Св.Исайя(?? - ум. 370), отшельник, жил во второй половине четвертого столетия от Р.X.,
– современно с Аввою Макарием Великим. Местом подвигов его был нижний Египет, –
а в нем пустыня Скеф (Skethos), обычно называемая нами – Скит (Skete),
недалеко отстоящий от Александрии, где монашествующие проводили жизнь
созерцательную в глубоком безмолвии (sige).
В каком возрасте избрал он поприще монашеской жизни, неизвестно, знаем только,
что он был сыном бедных и незначительных родителей, как это видно из плача его и из поношений,
какими поносил его ученик его Елисей, во время искушения своего
называвший его человеком низкого происхождения.
Преподобный Исайя пользовался вниманием современных ему монахов, из которых многие руководствовались
советами его и охотно оказывали ему совершенное послушание.
Был он знаем и тогдашнему патриарху Александрийскому, который, когда преподобного злословил его Елисей,
сказал: немы да будут устны льстивые, глаголющие на праведного беззаконие,
гордынею и уничижением (Пс. 30, 19).
Преподобный Исайя был крайне смирен и имел благодать глубокого плача, как это видно
из кроткого ответа его ученику Елисею во время искушения поносившему его и злословившему,
и из 14 слова его – практика плача, внимательное чтение которого может умягчить и привесть
в сокрушение даже каменное сердце.
По обычаю отцов, безмолвствовавших в Ските, преподобный Исайя имел двух учеников – Петра и Елисея.
Для первого написал он преназидательное слово (26-е), а о последнем есть в Герондике 10
душеспасительное сказание. Кроме этих двух учеников, его советами и наставлениями
руководствовались и многие другие монахи, с которыми он вел беседы не лично только, но и письменно.
День и ночь поучаясь в Божественных Писаниях, и обильные почерпнув струи духовной мудрости из
спасительных сих источников, он соделался творцом многих прекраснейших словес,
которые обнимают разные душеспасительные предметы и составляют целую книгу.
Преподобный Исайя назван отшельником по причине любви его к глубокому уединению и
подвижнического отдаления его от всех, так что в последние годы его жизни с ним не жили
даже ближайшие его ученики, а только по временам навещали его, как видно из 27-го слова.
О писаниях Преподобного упоминают: Епископ Аммон в послании своем к Феофилу патриарху
Александрийскому, Никифор монах в слове своем о хранении сердца.
Варсанофий Великий, Иоанн Дамаскин, Григорий Синаит и др.
В дошедшем до нас сборнике слов аввы Исайи содержится их 29, но очень вероятно, что здесь
помещены не все слова аввы Исайи. Ибо в извлечениях из его слов есть такие наставления,
которых нет в сих словах.
Кроме этих слов, есть еще от сего аввы правила для новоначальных монахов, сохраненные
аввою Венедиктом Анианским (нач. 9-го века), в его сборнике монашеских уставов 11.
Об этих правилах в означенном сборнике замечается, что они извлечены из слов аввы.
Но в словах не все их можно найти. Потому надо допустить, что многие и из них или взяты из
несохранившихся слов аввы, или были преподаны им отдельно от слов разным лицам, в
разное время, – и потом переходили из уст в уста и кем-нибудь собраны воедино, не в порядке
течения мыслей, а как были слышаны, так и прилагались в общее собрание их.
Они одного духа и содержания с правилами св. Антония Великого.
Некоторые слово в слово одинаковы с ними. Надо полагать, что авва Исайя был ближайшим
преемником учительного дара аввы Антония Великого, вместе с аввою Макарием Великим.
В Добротолюбии помещена статья аввы Исайи о блюдении ума, в 27-ми главах.
О ней говорится там в предисловии, что она есть извлечение из слов сего аввы,
и содержит краткое наставление о том, как отражать прилоги помыслов, сохранять
совесть незазорной, держать сокровенное поучение в сердце, и разумно блюсти во всяком
безмятежии троечастность души.
***
"Если увидишь, что тело твоё ленится, скажи ему: или хочешь покоя в это краткое время, а там - быть
вверженным во тьму кромешную? И если понемногу будешь так возставлять себя, придёт к тебе сила
(к бодренности)".