Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Об управлении вашим многоквартирным домом Выпуск 113. МКД-УО-РСО. Где выход?



Уже довольно давно обсуждается вопрос о взаимоотношениях в «любовном» треугольнике МКД-УО-РСО. О долгах (кто кому и сколько должен ), о прямых и не очень прямых договорах, о том как выбраться из блуждания в этих «трёх соснах» разговоров тьма. Если кому-то все ещё не надоела эта тема, то, может быть, хватит терпения прочитать еще и это. В комментариях на эту тему тоже много написано, но как-то мало внимания уделяется четвертой "сосне", самой важной... Сложно, наверное, заприметить
"слона", когда все усилия направлены на то, чтобы подковать блоху.
А между тем, и Минстрой предпочитает искать решение в рамках треугольника и предлагает прямые договоры между жителями и РСО. По сути, вопрос касается центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения, поскольку по электроэнергии и газу прямых договоров очень много. По газу вообще с этим проблем не видно. Единственный вопрос - нужно во всех квартирах установить приборы учета газа, ведь на общедомовые нужды газ не расходуется. С электроэнергией тоже более-менее все понятно,
так как практически приборами учета все квартиры оснащены.
Возможно, нам нужно пройти и через эту, видимо, бесполезную затею с прямыми договорами по теплу и воде, чтобы на практике убедиться в тщетности надежд на то, что они "спасут мир".
( Е.Л.Николаева http://up-gkh.ru/upravlenie_mkd/krah_sistemy_upravleniya/?fb_comment_id=728934047235466_729386470523557&comment_id%3Cbr%20/%3E=729386470523557#f3dd4f3afc )
Ведь тогда шансы разуть глаза и увидеть слона возрастут.
Кстати, в Москве в свое время прямые договоры между жителями и РСО по теплу уже централизованно вводились.
До создания "МОЭК" был такой поставщик тепла как "Мосгортепло".
Однако схема прямых договоров просуществовала недолго - вернулись к договоам через УО.
Интересно, Минстрой проанализировал, почему тогда эксперимент провалился?
Однако, все по-порядку...

Как известно, главное во всяком управлении - это ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. И "управление многоквартирным домом" не является исключением. Неплохой пример, по-моему, организм человека, в котором все функционирует благодаря управляющим командам и сигналам, поступающим во все системы и органы от мозга.

В условиях, когда 98% МКД находятся, по сути, в собственности множества лиц, видится три уровня управления.

Начнем со второго.

2-й уровень - это управление общедолевой собственностью (общим имуществом ) в многоквартирном доме со стороны собственников. Сюда относится ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ по всем вопросам, которые находятся в исключительной компетенции Общего Собрания Собственников, а также ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ органами, созданными собранием и наделенные им же соответствующими полномочиями. Это ЦАРСКОЕ ДЕЛО ХОЗЯЕВ ДОМА. (Оставим в стороне пока вопросы оформления, регистрации и т.п. в отношении МКД. Коллективный характер этой собственности,
скорее всего, очень долго будет неизменным, поскольку единоличного владельца МКД не видно у нас пока даже через самый мощный телескоп ).

3-й уровень - это профессиональное управление вопросами обеспечения дома всеми необходимыми жилищными и коммунальными услугами в требуемых объемах соответствующего качества, отвечающих всем действующим нормам и ЗАКАЗАННЫМ ХОЗЯЕВАМИ ДОМА. Это совсем НЕ ЦАРСКОЕ ДЕЛО ХОЗЯЕВ ДОМА, а сфера деятельности специально обученных, подготовленных, опытных людей, именуемых ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УПРАВЛЯЮЩИМИ.

Эти два уровня управления МКД смогли бы выстроить между собой деловые, конструктивные, взаимовыгодные отношения и наладить эффективное взаимодействие, если бы не одно "но", а именно, монопольный характер коммунальных ресурсов.

В большинстве случаем производство и поставка тепла и воды, а также водоотведения - это удел местных, локальных монополий. Именно естественный монополизм обуславливает необходимость регулирования тарифов и деятельности РСО, что и находится в зоне полной ответственности органов публичной власти, а точнее, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ почти по всей стране за исключением городов федерального значения.
Обеспечение поставки коммунальных ресурсов в нормативных параметрах на ввод в дом по экономически обоснованным тарифам, посильным для населения, рассчитанным исходя из эффективного хозяйствования монополий - это задача и обязанность органов МСУ перед избирателями конкретной территории.

По идее, это и есть 1-й, ПЕРВЕЙШИЙ уровень управления, где о выборе органов МСУ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЕТ население конкретной административной территориальной единицы ПОД СВОЮ И ТОЛЬКО ПОД СВОЮ, И БОЛЬШЕ НИ ПОД ЧЬЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Выбор и смена органов МСУ населением, т.е, демократия, могли бы вынудить эти органы в отношениях с РСО руководствоваться, в первую очередь, интересами жителей.

К сожаление, с этим ПЕРВЕЙШИМ уровнем управления у нас большая проблема. Без исполнения органом МСУ (этим четвертым участником жилищно-коммунальных отношений, четвертой "сосной" ) своих обязанностей не может существовать какая-либо приемлемая схема сбалансированных отношений в треугольнике МКД-УО-РСО. В условиях, когда от РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ органы МСУ, мягко говоря, мало зависимы, а зато находятся под сильным давлением органов государственной власти, присутствует лоббирование интересов монополий вместо
лоббирования интересов жителей, для чего, собственно говоря, и выбирается населением местная власть.

Если представить себе, что в производстве и поставке коммунальных ресурсов в дом, вдруг, исчез монополизм, а появилась конкуренция, у ХОЗЯЕВ дома и их УПРАВЛЯЮЩЕГО появилась масса предложений от поставщиков взять именно их продукцию, то роль органов местной власти во взаимоотношениях этих хозяйствующих субъектов свелась бы к минимуму.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ХОЗЯИН-БАРИН МКД без особых проблем выбрал бы себе вариант обеспечения дома водой, теплом, электроэнергией, газом, водоотведением. И при этом, совершенно безразлично было бы всем за пределами дома, какая договорная схема отношений выбрана в доме: договор с РСО через УО или прямой договор РСО с жителями.

Однако, как мне кажется, исходя из того, что отведение канализационных стоков от дома НЕ ЦАРСКОЕ ДЕЛО, а цена вопроса неизменна, то вариант возложить на УПРАВЛЯЮЩЕГО заботу и об водоотведении и о прочих коммунальных делах был бы предпочтительнее.

Но если такой альтернативы в поставке коммунальных ресурсов у нас нет, то остается единственный вариант - это альтернатива при выборе органов МСУ. К сожалению, так сложилось исторически, что НЕЗАВИСИМОЕ ОТ ГОСОРГАНОВ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - основа демократии - у нас никак не может получить своего подлинного развития и становления.

--------------
Очень интересно почитать запись недавней передачи с известным строителем, депутатом, бывшим главой администрации одного из районов Московской области, Героем Соцтруда Николаем Ильичом Травкиным здесь http://echo.msk.ru/programs/korzun/1504444-echo/ или послушать непосредственно о местном самоуправлении с 36.24 минуты здесь http://echo.msk.ru/sounds/1504444.html , хотя вся беседа заслуживает того, чтобы потратить время на ее прослушивание и прочтение.
Приведу несколько цитат.
"Вот первые годы 90-х лет у нас бурно и правильно развивалось местное самоуправление".
"Общенациональная задача – становление нормального местного самоуправления. Только там может появиться гражданин, только оттуда могут вырасти ответственные люди, гражданское общество".
"Наша беда — говорят, две «д». Не две «д» наши беды, наша беда – патернализм и иждивенчество. Патернализм сверху, как только я начальник, я смотрю вниз, говорю: ну, чего они? Они же ничего не сделают сами, вот надо все двигать им ноги и так далее. И второе: да, народишко-то жуликоватый. А народ снизу смотрит и надеется, что только он может сделать, чтобы я жил лучше. С другой стороны, так посмотрят, говорят: да, чем выше сидит, тем больше жулик. И вот этот патернализм и
иждивенчество – не было исключений в истории, берем любой период. Это единственное, что отличает нас от успешных демократических стран – отсутствие развитого института местного самоуправления.

Что такое местное самоуправление? Это вот институт власти, приближенный к людям, который отвечает за его быт. Вот вышел я из подъезда – и в яму. Кто виноват? Мэр. А мы сегодня пишем на прямую линию Путину, и Путин влезает решать вопрос этой ямы. Будет елка в Хабаровске на площади или нет, или в Ставропольском крае в деревне водопровод не провели бабушке. Он с удовольствием дальше углубляет патернализм, а люди с удовольствием чувствуют себя иждивенцами.
С. Корзун
― И как порвать круг-то вот этот?
Н. Травкин
― Местное самоуправление развивать. Причем развивать его как? Действительно по Конституции. Дать туда полную ответственность за местные дела. Местный бизнес – только вы отвечаете, вы регистрируете, вы администрируете. Ни один мент без согласия местного депутатского корпуса на 300 метров не подойдет к бизнесмену. Мало того, начальник милиции будет каждый квартал по вашему вызову отчитываться по уличной преступности, по кражам и так далее. Административный ресурс, ресурс финансовый. Нужно
пересматривать бюджет.
С. Корзун
― Ну, так естественно, деньги-то надо вниз спустить – кто же их туда спустит-то, деньги вниз?
Н. Травкин
― Но вместе с ответственностью. Сегодня почему-то все говорят, что дайте нам деньги, дайте нам права. Нет, ребята, и ответственность всю. Вот даны деньги под состояние бытовой преступности – мэр и депутаты отвечают. Даны деньги под развитие малого бизнеса – малый бизнес все налоги только вам платит. Налог на недвижимость закрепили за вами? Только от вас зависит, вы месяц согласовываете место под стройку или ждете три года, пока вам занесут. От вас. И когда человек начинает писать выше, ему
просто возвращается это, начиная с губернатора и с президента. Президент на прямой линии, на вопрос, будет ли у нас елочка, перелистывает и говорит: это вы спросите у мэра, которого вы избирали.

Все легенды, что разворуют и так далее, воровство на муниципальном уровне – это мальчишество, это баловство по сравнению с тем, что происходит гораздо выше, начиная с губернского уровня. А потом, что такое, вот я повторяю, ответственность? Не пришли голосовать. Вот идет прием населения – это законодательно надо внести – а секретарша, которая записывает на прием, у нее справка, голосовал ты или не голосовал, неважно, за кого. Это же открытая информация. На выборы не ходил ты, ты мэра не
выбирал, депутатов не выбирал, и тебе говорят: гражданин, нам очень прискорбно, что крыша у вас течет, или что желтая вода прет из крана, но когда будете выбирать власть, тогда придете и предъявите к ней претензии. А сейчас гуляйте.

И этого будет достаточно, чтобы 90% шло и выбирало. Да, пусть выберут болтуна, но очухаются. Надо регламентные нормы законодательно ослабить, не ждать 4 года, допустим, а дать возможность через 2 года людям, ну, какие-то процедуры, переизбрать. Думайте, кого избираете. Кого избираете в городе, в районе, в поселке – так будете и жить. Уверен, через две, максимум три легислатуры мы научимся выбирать местную власть, научимся выбирать депутатов. А тогда мы научимся выбирать и выше."
----------------

Что фактически должно происходить на этом 1-ом, ПЕРВЕЙШЕМ уровне управления? Если обратиться к жилищно-коммунальной терминологии, то население (избиратели) выбирают УПРАВЛЯЮЩУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, другими словами, Орган Местного Самоуправления, для управления принадлежащей этому населению территориальной собственностью, называемой собственностью муниципального образования.

Среди прочего, внимание интересующихся вопросами жкх, в данном случае должно быть привлечено к тому, что в составе этой собственности местного населения находятся все тепловое, водопроводно-канализационное, электро- и газовое хозяйство. Выбирая Орган МСУ, мы выбираем, по сути, Управляющего нашим внедомовым имуществом, инженерной инфраструктурой территории, нашей коммунальной собственностью, т.е., того, кто от нашего имени этим имуществом управляет. Это еще одно наше общее имущество, только его
собственниками являются все жители муниципального образования.

В функции выбираемого на 1-м уровне Управляющего (органов МСУ, а конкретно, это выборы главы муниципальной власти и местных депутатов) нашим внедомовым имуществом входит и установление тарифов на содержание коммунального хозяйства, контроль за эффективной работой местных монополий, которые АРЕНДУЮТ У НАС, У ЖИТЕЛЕЙ, т.е., у нашего муниципального образования, нашу инженерную инфраструктуру, используя которою они и поставляют нам тепло, воду, осуществляют водоотведение. Все эти трубы во дворах, ЦТП,
насосные станции, станции химочистки и водопрдготовки, котельные - это муниципальная, коммунальная собственность жителей муниципальной территориальной единицы. Ощущаем ли мы себя ХОЗЯЕВАМИ этого имущества? Понимаем ли мы, что означает выражение "местное самоуправление - деятельность местного населения под свою ответственность"? Хорошо ли мы вникли в определение, что такое местное самоуправление? "Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное
решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории". Понимаем ли мы, что органы государственной власти к нашему коммунальному имуществу никакого отношения не должны иметь?

Итак, что нужно, чтобы вся система ЖКХ нормально функционировала?

1.Настоящий, полноценный, сознательный выбор населением (избирателями, гражданами) органов Местного Самоуправления, которые от нашего имени руководят ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ в целях удовлетворения наших коммунальных потребностей в тепле, воде, электроэнергии, газе, водоотведении, используя принадлежащую муниципальному образованию инженерную инфраструктуру, т.е., арендуя для этого у нас наше коммунальное имущество. Это 1-й уровень управления.

2. Настоящий, полноценный выбор в нашем доме команды собственников, которая будет обеспечивать подготовку и организацию принятия решений собственниками помещений в доме по всем вопросам, отнесённым к компетенции органа управления домом, т.е., общего собрания собственников. Это 2-й уровень управления.

3. Настоящий, полноценный выбор собственниками помещений в доме ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО (из присутствующих на КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОМАМИ, не муниципальные управляющие организации возвращать, а КОНКУРЕНЦИЮ развивать надо), который будет осуществлять всю необходимую деятельность по управлению нашим домом, обеспечивая жителей всеми необходимыми жилищно-коммунальными услугами. Это 3-й уровень управления.

Когда мозг перестает подавать управляющие команды, то жизнь в организме какое-то время могут поддерживать из-вне врачи-реаниматологи. Но что это за жизнь... Тут или восстановится мозговая деятельность организма и пойдут управляющие команды или... Правда, сейчас, говорят, медицина способна поддерживать кое-какую жизнь в организме, находящемся в коме, бесконечно долго...

Будет ли когда-то в России полноценное функционирование 1-го уровня управления, когда ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ управляющие сигналы и команды от избирателей станут поступать во все органы и системы местного самоуправления? Думается, что в наибольшей степени от этого зависит сбалансированность интересов всех участников жилищно-коммунальных отношений.

Поиски спасения в прямых договорах напоминают анекдот.
"Человек ночью что-то ищет вокруг фонарного столба:
- Что-то потеряли?
- Да, ключи.
- А где поточнее потеряли?
- Да вон там, метров 100 отсюда?
- Так почему здесь ищете?
- А здесь виднее..."

В избранное