Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?" Кто отвечает за здоровое питание наших детей?
Рассылка "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?"
Выпуск № 27
Кто отвечает за здоровое питание наших детей?
(Вопрос)
Добрый день! Прочла Ваш ответ на вопрос, как объяснить ребенку, что надо есть и что нет. И , к сожалению, знаю, что Ваш разумный совет нереализуем. Его использовали в моей детской семье, и мы все ели отварное мясо и вегетарианский суп в случае диеты.
Но вот мой муж категорически с этим не согласен. И жует мороженое, запивает кока-колой на глазах почти плачущей дочери, которой нельзя. При этом он считает это правильным. "У меня есть свои ограничения по жизни, у нее свои". Точно также не посадишь же весь класс на диету, тем более все агитируют: "Как ты не ешь такие чипсы, кексы...? Это же так круто!!!": и сами едят и мою угощают. И у дочери быстро возник вопрос: "У
нас все в классе едят чипсы, коку-колу и т.д. каждую перемену, а проблемы с ЖКТ у меня одной".
Единственное, когда есть диета - это когда мы с ней вдвоем, тут я поступаю просто, говорю: "Я сама не ем эту гадость и тебе не дам". А на все рассказы про родителей, которые разрешают детям то, что я не разрешаю, я полусерьезно отвечаю: "Сочувствую тебе, у тебя такая карма. Можешь своим детям давать, что хочешь. А мне напиши расписку, что ты своим детям, будешь давать то, что считаешь вредным для них. Я ее уберу себе и подарю твоим детям."
Так что вопрос: Как убедить ребенка, что его ограничения в еде - не травма для него, а просто его особенность при явной потребности в запрещенном, не знаю. А простой ответ - сделать жизнь ребенка настолько разнообразной и интересной, чтобы ограничения в еде мало значили для него, также прост, как и сложен в исполнении. И также чисто индивидуален. Но может быть есть еще идеи?
Галина
(Ответ) Здравствуйте, Галина!
Я бы не стала рекомендовать "сделать жизнь ребенка разнообразной и интересной". Не помню, что я об этом говорила в прошлом выпуске:)) И не потому, что этот совет неправильный. А именно потому, что сложно выполнимый. Предпочитаю более конкретные рекомендации.
Например, такую. Вы наверняка прекрасно знаете об особенностях детского мышления. Ребенку нужно не просто сказать и объяснить логически (этого бывает достаточно для взрослого человека), но и обязательно показать, что получится, если он будет поступать так или иначе. Скажем, после похода к стоматологу, достаточно просто объяснить, что стоит чистить зубы каждый день:))).
А теперь давайте поразмышляем, как можно показать, что вредные, на наш с Вами взгляд, продукты, обязательно приведут к болезни ЖКТ. Возможно, показывать стоит, когда заболит живот или ребенок будет несколько дней ходить уставшим, или пятна пойдут на руках-ногах от аллергии... (Боже мой, какие ужасы пишу:)))) Но это будет ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ объяснение.
И, конечно, вводить в рацион здоровые привычки. По чуть-чуть. Но каждый день. Скажем, все время на столе стоят не конфеты и печенья, а мед и сухофрукты. То есть сладенького захотелось - пожалуйста, можно на мед накинуться.
Тот пример, который Вы привели - вегетарианский суп и отварное мясо - наверное, действительно, не захочется есть каждый день. Но ведь это не единственные продукты здорового питания. Можно приготовить очень вкусные блюда. Например, на сайте "Школы Своего Здоровья" есть книга "Ароматы с кухни здоровья". Там масса рецептов.
Ваша ошибка, доставшаяся по наследству от родителей, в том, что Вы воспринимаете здоровое питание, как ограничение. Но это не совсем так. Если в доме положительно относятся к здоровым продуктам, если все вкусно и красиво подано, то зачем искать положительные эмоции во "вредных" продуктах?
Кстати, ребенок с грамотно сформированными привычками в еде не так легко накинется на чипсы и кока-колу. Ему они будут не так интересны. Вы же понимаете, что важны не сами продукты, а их позиционирование в семье: как относятся к питанию родители, как оформляется стол, участвуют ли в приготовлении блюд дети и т.д.
То, что я писала про общий стол в семье - остается в силе. Если в семье принимается решение, что ребенку нельзя эти продукты, то и всем остальным следует от них отказаться.
Так что ребенку объяснить не так уж и сложно. А теперь давайте подумаем, как объяснить взрослому, точнее, Вашему мужу, который "жует мороженое, запивает кока-колой на глазах почти плачущей дочери, которой нельзя". На мой взгляд, это садизм чистой воды. Ну да ладно, обойдемся без оценок. Как можно с ним поговорить?
Скажите, кто отвечает за здоровье ребенка в семье? Кто водит ребенка по врачам? Кто лежит с ним в больнице, если ребенок заболевает? Вы? А зачем? Пусть этим неблагодарным делом - хождением по врачам - занимается тот, кто допускает болячки.
Как допускает? Своим поведением. Если он агитирует - по-другому это и не назовешь - ребенка есть чипсы и кока-колу, зная, насколько вредны эти продукты для детского организма, то пусть за это и отвечает. За больной живот дочки, за язву, за запоры и ожирение. Объясните, что с этого момента - это его ответственность.
Легко ли это сделать? Думаю, что не очень легко. Но на карту поставлено здоровье девочки и ее будущих детей. Стоит для этого "поработать" с мужем, как Вы думаете?
Авторский курс "Воспитание родителей" - для тех, кто хочет получать удовольствие от общения со своими детьми и близкими родственниками.
Отзывы прощедших курс "Воспитание родителей" можно почитать ЗДЕСЬ.
Авторский курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" - для тех, кто устал от депрессий и бесконечных страхов. Для тех, кто хотел бы с ними разобраться, найти причину и понять механизм этих состояний. Для тех, кто хотел бы иметь под рукой - и в голове - универсальный инструмент для работы с ЛЮБЫМИ страхами.
Отзывы прошедших курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" можно почитать ЗДЕСЬ. В них содержаться не только результаты, которые были достигнуты, но и видение курса глазами курсанта. А также ВСЕ ответы на возможные вопросы о построении курса.