Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стратегия вашего успеха. Осознание истины . Материалистический тупик. Аутизм (ч.II)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Стратегия вашего успеха. Осознание истины
Стратегия вашего успеха. Осознание истины
  Юрий Логачев © www.logachev.info

Рассылка N 20(62), 19 июля 2004 года

 

www.virtus.ru
www.allbis.net
www.anastasia.ru
www.mtometeo.ru/practic

 

 
Материалистический тупик. Аутизм (ч.II)

 

Человек есть одновременно тупик и выход!

Макс Шелер
 

В этом выпуске рассылки, как я и обещал, попытаемся дать объяснение феномену, получившему название аутизм. Причем я приведу две противоположных точки зрения: материалистическую и идеалистическую. Я рекомендую внимательно прочитать и ту, и другую, несмотря на то, что в душе своей, например, вы прирожденный материалист или стали таким... :)

 

МАТЕРИАЛИЗМ И АУТИЗМ

В настоящее время точные причины аутизма не установлены [1]. Однако очевидно, что нарушения аутичного спектра могут быть вызваны целым рядом факторов, влияющих на развитие ребенка до, во время и после рождения.

В начале существовало мнение, что аутизм возникает в результате психологических травм, которые переживал ребенок. Считалось, что родители аутичного ребенка склонны подавлять его активность. Однако проведенные психологические исследования не подтвердили этого. Аутичные дети переживают в детстве не больше психологических травм, чем другие, а их родители столь же заботливы, как и родители обычных детей.

В современных работах исследователи склонны связывать аутизм с патологией нервной системы, которая может быть вызвана целым рядом факторов: например, различными врожденными нарушениями обмена веществ или хромосомной патологией. Кроме того, органическое поражение центральной нервной системы может возникнуть в результате вредного воздействия в период беременности и родов, может быть связано с эпилептическим синдромом, или возникнуть как осложнение ряда детских заболеваний (кори и др.).

Аутические нарушения развития также могут быть вызваны слепотой, глухотой и другими нарушениями анализаторных систем (так называемый вторичный аутизм), поскольку эти нарушения затрудняют для ребенка контакт с внешним миром.

Однако, необходимо заметить, что аутичным детям часто ошибочно ставят диагноз слепота, немота или глухота, так как некоторые дети избирательно не пользуются отдельными анализаторами (например, делают вид, что не слышат), стремясь ограничить поток информации извне.

Аутизм часто возникает и при шизофреническом процессе. Однако следует различать собственно детскую шизофрению (при которой состояние в целом нестабильно, а периоды ухудшения сопровождаются острыми расстройствами, в том числе и галлюцинациями) и детский аутизм (при котором состояние более стабильно, несмотря на ухудшения и кризисы).

На ежегодной конференции Американской ассоциации по развитию науки, которая прошла в Бостоне, ученые из Стэнфордского университета представили доклад о позитивном влиянии гипнозотерапии [2]. В качестве экспериментальных доказательств этого вывода были предложены результаты исследования, проведенного среди... буддийских монахов. В частности, ученые провели ряд экспериментов, связанных с определением особенностей функционирования человеческого мозга во время процесса медитации.

Рассмотреть мельчайшие детали устройства и особенности функционирования содержимого черепной коробки человека в тот самый момент, когда он интенсивно молится, стало возможным при использовании магнитно-резонансной томографии. Этот метод стал в последние годы одним из наиболее распространенных при изучении процессов, происходящих в мозгу.

В ходе исследования выяснилось, что во время медитации происходит своего рода "переполюсовка" деятельности мозговых полушарий. В результате зоны мозга, активные в "повседневном" состоянии, деактивизируются. И одновременно традиционно пребывающие в более "расслабленном состоянии" зоны начинают активно функционировать.

В частности, было установлено, что у человека, погрузившегося в медитацию, резко увеличивается активность фронтальной части мозга, области, которая обычно активизируется в тот момент, когда человек сосредоточивает свое внимание на выполнении какой-либо задачи, и затормаживается деятельность затылочной части мозга, которая отвечает за пространственное ориентирование.

Этот факт подтвердил догадки ученых о том, что медитация приводит к ощущению отсутствия пространства.

Аналогичные результаты были в свое время получены той же группой ученых при исследовании процесса молитвенной концентрации. Этот эксперимент, проведенный среди монахинь из ордена францисканцев во время молебна, показал, что при "погружении в молитвенный экстаз" стабильно наблюдается явление спада активности в области мозга, отвечающей за ориентацию в пространстве.

Но если буддийские монахи и францисканские девственницы целенаправленно доводят себя до состояния потери пространственной ориентации, то больные аутизмом "погружены в себя" не по доброй воле, а по злому року. Какие особенности устройства (морфологии, как говорят ученые) мозга соответствуют такому тяжелому заболеванию, как аутизм? Ученые из Медицинского колледжа Джорджии, задавшись этим вопросом, неожиданно обнаружили, что в мозге людей, больных аутизмом, нейроны, объединенные в группы, имеют слишком много связей с другими группами клеток. Из-за этого внешние воздействия вызывают чрезмерное возбуждение в мозгу. Отсюда - стремление уйти в себя и отгородиться от окружающего мира.

Аутизм - заболевание, причины которого до сих пор не установлены. Как правило, болезнь начинается в детстве. Аутичные люди погружены в свой внутренний мир и избегают контактов с миром внешним. Казалось бы, такие свойства личности должны быть следствием сниженной активности головного мозга. Но когда исследователи из Медицинского колледжа в Джорджии посмотрели под микроскопом ультратонкую структуру мозга девяти аутичных больных, они были удивлены.

Основное внимание ученые обратили на то, каким образом клетки коры головного мозга "упакованы" и связаны друг с другом. Такая структурная единица, объединяющая группу клеток, носит название микроколонки. Как правило, каждая из них содержит от 80 до 100 нейронов и имеет функциональные связи с другими микроколонками. В мозге больных аутизмом эти структуры меньше по размеру, чем у здорового человека. Но зато их количество гораздо больше, а связи между ними более сложные и разветвленные. Авторы работы создали компьютерную модель строения аутичного мозга и подтвердили, что при таком устройстве возбудимость нервных клеток повышена, а торможение снижено.

"Мы думаем, что строение микроколонок имеет прямую связь с возникновением аутизма, - подчеркивает руководитель группы Мануэль Казанова. - Психическая деятельность - это не свойство отдельной нервной клетки, а результат их взаимосвязи друг с другом".

Исследование заставило ученых совершенно по-другому взглянуть на психические особенности больных аутизмом. По-видимому, из-за чересчур многочисленных нервных связей их мозг слишком чувствителен ко всем внешним воздействиям. Они страдают от громких звуков, яркого света и других вмешательств окружающего мира в свою жизнь. Этим и объясняется их стремление уйти, спрятаться от внешнего мира. У пациентов с аутизмом часто случаются эпилептические припадки именно из-за того, что в их нервной системе страдает торможение.

 

ИДЕАЛИЗ И АУТИЗМ

Как было сказано выше, мы имеем дело с феноменом, к которому современная наука не может найти однозначного подхода. Так некоторые ученые пытаются объяснить явление тем, что все обнаруживаемые дефективными детьми познания "впитываются" из своего окружения [3].

Но это не объясняет, например, ответы этих детей о Высшем суде, о своих прошлых жизнях и грехах, совершенных в них. Эта информация никоим образом не могла быть почерпнута ими из своего окружения. Как известно, в обычных семьях дома не говорят о таких вещах, и даже если в отдельных семьях иногда и обсуждаются подобные вопросы, то как может случиться, что все дети без исключения, даже из нерелигиозных семей, говорят на эти темы? И далее, как мы можем объяснить с помощью восприятия познаний из ближайшего окружения умение всех детей поддерживать связь на любом языке, в то время как в своем доме они могли слышать, обычно, только один язык?! Подобно этому, у современной науки нет никакого объяснения тому, каким образом дети отвечают на вопросы, не видя таблицу связи, и даже не слыша задаваемых вопросов.

Однако, например, в трудах еврейских Мудрецов мы можем найти объяснение этого чуда. 

Приведем слова Гемары в трактате Бава Батра (10/2): "Со дня разрушения Храма... пророчество дано слабоумным и младенцам". На первый взгляд, это вызывает удивление: "Что, не нашел Вс-вышний других проводников для раскрытия Своего пророчества, кроме слабоумных?".

Сказано в Гемаре (трактат Нида 30), что ребенок, находясь еще в животе матери, "предвидит и смотрит от края Мира и до края". А когда ребенок выходит на свет, "приходит ангел и шлепает его по верхней губе и заставляет забыть все, чему учили". И это поразительно: каким образом можно обучить всей мудрости в течение короткого промежутка времени, да еще и неродившегося младенца?

Ответ на эти вопросы содержится в следующем. Нам кажется, что у человека вся возможность восприятия и обучения осуществляется с помощью его материального мозга. Ведь когда повреждается мозг, тотчас же портятся способности восприятия и обучения и всё функционирование тела. В действительности же, дело обстоит несколько тоньше, а именно так, как это описывает рав Деслер в своей книге "Письмо от Элиягу" (часть 4): "Получается, что предназначением мозга является быть завесой и сокрытием души человека, для того чтобы обеспечить положение, когда информация поступает к конкретному человеку только в соответствии с ограничениями его тела, времени и места, в которых он живет, а также в соответствии с его собственными действиями и усилиями в мире выбора и действия".

Если это действительно так, то мозг является скорее не орудием мышления, а экраном и фильтром для информации, приходящей к человеку извне. В то же время, орудием восприятия и мышления является душа, возможности восприятия которой не ограничены. И только когда душа облачена в материальные одежды тела, ее возможности ограничены так же, как и у любого материального тела: местом и временем, количественно и качественно. Таким образом, именно тогда, когда мозг поврежден и не выполняет должным образом свои функции, появляется возможность заглянуть в чудесный мир души без какого-либо материального сокрытия или преграды.

И вот как рав Деслер отвечает на поставленные выше вопросы: пророчество дано слабоумным, потому что "у них экран-завеса не так силен, как у нормальных людей”. А объяснение того, что младенец в утробе матери способен видеть "от края Мира и до края" и воспринять всю мудрость за такой короткий период времени, заключается в следующем: "Младенец видит и воспринимает, конечно же, не с помощью мозга, это постижения внутренние, вливаемые в его душу без ограничений места и времени, плавно и непосредственно. Они поступают из Высшего мира, из Источника всех знаний...". А когда ребенок выходит в мир, "приходит ангел и шлепает его по устам", т.е. его "ударяет" сила Природы, материального внешнего мира, и заставляет забыть все. 

Ибо с этого момента закрывается для человека источник "внутреннего" постижения знаний, изливаемых на него без ограничений, и ему необходимо обучаться всему с помощью усилий и труда постепенно, деталь за деталью, при помощи мозга”. Великий каббалист Магараль из Праги в книге "Гвурот а-Шем" (глава 28) пишет: "До того как младенец вышел на свет, его душа отделена, она представляет собой чистый разум и знает всю Тору. В момент выхода ребенка из чрева матери завершается его творение, и душа соединяется с материей. Когда душа соединяется с телом, получается человек живой, говорящий, материальный.

Сказано, что "ангел... заставляет его забыть всю Тору". Действительно, после рождения человек совершенно неразумный. А тот удар, которым "ангел шлепает младенца по устам", это завершение формирования человека, подобно тому, как ремесленник завершает работу над сосудом, над его формой последним прикосновением инструмента. И завершением формирования человека живого и говорящего является именно завершение его уст, ибо в них сила речи (Человек в иудаизме называется "говорящий”, в отличие от всех остальных представителей животного мира, называемых "живые". - Прим. пер)". 

И далее Магараль объясняет причину того, что Моше-рабейну (Моисей, выведший евреев из земли угнетения Египта. - Прим. ред.) был "тяжел устами", что, на первый взгляд, кажется странным. Ведь Моше был совершенен душой и телом?! "Моше-рабейну выделялся, был выше всех своим духовным совершенством, он имел наклонность не к материальному, а к отделенному Высшему духовному миру. Другими словами, у него не хватало этого "последнего прикосновения инструмента”, и поэтому, даже после того, как он вышел из чрева матери, он знал всю Мудрость и был близок к Б-гу".

Возвращаясь к чудесному явлению, открывшемуся через людей с поврежденным мозгом, можно сделать вывод, что у них "сосуд души" (тело) не завершен. Это проявляется как в ущербности или полном отсутствии речи, так и в других функциях тела. Их души при соединении с материальным телом не экранируются этим телом и предстают перед нами в своей чистоте. 

Но каким образом душа, находящаяся в дефектном теле, может выразить себя, свои мысли и чувства? Вот результаты некоторых опытов. Ребенку с поврежденным мозгом завязывают глаза, и он, тем не менее, как обычно, поддерживает "беседу", делая через своего ведущего правильные указания на буквы из таблицы. Однако, если завязывают глаза ведущему, помогающему ребенку указывать на буквы, то ребенок не в состоянии ничего сообщить. 

В то же время спрашивающий хорошо ощущает, что ребенок сам двигает свою руку и тыкает в определенные буквы, и нужно лишь поддерживать его руку. Как же объяснить это явление? По-видимому, душа, связанная с дефектным телом, ограничена в возможности видеть из-за ограничений своего тела. (В то время, как ее духовная деятельность не ограничена.) Как найти объяснение тому, как "видят” таблицу дети, не смотрящие на нее и даже слепые? Вот как они сами объясняют это: "Мы "входим" в ваш мозг и действуем через него".

Относительно того, что дефективные дети знают любой язык - на первый взгляд кажется, что душа действительно знает все языки. Однако в ходе проведенных опытов выяснилось, что эти больные действительно могут отвечать на любом языке, но только на том, который знает его помощник. И уровень владения этим языком детьми определяется уровнем знания языка человеком, принимающим ответ. Например, если устанавливающий связь пишет с грамматическими ошибками, то и больной отвечает так же, в то время как содержание ответов определяется полностью "аутистом".

(В соответствии с последними достижениями науки принципиальная схема речи и перевода сообщений с одного языка на другой выглядит следующим образом. 

В коре головного мозга существуют группы нейронов, которые осуществляют перекодировку пришедшего извне сообщения, скажем, речи, в единую внутреннюю кодировку, в терминах которой происходит понимание сообщения человеком. После того как сообщение понято и сформирована реакция-сообщение, оно снова переводится в языковую форму, поступая в группу "языковых нейронов". Если у человека несколько таких языковых центров, т.е. он знает несколько языков, то в зависимости от того, на какой центр будет направлено сообщение-реакция, на таком языке и будет произнесен ответ. 

"Дефектные" дети передают своё сообщение в зону понимания своего помощника, и тот уже "одевает" это сообщение в языковую форму в соответствии с особенностями и возможными недостатками своего языкового центра. Так что если языковый центр помощника "безграмотен", то и предъявленное сообщение будет безграмотным. - Прим. ред.)

Представляется, что этому явлению можно дать объяснение при помощи слов РаШБА в толковании к трактату Талмуда Брахот (лист 14): "Язык не имеет отношения к размышлениям сердца". Согласно этому, можно сказать, что язык является инструментом и средством, которым люди пользуются для того, чтобы довести свои мысли до других людей. Однако, сама по себе мысль не нуждается в языке (Иногда мы затрудняемся выразить что-либо конкретными словами и, после нескольких попыток, говорим собеседнику: "Ну, ты понял суть моей мысли?" - Прим. пер.). 

Поэтому, подобно тому, как душа больного вынуждена прибегать к помощи "инструментов" человека, устанавливающего с ней связь для передвижения руки и видения таблицы, так же она использует его инструмент (приспособление), называемое "язык", для выражения своих мыслей и чувств. Далее будет видно, что во многих случаях устанавливающий связь не имеет никакого понятия о чём говорит больной, но внешняя форма выражения берется от человека, устанавливающего связь.

Ответы, полученные от больных с поврежденным мозгом, совершенно чудесны и явственно доказывают, что у Мира есть Управляющий, что есть Суд и есть Судья, что у человека есть Б-жественная душа, и всё ее желание - выполнять волю своего Создателя. В статье "Души рассказывают" [3] приводится содержание некоторых бесед с детьми, имеющими различные повреждения мозга. Их слова цитируются в точности в том виде, в котором они "писали” их при помощи таблицы связи. Рекомендую всем, особенно "материалистам", прочитать. Получите ни с чем не сравнимое удовольствие! Хотите верьте, хотите нет - от этого суть не меняется... :)

 

Когда человек идет путями мудрости, он начинает с понимания. Вам все понятно, уважаемые мои читатели? Если нет, то задавайте вопросы!

Юрий Логачев logachev@hotmail.com

 

Литература:

1. Аутизм (научно-популярная брошюра, изданная Ассоциацией родителей детей с психо-речевыми нарушениями "Дорога в мир")

2. Андрей Морозов. В чем отличие монаха от аутиста //Независимая газета. # 215 (2769) 9 октября 2002 г.

3. Й.Новосельский Души рассказывают //Спектр. 1999. №11 (011).

P.S. Не забывайте в письмах, которые вы мне направляете, указывать свой адрес e-mail и город (мне это важно :). Если нет однозначного запрета на публикацию письма или его фрагмента, публикую по своему усмотрению.

P.S.S.  Сегодня я хочу еще раз представить вам сайт, который меня удивил и вдохновил  одновременно. Удивил потому что, посещаемость сайта уже перевалила за 9 миллионов и продолжает очень быстро расти за счет превосходно оформленного и разнообразного контента. А вдохновил - потому что все это сделала собственными руками и естественно головой, :) хрупкая и милая женщина - Елена Жарикова. Мне кажется, что Елена правильно сформулировала стратегию своего успеха и хочу пожелать ей не останавливаться на достигнутом и расширять свою аудиторию не только за счет умных и веселых читательниц, но и читателей мужского пола! Есть среди нас такие? :)

Шпилька.РУ - еженедельный женский журнал для умных и веселых. Гороскоп, тайна имени, тесты, гадания, шуточные советы для начинающих стервоз, кулинария, толкование снов, афоризмы, анекдоты про женщин, психолог, сексолог, общение и многое другое.

 

 


Еженедельный женский журнал для умных и веселых!

Подпишись на рассылки сайта!!!

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное