Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания


Информационный Канал Subscribe.Ru


Четверг, 08.08.2002. Выпуск 10

ПРОСТОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНЫХ ОБРАЗОВ

Опорные образы, стимулирующие образы, локи, вешалки, маршрут, история… Все эти слова обозначают одно и то же - вспомогательные образы, на которые фиксируется запоминаемая информация.

Мозг человека не умеет запоминать последовательность. Поэтому, если вы хотите воспроизводить информацию в том порядке, в котором запоминали, необходимо "отформатировать" свою память, создать в мозге последовательную систему вспомогательных образов.

Опорные образы для мозга человека - это как упорядоченный набор камертонов. Если вы подойдете с набором камертонов к пианино и начнете ударять железной палочкой по камертонам, то в пианино будут звучать соответствующие частотам камертонов струны. Струна возбуждается по резонансу, если ее частота совпадает с частотой камертона.

Запоминаемая мозгом информация находится в голове в абсолютном беспорядке. Поэтому необходимые сведения практически невозможно найти в мозге специально. Информация может всплыть в памяти случайно, под действием внешних стимулов (образов, запахов, звуков), либо во сне.

Если запоминаемые сведения последовательно связывать с заранее заученной последовательностью опорных образов, то в дальнейшем, вспоминая опорные образы, вы будете вспоминать связанную с ними информацию. Благодаря опорным образам удается достигнуть абсолютной точности припоминания последовательности самых разнообразных сведений: списков телефонных номеров, хронологических таблиц, географических названий, абзацев текста, анекдотов, основных положений книг, лекций, докладов.

В мнемотехнике опорные образы могут формироваться десятками различных способов. Способ формирования опорных образов, как правило, зависит от вида запоминаемой информации и от целей запоминания. Часто используются комбинированные способы, состоящие из нескольких различных приемов.

Есть сложные способы формирования локи, а есть и совсем простые. Самый простой способ формирования опорных образов называется методом Цицерона, по имени Марка Туллия Цицерона, его описавшего (около 106 г. до н.э.)

В литературе по истории мнемотехники можно встретить описание студента-риторика, задумчиво обходящего монастырь, останавливающегося на мгновение около дверей, окон, статуй. Что за странное поведение у средневекового студента? Он форматирует свою память. Создает в мозге последовательность вспомогательных образов, на которые в дальнейшем будет запоминаться нужная учебная информация.

Метод Цицерона использует естественные связи. Связи между объектами, которые запоминаются мозгом автоматически, благодаря регулярному их восприятию. Для формирования опорных образов методом Цицерона обычно используют объекты в хорошо знакомых помещениях, либо на хорошо знакомой дороге.

Современные технические устройства позволяют значительно облегчить процесс формирования опорных образов методом Цицерона. Если у вас есть диктофон, то вы можете приступить к форматированию своей памяти уже сегодня.

Создание системы опорных образов - это первый шаг в изучении мнемотехники. Без опорных образов запоминать нельзя. Следует помнить, что сформированные однажды опорные образы вы сможете использовать всю жизнь, так как на опорные образы можно записывать информацию многократно, как на дискету. При записи на них новых сведений, старые автоматически стираются, уничтожаются.

Итак, включите диктофон, поставьте его на паузу и выходите из своей квартиры, направляясь, например, к метро или к автобусной остановке по привычному маршруту.

Выйдя из квартиры, задержите свое внимание на распределительном щитке, отключите паузу, и продиктуйте в диктофон слово "распределительный щиток". Затем может идти лестница, почтовые ящики, окно в подъезде, дверь в подъезде, дерево около подъезда, фонарный столб, гараж-ракушка, старый автомобиль (который уже уподобился памятнику), бордюр тротуара, контейнеры для мусора, электрическая подстанция, угол соседнего дома, крыша подъезда, вход в магазин-подвальчик и т.д.

Главное: выделяемые вами образы не должны повторяться. Повторяться могут слова, но не "картинки". Старайтесь не выделять слишком сложных или слишком простых образов. Оптимальный образ - это такой образ, из которого можно выделить еще пять разных частей.

Надиктованные образы следует хорошо закрепить в памяти путем их многократного повторения. Вы сможете вспоминать выделенные образы и без диктофона. Диктофон нужен для страховки, вдруг что-то забудется. Повторять образы следует исключительно по памяти.

При припоминании опорных образов старайтесь не называть их словами. Для этого, вспоминая последовательность образов, проговаривайте заученное ранее стихотворение. Каждый образ представляйте отдельно.

Когда опорные образы хорошо закрепятся в памяти - для этого нужно мысленно их просматривать по несколько раз в течение 3 дней - вы сможете использовать их для запоминания. В процессе запоминания информации опорные образы будут закреплены в мозге так прочно, что вы их никогда не забудете. Поэтому для эффективного закрепления опорных образов, имеет смысл на них что-нибудь запомнить несколько раз. Если вы знаете как запоминать числа, запоминайте на новые опорные образы числа. Если вы еще не умеете запоминать числовые сведения - вы можете запоминать последовательность случайных слов. Получить такую последовательность очень просто. Откройте любую книгу и запоминайте на опорные образы все существительные, которые будут встречаться в тексте.

Слово запоминается на опорный образ очень просто. Для запоминания следует образовать в воображении связь между опорным образом и запоминаемым словом.

Пример. Очередной опорный образ - "фонарный столб". Запоминаемое слово - "слон". Соедините в воображении образ столба с образом слона: слон обвил хоботом фонарный столб.

Запоминаемые случайные числа и слова не следует закреплять в памяти. Это значит, что нельзя припоминать запомненные слова или числа более одного раза. При многократном припоминании информации опорный образ может испортиться - число или слово навсегда "приклеится" к нему.

В.Козаренко


Скоро на сайте Mnemonikon

  • Бесплатные уроки машинописи - классическая методика обучения слепому методу письма на клавиатуре. Приготовьте установочный диск с "Windows", придётся поставить раскладку "Русская. Машинопись". Привычная вам раскладка клавиатуры удобна для программистов, но не для слепого письма.
  • Фрагменты 3-й главы книги Ф.Йейтс "Искусство памяти".
  • Популярный этюд профессора Г.Челпанова "О памяти и мнемонике", 1903 год.
  • Анализ запоминания книги "Не рычите на собаку" - дрессировка людей и животных. Рекомендую заранее прочитать. Она есть на сайте.

Работает дистанционное обучение по электронной почте.
Открыта предварительная запись на курсы мнемотехники на сентябрь (Москва).

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Обратная связь(vkozarenko@rambler.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное