Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Трансперсональная психология


Информационный Канал Subscribe.Ru

   В сегодняшнем выпуске рассылки мы начинаем публиковать замечательную работу Президента Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии Владимира Майкова «ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ В США: ДИАЛОГ С ЗАПАДНОЙ НАУКОЙ И КУЛЬТУРОЙ». Полностью эту статью можно прочитать здесь.

   Кроме того, хотим проинформировать наших читателей, что здесь мы разместили рассказ Владимира Майкова о семинаре по интегральным трансформационным практикам в Интегральном Институте Кена Уилбера. Рассказ литературно необработанный, но очень интересный.


Владимир Майков

«ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ В США: ДИАЛОГ С ЗАПАДНОЙ НАУКОЙ И КУЛЬТУРОЙ»

Когда полетят железные птицы,
А кони будут передвигаться на колесах,
Тибетцев разбросает по миру, подобно муравьям,
И Драхма придет в страну краснокожих людей.

Падмасамбхава, тибетский учитель VIII в.

ПРИБЫТИЕ В НОВУЮ ЗЕМЛЮ

   Буддизм в Америке известен давно, еще с прошлого века. Как социально значимое явление он стал, заметен лет 30 назад, когда поэтику Пути начали вдохновенно пропагандировать битники Дж. Керуак, А. Гинсберг, Г. Снайдер в немалой степени благодаря им дзен стал существенным элементом американской контр-культуры. И все же несмотря на волну известности, вызванную битниками и работами более академичных авторов (А. Уотса, Д.Судзуки, Р. Блайса и др.), буддизм за рамки контр культуры не выходил и был одной из многих ее составляющих в потоке общего увлечения Востоком. Ситуация изменилась в начале 70-х годов, когда в США обосновались несколько тибетских лам.

   Дело в том, что к концу 60-х годов здесь сложились благоприятные для восприятия тибетского буддизма условия. Набрало силу и широкий социальный размах движение за реализацию человеческих возможностей. Групповой терапией, трансцендентальной медитацией, всевозможными экзотическими практиками занимались миллионы американцев. Еще большее число было вовлечено в экспериментирование со стилями жизни, гармонизацию межличностных отношений. Гигантские человеческие и материальные ресурсы были задействованы в попытке «революционизирования» образа жизни через трансформацию сознания. Теоретическим лидером этого движения, придавшим ему институциальную форму стада гуманистическая психология - «третья сила» в американской психологии после сильно сдавших свои позиции фрейдизма и бихевиоризма. Основное содержание этого направления может быть выражено в понятии «самоактуализация».

   К концу 60-х годов лидеры гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Ассаджиоли, Э. Сутич, В. Франкл, М. Босс) провозгласили новую задачу: трансцендирование всех установленных пределов человека.

   Программа нового психологического направления была о самого начала необычной: создание научной теории и исследование уникальных психологических явлений (медитации, саморегуляции психофизиологических функций, пиковых переживаний, религиозного опыта и т.д.). Поэтому, неудивительно, что трансперсональная психология обратилась к крупнейшим мировым традициям, аккумулировавшим опыт интроспективной работы, психотехнологии, саморегуляции, в том числе к одной из наиболее серьезных и представительных в наши дни - традиций тибетскому буддизму, чья практика постижения глубин сознания исчисляется тысячелетиями. Не последнюю роль в этом сыграли работы Г. Гюнтера, представившего англоязычному читателю глубокую философскую интерпретацию тибетских учений через сопоставление их с вершинами западной науки и философии.

   Тибетцы считают ваджраяну (тантрический путь, алмазную колесницу) наикратчайшей наиболее прямой дорогой к просветлению. Согласно тибетской метафоре, онa стремится достичь вершину горы через прямое восхождение по скале; но хотя путь и является прямым и быстрым, он также весьма рискован и требует полной отдачи, громадной дисциплинированности и готовности встретиться лицом к лицу с самой неприятной правдой о своей жизни. Таким образом, особенно подчеркивается необходимость в знающем и вызывающем доверие гиде, который проделал подобное восхождение сам. Ваджраяна делает также сильный акцент на упайя - мастерских средствах, и ваджраянистский путь располагает множеством техник для своего прохождения.

   Считают, что искусный тантрик достигает освобождения через те же самые вещи, которые омрачают видение обычного человека, и вследствие этого, тантрический путь ничего не отвергает и может использовать все. Тантрические практики задействуют тело, речь и мысль через созерцание, которое может включать распевание мантр, визуализацию, ритуалы, медитацию с формой и без формы, физические упражнения, интенсивное философское обучение и многое другое. Для тибетцев ваджраяна является кульминацией буддистского пути. В отношении к предыдущим янам (колесницам), хинаяне и махаяне, она располагается как плод дерева к его стволу и ветвям. Тибетское слово для тантры есть жуд - непрерывность. Само слово тантра происходит от санскритского родственного слова, означающего ткать, плести - и тантрический взгляд на жизнь есть таковой, в котором все аспекты жизни сплетены и сращены друг с другом.

