Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как выбрать тренинг

  Все выпуски  

Как выбрать тренинг


AskMe.ru
Как выбрать тренинг: опыт пользователей AskMe.ru
Авторская рассылка
Как выбрать тренинг
Выпуск 74: Статья "Курсы ораторского мастерства и риторики"
Здравствуйте, уважаемые подписчики. Предлагаю вам статью, написанную мною для одного уважаемого женского журнала про деток, беременность и роды. Они почему-то решили, что мамочкам в декрете непременно нужно пойти на такие курсы. В этом наши с ними представления о досуге молодых мамочек разошлись, и статья осталось ненапечатанной. Зато она может быть полезна тем, кто всё еще не знает, где и как можно научиться влиять на других посредством собственного голоса и слов, сказанных правильно.

Курсы ораторского мастерства и риторики


Каждому человеку для качественной жизни необходимы самые разные навыки и умения. Сначала, когда человек только-только начинает осваивать этот мир, он учится держать игрушку, самостоятельно кушать, ходить и играть в обществе сверстников. Потом становятся необходимыми навыки запоминания больших объемов информации, анализ и структурирование текста, умение выступать перед классом в школе, удерживать внимание (проще говоря, «не растекаться по древу»), ясно и четко излагать свои мысли, управлять временем, планировать, просчитывать, вычленять главное и второстепенное и т.д., и т.п.

Чаще всего эти навыки не только облегчают жизнь, высвобождая время на творчество и личную жизнь, но и становятся ступенями для карьерного и личностного роста. А для многих – это еще один повод гордиться собой, чувствовать себя уверенно не только сегодня, но и завтра.

Зачем это нужно?

Что является самым важным при взаимодействии с другими людьми? Во-первых, то, что первым бросается в глаза - «зрительный ряд», ваш внешний вид, лицо, мимика, движения, т.е. невербальный язык тела. Но это первые секунды и минуты. Далее, на первый план для партнёра по общению выходит ваша речь, в частности, что и как вы говорите, с какой интонацией, соответствующей мимикой и смысловой нагрузкой.

Редким счастливцам дано искусство виртуозного владения словом от природы. Чаще всего люди испытывают определенные трудности в процессе общения именно из-за неумения строить фразы и предложения, из-за подобранных не к месту слов и выражений, из-за незнания правил построения разговора, из-за страха показаться непонятым, смешным или косноязычным. У всех на слуху расхожие фразы, которыми мы расписываемся в своём речевом бессилии – «язык мой, враг мой», «нет слов, чтобы выразить..», «без комментариев…», и т.д. Мы все периодически испытываем сложности, чтобы описать свои чувства и мысли, эмоции и переживания в самых разных жизненных ситуациях. Романтические признания в любви давно стали «музейной» редкостью и покрылись библиотечной пылью. А ведь потребность в них не стала меньше.

Мы не знаем, как подойти и что сказать незнакомому человеку, с которым очень хочется познакомиться. Мы не умеем подать себя и произвести должное впечатление. Мы теряемся перед начальством и не находим слов поговорить о повышении. Мы забыли, как общаться с друзьями и знакомыми без привычного праздничного стола с разносолами, как рассказать забавную историю или пересказать увиденный фильм и спектакль. Нас не научили рассказывать детям сказки.

Все эти умения, конечно же, не являются жизненно необходимыми, но без них ощущение мира не будет полным. Краски и оттенки эмоций исчезнут, и пережитое покажется нам пресным и схематичным пересказом событий – эдакими ноликами и единичками информации.

Умение искусно говорить связано и с продвижением по карьерной лестнице. Если ваша работа не предполагает тотального одиночества в отдельном кабинете, а так или иначе связана с людьми, то важность грамотного общения – то есть обмена информацией, эмоциями и чувствами с помощью слов – неоспорима. Тем более, если вы периодически выступаете перед аудиторией, проводите совещания или руководите отделом или фирмой. А если вы человек публичной профессии, тогда виртуозное владение словом для вас архиважно!

Осознание проблемы – первый шаг к её устранению. И если вы её осознали, пора сделать следующий. Второй шаг – действие. Когда мы не умеем водить машину, и чувствуем потребность этим умением овладеть, мы идём на курсы автовождения. И через несколько месяцев мы уже полноправные участники дорожного движения. Если же мы хотим научиться ораторскому искусству (практике) и риторике (т.е. теории ораторского искусства), мы идем на соответствующие курсы, которые всему этому научат за сравнительно небольшой срок.

После курсов от вас потребуется только одно – много и с удовольствием практиковаться.

Из истории вопроса

Как и многие замечательные науки и искусства, риторика (теория ораторского искусства) родом из Греции. В 5 веке уже функционировала довольно быстро ставшая известной школа ораторского мастерства и риторики, где, собственно, и возник софизм, который имел продолжение в софистике – умении доказывать всё, что угодно, даже недоказуемое и сомнительное. Из великих непревзойденными лидерами риторики считаются Горий, ярчайший оратор и учитель школы риторики, Сократ, Аристотель.
Из российских ученых первым обозначил важность изучения и обучения ораторскому искусству и риторике, разумеется, Михаил Ломоносов, далее развивали риторику такие академики, как Сперанский, Рижский, Никольский. Уже давно во многих гуманитарных ВУЗах риторика является базовым предметом.

Курсы, какие они бывают

Обычный среднестатистический человек говорит шаблонным запасом фраз, как в иностранном разговорнике. Зачастую его речь скудна, скучна, малоинтересна и является простым повтором услышанных и прочитанных словосочетаний. Хорошо еще, если эти заученные словосочетания из Пушкина, Лермонтова и других классиков. Но гораздо чаще мы слышим фразы-шаблоны из рекламных блоков, из «телепузиков» мульт-индустрии, из глянцевых журналов.

Человек не использует свой речевой потенциал для успеха в общении и продвижения себя. Психологи давно отмечают, что бедность языка отражает и бедность духовной жизни человека: роботизированный безэмоциональный язык приводит к роботизированным чувствам и стереотипным отношениям.

А есть люди, умеющие говорить интересно, ярко, оригинально. Они обладают острым умом и покоряют нас своим юмором. Они обаятельны и добиваются признания сразу, как только открывают рот. Они умеют использовать и речь, и свой творческий потенциал для успеха и самопродвижения! Иногда кажется, что этот дар достался им от рождения и недоступен простым смертным. Это правда, но есть и другая правда — умение мыслить креативно и говорить остроумно можно развить, используя практичную технологию.

Чтобы учеба прошла наиболее эффективно, для начала давайте определимся, а для чего мы хотим научиться ораторскому мастерству? Потому что от этого зависит, какие курсы нам выбрать, сколько заплатить и каких ждать результатов.

1. Владение словом совершенно необходимо вам для:

- формирования публичного имиджа, для вовлечения, захвата и удержания внимания аудитории, создания уважения, доверия и расположения публики;
- убеждающих и информационных выступлений, свободной речи и импровизаций;
- преодоления страха публичных выступлений, того, что забудешь текст или пропадёт голос, будут смеяться или не слушать вовсе;
- выработки креативности и остроумия в речи;
- нейтрализации отказов и реплик из зала, и т.д.

Проще говорят, для себя и для обычной повседневной жизни. В этом случае самыми полезными будут курсы ораторского мастерства общего направления, техники и методики которых направлены на житейские сферы жизни – как подойти и познакомиться, как продолжить знакомство и заинтересовать собеседника, как произвести впечатление и рассказать о себе, как стать душой компании и не бояться выступать публично, и т.д.

2. Ораторское искусство и риторика необходимы вам для:

- убеждения собеседника в своей правоте и привлечении его на свою сторону;
- для ведения успешных переговоров и презентаций, манипулятивного воздействия и словесных манипуляций;
- для разрешения конфликтных ситуаций, или их недопущения;
- для правильной постановки выступления;
- выработки убеждающих голоса, позы, интонации, и т.д.

Проще говоря, для дела. В этом случае, бизнес-курсы будут наиболее подходящими, т.к. их методики и тематика больше направлены на деловое общение. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что при должном опыте техники владения словом достаточно универсальны. При желании их можно использовать и в деловом, и в личном общении, немного видоизменив и расширив. Но для новичка всё-таки выбор направления, делового или личного, лучше соблюсти.

В рамках бизнес-курсов ораторского мастерства есть и более детальное разделение:
Бизнес-риторика
Проведение бизнес-презентаций
Умение влиять и убеждать. Искусство аргументаций
Риторика. Лидерство. Манипуляции
Деловые переговоры, переговоры в ситуации прессинга и давления
И т.д.

3. Недавно стало набирать обороты еще одно направление - Тренинги по речевой коммуникации.
Это новое слово для рынка краткосрочного образования. Они отличаются от тренингов по ораторскому мастерству тем, что рассматривают речь как инструмент профессиональной деятельности не только в публичных выступлениях, но и в любой другой речевой ситуации, будь то деловая беседа, переговоры, телемаркетинг или работа с клиентом в торговом зале.

Обучение заключается в изучении стратегий и тактик речевого поведения и в тренировке интонационной и пластической выразительности. Что и как говорить, как поступать в тех или иных речевых ситуациях: что делать телу, что голосу, что взгляду. Как ставить цели в общении и отбирать для их достижения речевые средства. Учат не только технике публичных выступлений, но и навыкам эффективного речевого поведения в целом – с использованием театрального опыта, техник и методик актёрского мастерства перевоплощения и владения вниманием аудитории.

Это направление курсов подойдет тем, кто решил овладеть речевым искусством профессионально и глубоко.

Цены и длительность тренингов и курсов

Цены на тренинги разнятся, в зависимости от их вида и тренинговой компании: в большинстве своём, от 4,5 тыс. руб. до 9 тыс. руб. за 2,5 дня (2 вечера и 1 день полностью) или 6-8 занятий по 3 часа.
Как правило, бизнес-тренинги чуть дороже, чем тренинги психологических центров и клубов. Что оправдано их целевой аудиторией. До 80% студентов бизнес-тренингов по ораторскому искусству – руководители среднего и высшего звена, топ-менеджеры и владельцы собственного бизнеса.
Корпоративные тренинги идут отдельной статьёй. Здесь цены весьма высокие, но и требования к обучению конкретны и выражены в цифрах, ведь затраченные на обучение персонала средства должны окупиться. И чем быстрее, тем лучше.
Есть и индивидуальное VIP-обучение, тут, разумеется, стоимость договорная.

Классификация «ораторов»

Чтобы обучение на курсах прошло более эффективно, можно протестировать себя – к какой изначальной группе ораторов вы относитесь. Чтобы идти на курсы, четко представляя, с чем именно, с какими своими не самыми сильными сторонами предстоит поработать на речевом тренинге, чему уделить больше внимания, а что идет у вас само собой легко и свободно.

Специалисты выделяют две большие группы, в зависимости от речевого поведения: рациональные - "технари" и эмоциональные - "гуманитарии". Каждая группа разделяется еще на две подгруппы: «технари» включают в себя "системщиков" и "мыслителей", а "гуманитарии" - "поэтов" и "вождей".
Разумеется, в чистом виде такие типажи редкость, но преобладание определенных черт позволяет квалифицировать ораторский тип.

"Системщики"
Для представителей этого типа характерно очень тщательное отношение к предварительной подготовке своей речи. Они придают огромное значение цифрам и датам, графикам и таблицам. Их выступление часто сопровождают немалое количество плакатов, рисунков и графиков с выкладками, формулами и диаграммами.
Их манера речи мало эмоциональна, говорят они сухо и невыразительно. Никаких анекдотов, отступлений от темы или забавных метафор. Самое страшное, что может случиться в жизни «системщика» - это вопрос из зала, прерывающий его выступление. Докладчик может потерять цепь рассуждений, стушеваться и скомкать оставшуюся часть речи.
Они идеальны для научных докладов и выступлений на симпозиумах, но сильно проигрывают, если нужно добиться сочувствия и сопереживания аудитории.

"Мыслители"
Этот тип ораторов любит рассуждать вслух, вовлекая аудиторию в процесс своих логических рассуждений и умозаключений. Они способны на неожиданные решения и парадоксальные выводы. Периодически уводят нить повествования далеко в сторону, но с неизменным успехом возвращаются к основной теме выступления.
Ораторы этого типа в первую очередь заняты публичной игрой ума, а интересы аудитории – дело десятое. Поэтому, слова докладчика могут быть неразборчивы, речь тихой, жесты непубличными (руки в карманах, чесание затылка, утирание пота рукой, шмыганье носом). Во время речи любят рисовать диаграммы и графики.
"Мыслители" хороши в речах совещательного типа, когда важен процесс обнаружения решений, но им трудно работать в условиях ограниченного ресурса времени.

"Поэты"
Названы так не потому, что любят стихи читать и писать, а за богатство словарного запаса, за неповторимые словесные образы и метафоры, которые они любят использовать в своей речи. Изящное владение языком, использование гипербол, аллегорий, оксюморонов и других "вкусностей" русской речи.
Это именно их мы слушаем с огромным удовольствием, быстро забывая, что мы всего лишь слушатели, а не участники описываемых событий. Им легко и красочно удаются картины природы, описания человеческих чувств и эмоций. Они великолепные рассказчики историй, пересказчики фильмов и прочитанных книг. Но есть и слабое место – плохо работают с деловой информацией, не чувствуют жестких временных рамок.

"Вожди"
Ораторы этого типа во главу угла ставят эмоции, которыми они владеют виртуозно. Они способны воодушевить толпу, энергетика и стиль их речей таковы, что выступления так и просят большеразмерных площадей и концертных залов. Безупречная аргументация и множество к месту подобранных примеров из жизни умело сочетаются с уверенность и природной харизмой. Но происходит всё это лишь в том случае, если предмет речи задевает самого оратора за живое, представляет для него живейший интерес. Если же нет, то речь тут же становится аморфной и тусклой.

О результатах

Как обычно, самым важным вопросом после прохождения любого тренинга, будь он психологическим (личностным) или деловым (где обучают навыкам и умениям), является вопрос о результатах. Что дал вам тренинг, на что вы потратили время и деньги, каков «коэффициент полезного действия»?

Возможно ли после курсов заговорить красиво и грамотно, «вкусно» и зажигательно, увлекая за собой аудиторию, умело парируя выпады несогласных?

Давайте не забывать, что любые курсы ораторского мастерства и риторики – это и теория и практика одновременно. И всякое дело начинает получаться лишь после того, как вы начинаете практиковать, используя полученные знания и навыки, доводя методы и приёмы до автоматизма. Поэтому, практика и еще раз практика! Чем больше, тем лучше. Тогда курсы будут эффективны, а время на них потрачено с пользой.

Не стоит сбрасывать со счетов так же и ваш начальный уровень. Чем он выше, тем быстрее получится мастерски овладеть речью, чем исходные данные скромнее, тем дольше период освоения. И потом, развитие речи - синоним развития личности. Результаты могут быть как скромными, так и выдающимися. Все зависит от правильного выбора программы, от тренера и от самого участника.

О влиянии результатов обучения на карьеру сказать трудно – просто нет статистики. Но в любом случае – в вашем списке умений и талантов плюс еще один предмет человеческого знания и опыта, которым вы овладели профессионально, еще одна грань, которая для вас стала знакомой и понятной. Всё это – ваши активы, кирпичики в здании вашей личности, позволяющие расти и развиваться, не останавливаясь на достигнутом.

Притча

Эзоп был рабом - у свободного гражданина, философа Ксанфа, который ценил его за мудрость и ум, хотя отпускать не собирался. И вот однажды, во время очередного праздника, чтобы погордиться перед гостями своим умным рабом, философ Ксанф послал того на рынок с напутствием:
- Эзоп, иди на рынок и принеси лучшее, что ты там найдешь!
Эзоп послушно пошел на рынок, вернулся и приносит на блюде язык. Говяжий. Готовый к употреблению. Гости слегка удивлены:
- Почему же это самое лучшее, Эзоп?
- Ну, как же, уважаемые! Языком мы декламируем стихи, языком мы говорим прекрасные слова, языком мы доказываем истину, языком мы общаемся с друзьями, языком мы признаемся в любви… Язык – это самое лучшее, что есть в мире людей!
Гости довольны. Но философ Ксанф дает Эзопу следующее задание:
- Хорошо, Эзоп, а теперь иди на рынок и принеси самое худшее, что ты там найдешь!
Эзоп вновь отправился в путь, вернулся и приносит на блюде… вновь язык. Гости рассержены:
- Эзоп, ты издеваешься над нами!!!
- Ну, как же…! Языком мы говорим грязные слова, языком мы предаем друзей, языком мы клевещем, языком мы лжем, языком мы изрыгаем ругательства… Язык
– худшее, что есть в мире людей!!!
Гости восхищены, а философ Ксанф доволен больше всех.
 


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Семейные отношения
Любовь и обретение своей «половинки»
Личностный рост и экзистенциальные (духовные) проблемы личности
Кризисы, депрессии, суицид, потеря направления и смысла жизни
Несовместимость в паре
Отношения в рабочем коллективе, с начальниками и подчиненными
Сплоченность коллектива, работа в команде и т.д.

Профориентация

Детско-родительские отношения
Психология старшего возраста
Духовный рост и энергетические наработки
Групповые Тренинги: женские, общения, энергетические, личностного роста, экстремальные

Как правило, достаточно одной (редко двух) очных консультаций продолжительностью 2-4 часа.
Проводит - Вячеслав Альбертович, дипломированный практический психолог
Тел. 435-42-87 (с 14.00 - до 02.00)
ICQ 132530091 (ночь)
 

Автор рассылки: 
Наталья Капцова

(c) 2001-2002 AskMe Information Technologies.

В избранное