“Наступление противоположностей”. Психологическое “право”,
сформулированное впервые еще Гераклитом и говорящее, что все, рано или
поздно, переходит
в свою противоположность. Юнг характеризовал энантиодромию как “правило,
которое управляет всеми циклами в натуральной жизни, от этих наименьших
до наибольших”. “Единственно тот, кто избежит сурового правила энантиодромии,
есть человеком, который знает, как отделить себя от собственного бессознательного”.
При отсутствии такого отделения появляется сильная зависимость от простых
механизмов саморегуляции с несоблюдением и ослаблением контроля Эго.
Вездесущность упоминаний на тему энантиодромии (клинических, символических
и теоретических) указывает, что для Юнга не была это обычная формула, но действительность
равно в психическом развитии личности, так и в коллективной жизни. Если терапевтически
чрезмерно заакцептировать этот факт, могло бы это, конечно, привести к наблюдению
только ясной стороны предмета или наоборот, к ожиданию всегда плохого. Распознание
неизбежности энантиодромических изменений помогает в предвосхищении динамических
процессов в психике. Юнг также верил, что перемены можно одинаково предвидеть,
так и определиться к ним как к основам, будущим эссенцией сознания.
Юнг применял понятие энантиодромии касательно процессов проявления бессознательных
противоположностей, будущих в некоторых отношениях
к точкам зрения, которые удерживает или выражает сознание. Если крайняя,
односторонняя тенденция доминирует
сознательную жизнь, в это самое время в психе появляется
равно сильная противоположная позиция. Она, прежде всего сдерживает сознательную
активность, а после сламывается
через затормаживание эго и сознательный контроль. Право энантиодромии лежит
в основании юнговского правила компенсации.