. Допустим, я близок к тому,
чтобы сделать научное открытие. Все идет отлично – я провожу исследования, измеряю данные, анализирую информацию, и в итоге я
должен уловить вот это что-то новое к чему я иду, чего человечество и я, в том числе, еще не знаю. Я чувствую это открытие на
интуитивном уровне, но должен его уловить и материализовать. И по мере приближения к этому открытию меня начинают накрывать
волны соврешенно эгоистических мыслей: как я буду знаменит, как я прославлюсь, как я буду богат! О! И вдруг я ощущаю, что эти
самые мысли перекрывают мне кислород для моего открытия. Они настолько придавили меня эгоистическими предвкушениями, что я
совершенно потерял чувствительность, которая мне необходима для того, чтобы закончить иследование, чтобы уловить неуловимое...
Вот тут я и столкнулся с жесткими тисками своей психики, наглядно почувствовал ее "узкое место".
Она мне просто захлопнула дверцу в "широкий мир", к которому я был, как будто, близок.
И нет уже ни миллиона, который я мог бы заработать, ни возможности заглянуть в тайны мира. А испортила мне все программа,
находящаяся внутри меня, которая запустилась без моего ведома. И тогда я начинаю думать, как мне её обмануть. Исследую свои
реакции и прихожу к выводу, что если я работаю для собственного заработка, т.е. сдаюсь своей программе по извлечению выгоды, то
вынужден распрощаться со своими более тонкими возможностями. Если же, все-таки, тайны Вселенной манят меня – мне придется в
определенной степени нейтрализовать программу, по которой работает моя психика.
И это тоже жесткий расчет – только выгода немного отличается от общеобывательской, поэтому не совсем понятна, на первый
взгляд.
Это, конечно же, только наши домыслы относительно мотивации уважаемого господина Перельмана. Тайны его отношений с Вселенной
остаются при нем и для нас покрыты плотной завесой.
А вот разговор о нейтрализации программы, по которой функционирует наша психика, может оказаться полезным и получить дальнейшее
продолжение в нашей рассылке, поскольку может нам помочь в совершенно неожиданных ситуациях нашей такой загадочной жизни.