Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?" Как научить папу быть рыцарем с дочкой?
Рассылка "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?"
Выпуск № 50
Как научить папу быть рыцарем с дочкой?
Последний выпуск рассылки "Знания, обреченные на успех" можно прочитать ЗДЕСЬ. Он называется "Зачем нужны дети? (продолжение)".
(Вопрос)
Здравствуйте, Катя.
У меня проблема: муж не умеет правильно общаться с дочкой. Ни разу за 3,5 года своей жизни она не слышала от него слов похвалы, признания. Он замечает только ее промахи: неуклюжесть, желание покапризничать и объясняет их во всеуслышание с неприятными обобщениями: "она тупая", "она плакса" и т. д. Естественно, после такой оценки она еще больше теряется. Мало того, что детенышу некомфортно, так у нее еще и формируется неправильная модель отношений с мужчиной.
На мои попытки объяснить последствия такого поведения муж реагирует однозначно: ерунда, мол, все это. Как его убедить, что он неправ, и настроить на правильную модель поведения? И как мне грамотно компенсировать издержки такого обращения? Кстати, на мой взгляд, правильная модель поведения состоит в том, чтобы отец дочь поддерживал, хвалил и вообще обращался с ней по-рыцарски.
Заранее спасибо. Наташа.
(Ответ) Здравствуйте, Наташа!
Я бы начала с того, что Вы написали в конце письма. С формулирования Ваших собственных желаний в отношении поведения папы с дочкой. "Я хочу, чтобы мой муж поддерживал и хвалил дочку". И после этого думать над тем, как это сделать. Поможет в этом вопрос "Что я могу сделать, чтобы мое желание осуществилось?"
Все дело в том, что нам вполне по силам менять реальность. Но при условии, что мы уверены в том, что эту самую реальность мы создаем собственными силами, а не ожидаем, что другие изменяться по мановению волшебной палочки.
Ваша ситуация достаточно легко решается на курсе "Воспитание родителей". Такие ситуации с курсантами решали неоднократно и очень успешно. Приходите, если не справитесь самостоятельно.
А я пока скажу, что можно сделать конкретно, отвечая на вопрос "Как?"
Во-первых, у Вашего мужа, скорее всего, из детства идет четкая модель поведения, что с ребенком нужно вести себя именно так: ругать, критиковать, оценивать. Обычно на попытки изменить такое поведение, человек отвечает: "Меня так воспитывали, и нечего - человеком вырос!"
Изменить модель непросто, но возможно. Если он сможет увидеть со стороны, что реагирует так неосознанно, копируя своих родителей. Если сможете показать, что существуют и другие модели поведения, которые несут гораздо больше плюсов. Если сможете показать ему, что дочка уже взрослеющий человечек, формирующаяся личность, а не кукла, которой можно сказать, что угодно.
Во-вторых, пробуйте моделировать ситуации, в которых муж будет замечать, что она не просто некое мелкое создание, которое не имеет права голоса, а личность. Пробуйте садиться за стол переговоров всем вместе. Задавайте дочке вопросы, и пусть она на них отвечает. Пусть папа видит, что перед ним человек, а не кукла.
И конечно, задавайте вопросы.
- Если бы ты оказался в этой ситуации, как бы ты реагировал?
- Как бы ты реагировал, если бы твой близкий человек назвал тебя плаксой, тупым?
- Как ты думаешь, как реагирует наша дочь?
Нужно чтобы он доставал из себя спонтанные ответы, а не пользовался теми схемами, которые в нем были заложены в детстве.
Авторский курс "Воспитание родителей" - для тех, кто хочет получать удовольствие от общения со своими детьми и близкими родственниками.
Отзывы прощедших курс "Воспитание родителей" можно почитать ЗДЕСЬ.
Авторский курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" - для тех, кто устал от депрессий и бесконечных страхов. Для тех, кто хотел бы с ними разобраться, найти причину и понять механизм этих состояний. Для тех, кто хотел бы иметь под рукой - и в голове - универсальный инструмент для работы с ЛЮБЫМИ страхами.
Отзывы прошедших курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" можно почитать ЗДЕСЬ. В них содержаться не только результаты, которые были достигнуты, но и видение курса глазами курсанта. А также ВСЕ ответы на возможные вопросы о построении курса.