   Анализируя публикации, выходившие в начале 70-х г. можно сделать вывод, что в первые годы своего существования трансперсональная психология в немалой степени выполнила роль переводчика и интерпретатора восточных учений (особенно буддизма) для западного сознания. С другой стороны тибетцам -ламам-изгнанникам - для обоснования в США были очень важны на первых порах помощь и авторитетное посредничество. Чтобы быть услышанным и понятым, тибетскому буддизму необходима была такая мирская ипостась, благодаря которой он вписался бы в американскую культуру и молодежный авангард, и смогла бы занять со временем более прочную позицию. Далеко не случайно, что американский вариант секуляризации ваджраяны (до середины ХХ в одного из самых эзотерических и неизвестных Западу буддистских учений) осуществлялся в немалой степени через посредничество трансперсональной психологии, причем сам этот процесс был в то же время процессом теоретического обогащения и самоопределения трансперсонологов. Это особенно заметно в развиваемых ими теориях сознания, медитации, человеческого становления и развития.

   В целом эта ситуация еще раз подтверждает хорошо известные из истории факты гибкости буддизма, ассимилировавшего местные культурно-этнические особенности и включавшего их в буддистскую картину мира. Однако в США - высокоразвитой капиталистической стране, с живущим в массовом сознании мифом об исключительности американской нации - тибетцы столкнулись со значительными препятствиями. Система представлений, прекрасно «работавшая» в Тибете, не всегда вызывала доверие у прагматичных американцев, плохо стыковалась с данными западной науки и техники. Нужно было как-то решать главную проблему по согласованию буддизма с западной наукой. Кроме того, американцы не являлись нацией, чуткой к тонкостям традиционных учений Востока. Восточная духовность могла на первых порах распространяться в Америке, лишь будучи «упакованной» под товар и по законам существующего рынка интеллектуальных ценностей. Тибетцы столкнулись с потребительским отношением к своим учениям, которое резко ограничивало адекватное постижение их глубинных содержаний. При таких условиях обосноваться на американской земле было, в действительности, нелегко.

   В изданной в 1977 году книге «радикального теолога» X. Кокса «Искаженный Восток: надежда и опасность нового ориентализма» отмечается, что ориенталистские идеи и культы, появившиеся на американском религиозном рынке как своего рода протест против бездуховности потребительской культуры очень скоро превратились в часть этой культуры. Оказалось, что «религиозные учения, как восточные, так и западные, могут быть трансформированы в товары, привлекательно упакованные, с обозначенными ценами и доступные для преуспевающих покупателей». Приехавшие на Запад восточные учителя указывают на такую трансформацию как на основную преграду, мешающую американцам и европейцам постигнуть восточную духовность.

   Конечно, отрицание науки и плодов НТР являлось бы бессмысленнейшим предприятием. Поэтому тибетцы сосредоточились на критике гипертрофированной, с их точки зрения, ценности науки и научного мировоззрения в системе представлений человека Запада, неполноте этих представлений и «дополнили» их акцентом на важность духовной практики. При этом пришлось заново интерпретировать буддистские символические представления и понятийные схемы так, чтобы они стали понятны опирающемуся на науку западному сознанию.

   Еще более новаторские начинания предпринял, например, Тартанг Тулку, опубликовав книгу «Время, Пространство, и Знание», в которой (а она является сложным философским текстом) по его утверждению не содержится никаких отсылок к традиционной буддистской мысли, а представлено видение реальности как таковой. Но одновременно с деятельностью, обеспечивающей приспособление мирского слоя традиции к американским условиям, как-то выпуск ориентированных на европейское сознание книг, основание медитационных центров, консультирование специалистов из разных областей западной науки, в более узком внутреннем круге осуществляется подготовка учеников в традиционном смысле, издаются и переводятся канонические тексты.

   Новая ситуация, возникшая после китайской интервенции 1959 г., заставила тибетцев пересмотреть некоторые традиционные представления, снять многие ограничения. Предполагал ли кто-нибудь из них в недавнем прошлом, что тайные тексты будут открыто публиковаться и переводиться, а тайные посвящения будут даваться сотням тысяч людей одновременно.

   Очертив общекультурный контекст вхождения тибетского буддизма в цивилизацию, сосредоточимся далее на основных смысловых узлах его диалога с культурой современного Запада, не уделяя при этом большого внимания многочисленной внешней фактографии.

Продолжение следует...



    9-12 февраля 2006 года состоится четырехдневный тренинг Президента Трансперсональной Ассоциации (АТПП) Владимира Майкова «Введение в теорию и практику интегрального развития (уровень I, семинар 3):»

Практическая работа тренинга включает:
  • Что такое интегральная преобразующая практика: работа в четырех секторах одновременно;
  • Интегральная телесная практика. ;
  • Интегральная работа с умом;
  • Интегральная работа с психодинамикой (исцеление травм и ошибок развития);
  • Интегральная духовная практика;
  • Интегральный психограф;
  • Конструирование индивидуальных программ интегрального развития.
  • Исследование интегрального развития.
а также четыре сессии холотропного дыхания (по одной в день).
    23 февраля 2005 года состоится арт акция Германа Карельского «Холотропное дыхание под живую музыку». Будут играть: Дед Василий. (группы «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Ю-Питер»), Анатолий Погодаев (лидер группы «Зерна») и группа «Дно». Подробности - здесь.


    А всем тех, кто интересуется трансперсональной психологией, мы приглашаем обучаться в Международном Институте Интегративной Психологии. Обучение дистанционное. Информация об условиях обучения размещена здесь.



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.trans
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное