Пресс-релизы. Сельское хозяйство и пищевая промышленность Изменение поведения потребителей в отношении экономии на продовольственных продуктах: сравнительный анализ 1Q09 и 3Q09
Заголовок: Изменение поведения потребителей в отношении экономии на продовольственных продуктах: сравнительный анализ 1Q09 и 3Q09
Компания: Profi Online Research
Агентство маркетинговых исследований Profi Online Research опубликовало результаты исследования за III квартал 2009 года "Изменение мотивации и потребительского поведения в условиях кризиса" . Сравнительный анализ данных за I и III кварталы 2009 года показал, что среди наших соотечественников за указанный период времени оформились 2 основные модели покупательского поведения, которые отражают реакцию людей на кризис.
Так, почти половина респондентов (41% в I и 45% в III квартале) указали, что основным способом экономии на продовольственных товарах для них стал поиск точек, в которых товары, которые они обычно покупали, стоят дешевле. Этот факт свидетельствует о том, что россиянам оказалось сложно отказаться от привычных им продуктов, несмотря на то, что финансовый кризис значительно пошатнул финансовое положение многих из них. Однако переходить на более дешевые марки оказались готовы лишь около 1/6 опрошенных. Большинство
же отметило, что для него предпочтительнее делать привычные покупки реже или в меньшем объеме (около 1/3), нежели чем экономить и приобретать продукты более дешевых марок.
Практика покупки товаров большими объемами, которая широко распространена практически во всех странах западной Европы и США, в России признания не получила. Как в I, так и в III кварталах 2009 года к ней прибегали только 8% участников исследования. Люди не считают, что данный способ покупок поможет им сэкономить.
Анализируя более детально самую распространенную стратегию поведения российских потребителей - поиск торговых точек, в которых привычные товары стоят дешевле - выясняется, что она применима практически ко всем продовольственным товарам. Исключение составляет разве что хлеб и детское питание - чтобы купить их, люди не стараются искать места, которые предлагают более демократичную стоимость на эти продукты. "Вероятнее всего, причина кроется в том, что россияне не готовы экономить на детях и будут переплачивать,
но приобретать детское питание в проверенных и надежных местах, - говорит директор по исследованиям компании Profi Online Research Виктория Соколова. - Что же касается хлеба, то в цене здесь выиграть сложно. Практически в любой торговой точке разница цены покупки будет невелика, а наши, не привыкшие к ведению семейного бюджета сограждане, не готовы оценить, например, годовую экономию". Однако такие категории продуктов как колбасные изделия, чай, кофе, овощи, полуфабрикат
ы респонденты стали покупать в торговых точках, которые дают возможность им экономить.
Добавим, что данная тенденция к осени 2009 года только усилилась. По сравнению с I кварталом 2009 года все большее число людей стало искать места, где могут приобрести различные продовольственные товары по низкой цене. Особенно это отразилось на табачной продукции: если в I квартале только 26% участников исследования говорили о том, что будут экономить на ней за счет поиска точек продаж с более низкими ценами, то к концу III квартала так стали/планируют поступать 35% опрошенных. Что касается овощей, то, как
видно на графике, многие также стали искать места, где их можно приобрести дешевле. Данная тенденция может быть связана с наступившим сезоном на овощи и фрукты.
Что касается таких категорий продовольственных продуктов как яйца, хлеб, свежемороженые продукты и икра, как в начале года, так и во второй его половине, люди не стараются экономить на них за счет поиска торговых точек, предлагающих на данные товары более низкую цену.
Как говорилось выше, такой способ экономии как приобретение товаров бОльшими объемами оказался менее всего востребован россиянами (только 8% участников исследования отметили, что экономят таким образом). Из тех, кто все-таки старается в целях сокращения затрат закупаться продуктами впрок, около 15% опрошенных приобретают бОльшими объемами бакалею и макаронные изделия. Также, около 10% респондентов, покупающих табак и консервы, отметили, что могут купить этих товаров больше, чем им нужно, чтобы сэкономить.