В 1945 году Юнг подал наиболее непосредственную и ясную дефиницию тени: “то,
чем личность не хочет быть”. Это простое суждение суммирует многостороннее
и повторяемое внимание на тему тени как негативной стороны личности, сумы
всех негативных черт, которые хочет скрыть, второстепенной, лишенной ценности
и примитивной стороны людской натуры, “иной особы” в нас, нашей собственной
темной стороны. Юнг давал себе ясно отчет в реальности зла в
жизни человека.
Юнг многократно подчеркивал, что все владеем тенью, потому что то, что есть
субстанциональным, отбрасывает тень. Эго соотносится так к тени, как свет
к мраку и это собственно тень нас очеловечивает. Каждый носит в себе тень и чем меньше она очевидна в сознательной жизни
личности, тем она более черная и густая. Если чувство низменности осмысливается,
всегда имеется шанс перелома этого. Более того, непрерывно отираешься тогда
о иные
цели, значит постоянно подвержен переменам. Но если тень вытеснено
и изолировано от сознания, никогда не удастся его изменить и может появиться
совершенно
неожиданно в момент невнимания. В каждом возможном случае создает неосознанное
препятствие, делая напрасным наши наиболее искренние интенции.
Юнг приписывал Фрейду заслугу обращения внимания современного человека на
разрыв между ясными и темными сторонами человеческой психики. Подходя к этой
проблеме с научной точки зрения и не имея никакой религиозной цели, предчувствовал,
что Фрейд открыл пропасть темноты в людской натуре, которую освещенный оптимизм
западного христианства и век науки старались укрыть. Юнг оценивал метод Фрейда
за наиболее подробный и глубинный анализ тени, который когда либо был проведен.
Юнг утверждал, что занялся проблемой тени в способ отличный от подхода фрейдовского,
который, по его мнению, имел некоторые ограничения. Приняв, что тень становит
животную часть личности и что “хочет с ней сосуществовать” в такой
способ, отождествлял тень прежде всего с содержаниями индивидуального бессознательного.
Заинтересованность этими содержаниями связано для личности контактами с собственными
влечениями и осознание себе, каким способом их выражение поддано контролю
того, что коллективное,
совместное (адаптация). Более того, содержания индивидуального бессознательного
есть неразрывно связано с содержаниями архетипов коллективного бессознательного,
которые обладают
собственной темной стороной. Другими словами, невозможно устранить тень; следовательно
периодом чаще всего используемым психотерапевтом для процесса конфронтации
с тенью во время анализа будет “установления
контакта” с
тенью. Скоро тень есть архетип, его мощное содержание, обозначенное через аффект,
навязчивое,
обезоруживающее, автономное — кратко говоря, в состоянии встряхнуть
и придавить упорядоченное. Как все содержания способные войти в сознание,
сначала появляются
в проекции и когда сознание подвергается угрозе
или сомнительной позиции, тень проявляется как преобладающая, иррациональная
проекция на другую личность,
негативную или позитивную. Здесь Юнг нашел убедительное объяснение не только
личных антипатий, но также ужасных предубеждений и преследований, имеющих
место в современности.
Когда идет речь о тени, целью психотерапии есть развертывание умения
осознания себе тех образов и ситуаций, которые наиболее
правдоподобно могут вызвать проекцию тени на чью то личную жизнь. Познать
(проанализировать)
тень, это
преодолеть ее принудительное объятие (индивидуация, интеграция, завладение).